0
1183
Газета Общество Интернет-версия

02.07.2008 00:00:00

Между названием и сутью

Леонид Сюкияйнен

Об авторе: Леонид Рудольфович Сюкияйнен - доктор юридических наук, специалист по исламскому праву.

Тэги: законодательство, депутаты, имущество, проблема


Едва ли перспективно и необходимо вводить в федеральное российское законодательство понятие «вакуфного имущества». Это будет сделать сложно, если учитывать то, как в целом складывается российское законодательство, регулирующее вопросы собственности. В то же время возникает ряд вопросов в связи с тем, как эта тема обсуждается в настоящий момент, – взять хотя бы новую инициативу Госсовета Татарстана.

Мне кажется, что российское законодательство как на федеральном, так и на республиканском уровнях позволяет осуществлять деятельность, которая содержательно близка и принципиально не отличается от того, как могут функционировать вакфы. Дело не в названии, а в сути. Что касается терминологии, то татарстанские депутаты определяют вакф недостаточно корректно. В частности, вакф как исламский правовой институт никогда не был связан исключительно с исламскими религиозными организациями. Он никогда не предполагал расходования средств только лишь на религиозные цели. Вакуфное имущество может использоваться в различных целях – в том же Татарстане до революции средства, полученные от него, направлялись на помощь нуждающимся, престарелым, на социальные и медицинские программы. Если мы обратимся к практике современных мусульманских стран, где вакфы сохраняются, то увидим, что значительная часть вакуфного имущества используется вовсе не на религиозные нужды.

Под «религиозными нуждами» по большому счету нужно понимать использование средств в интересах исламских религиозных организаций. Такая узкая трактовка, на мой взгляд, может стать одним из препятствий для возрождения вакуфной культуры в России и вызвать настороженность у представителей других религий. Они вполне обоснованно будут задаваться такими вопросами, как: «Почему это имущество должно использоваться лишь исламскими религиозными организациями да к тому же не облагаться налогами?» Если планируемые поправки в Федеральный закон «О свободе совести» будут касаться имущества, переданного именно исламским организациям на религиозные цели, то они не будут приняты.

Почему речь идет о «неотчуждаемой недвижимости»? Движимое имущество тоже может быть вакуфным. Например, в современных условиях существуют денежные вакуфные вклады. Из ряда исторических примеров мы узнаем о так называемых «наличных вакфах», это как раз денежные суммы.

Госсовет Татарстана, по сообщению Интерфакса, не удовлетворен ответом Министерства финансов РФ на его запрос: дескать, Минфин констатировал, что «вопрос неотчуждаемого имущества религиозных организаций законодательно не урегулирован». Но, как мы уже отметили, вакф отнюдь не сводится к имуществу религиозных организаций. Кроме того, вакуфное имущество в определенных случаях отчуждаемо. Замечу, что в рамках ханафитского толка ислама возможен отзыв вакуфного имущества. Оно становится неотчуждаемым лишь по решению суда или если было учреждено в пользу мечети. Так что Минфин или Минюст давали заключение на некорректно сформулированный запрос относительно возможности законодательного признания института вакфа. Естественно, российский законодатель не пойдет на такой вариант поправки в действующее право. Жаль, если такие неточные, искажающие суть вакфа, формулировки станут непреодолимым препятствием на пути использования этого перспективного исламского правового института благотворительности в нашей стране.

Разиль Валеев утверждает, что разных подходов к исламу «быть не может». Почему же не может? В разных странах эти подходы разные. Есть исламские страны, в которых существуют министерства по делам вакфов. В России это невозможно, это светское государство.

Вопрос требует спокойного рассмотрения. Тот способ, которым его пытаются решить, может лишь насторожить скептиков и в будущем создать проблемы для обсуждения вакфов даже на республиканском уровне. Поправка, внесенная в татарстанский Закон «О свободе совести», вполне корректна. Подобные вопросы должны решаться на основе федерального законодательства, в котором есть место для благотворительных фондов, некоммерческих организаций и т.д. Мусульманские правоведы, которым доводилось бывать в России, отмечали, что наше гражданское законодательство, а также законы о благотворительной деятельности, о некоммерческих организациях – все это вместе уже сейчас позволяет реализовывать многие виды деятельности, близкие или даже содержательно совпадающие с идеей вакфа. В свое время на одном из семинаров в Совете муфтиев России выступал с докладом председатель Корпорации вакфов Кувейта доктор Мухаммад Абдель Гаффар аш-Шариф. Он задал российским мусульманам вопрос: «Есть ли у вас в России законодательство о благотворительной деятельности?» Ему ответили, что есть. Он спросил: «Есть ли в этом законодательстве такая форма благотворительной организации, как фонд?» Оказалось, что фонды у нас тоже есть. Доктор аш-Шариф задал еще пару вопросов и резюмировал: «Я не вижу никаких препятствий для того, чтобы основные параметры вакфа работали в рамках действующего российского законодательства». Дело ведь не в том, чтобы назвать какой-то фонд вакфом.

Конечно, чтобы посмотреть на проблему таким образом, необходимо хорошо разбираться в теории вопроса. Например, вакфы могут учреждаться не только лишь в пользу мусульманских организаций и не только мусульманами. Исламское право содержит единственное ограничение: вакф нельзя учредить в пользу неисламской религиозной организации – христианской церкви или иудейской синагоги. Кроме того, прежде чем говорить о введении понятия «вакф» в законодательство, необходимо изучить собственную историю и учитывать приверженность исламским правовым традициям – в случае Татарстана речь идет о ханафитском фикхе. Автоматически переносить чужой опыт на российскую почву не следует.

Вакуфное имущество – не только правовая проблема, но и культурно-психологическая, и даже нравственная. Нужно воспитывать культуру благотворительности и меценатства. У нас дела в этой области обстоят не лучшим образом. Подчас к благотворительности и вовсе относятся настороженно. Без возрождения культуры исламской благотворительности, глубокого изучения истории, ознакомления с современной практикой мусульманских и западных стран в области вакфов, овладения основами исламской правовой теории вряд ли перспективно ставить вопрос о какой-либо форме правового признания этого института в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1621
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4091
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2262
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2550

Другие новости