0
1484
Газета Общество Интернет-версия

18.05.2011 00:00:00

Семинарии ждет оживление

Тэги: рпц, образование


рпц, образование Зампред Учебного кимитета РПЦ считает, что священник должен уметь доносить богословские знания до каждого.
Фото из архива архимандрита Кирилла (Говоруна)

Вопрос о реформировании системы богословского образования в Русской Православной Церкви обсуждается уже не один год. Но только недавно, на Архиерейском Соборе 2011 года, он получил реальный административный импульс, в частности, Собор принял документ «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в котором наряду с различными аспектами современной церковной жизни коснулся также и предстоящих реформ богословского образования. О том, какие изменения в подготовке будущих священнослужителей планируется провести в недалеком будущем, а также о современных проблемах духовного образования и перспективах их решения журналисту Антону КУРИЛОВИЧУ рассказал заместитель председателя Учебного комитета РПЦ архимандрит КИРИЛЛ (Говорун).

– Согласно решениям последнего Архиерейского Собора в области богословского образования священников, которые в прошлом в силу объективных причин не смогли получить богословское образование, обязали восполнить этот пробел. Есть ли статистические данные, какому количеству священнослужителей необходимо получить богословское образование? Как быстро будет проходить этот процесс?

– Действительно, духовному образованию в нашей Церкви сейчас уделяется особое внимание. Образование – это будущее и Церкви, и, по большому счету, общества, в котором Церковь будет продолжать осуществлять свое служение. Когда мы говорим о духовном образовании, то имеем в виду прежде всего систему подготовки будущих пастырей. Сейчас все более актуальным также становится вопрос специальной подготовки тех, кто будет работать с отдельными социальными группами: молодежью, военнослужащими, больными, заключенными и так далее. Пока с этими группами работают люди, как правило, без специальной подготовки. Однако такая подготовка им нужна, и мы думаем над тем, как ее наилучшим образом организовать.

Последний Архиерейский Собор подтвердил решение предыдущих Соборов о том, что всякий готовящийся к принятию сана должен в обязательном порядке получить богословское образование. Отдельно стоит вопрос о тех священнослужителях, которые уже трудятся в приходах, но богословского образования получить не успели. Боюсь, я не смогу привести конкретных статистических данных, сколько насчитывается таких священников, но, к сожалению, это число еще велико. Отчасти данная проблема решается наличием в наших семинариях и академиях заочного сектора, где священнослужители получают образование, продолжая осуществлять полноценное приходское служение. Но даже те священники, которые в свое время получили богословское образование, с годами теряют багаж полученных знаний. Также знаний, полученных 20 или 30 лет назад, уже оказывается недостаточно, чтобы осуществлять служение в современном мире. Священники сами часто признаются, что рутина настолько затягивает их, что не всегда и книгу в руки возьмешь. То есть для нашей Церкви актуальным становится вопрос повышения квалификации священников в течение всего их служения. Данный вопрос еще проходит стадию обсуждения, и как реализовывать такую цель – у нас окончательного ответа нет. Таким образом, спектр вопросов, относящихся к духовному образованию, чрезвычайно широк, и Церковь пытается их разрешать. Как долго продлится поиск ответов на эти вопросы – пока сложно определить.

– В духовных учебных заведениях дореволюционной России семинаристов старались не знакомить с тенденциями социальной и политической жизни российского общества. Подобная ситуация еще 10 лет назад наблюдалась и в современных духовных школах РПЦ. Таким образом, молодым пастырям было крайне затруднительно давать грамотные ответы на вопросы, волнующие их паству. Произошли ли за последние годы изменения в подготовке священнослужителей применительно к реалиям современной жизни?

– Думаю, что изменения в лучшую сторону произошли. Актуализация получаемых в духовных школах знаний является сейчас для нас приоритетом. Как я уже сказал, подготовка священников – наша главная задача, но мы хотим, чтобы пастыри получали знания, которые имели бы как можно больше точек соприкосновения с реальной жизнью. В новой системе образования упор делается на умении студентов применять полученные знания на практике. То есть мы должны готовить людей не только знающих, но и умелых. Выпускник духовного учебного заведения должен уметь доносить свои фундаментальные богословские знания как до подготовленной, так и до неподготовленной аудитории. Мы имеем намерение реализовывать данные приоритеты в новой системе духовного образования.

– Насколько система богословского образования в Католической и Протестантских Церквах отличается от принятой в русских духовных школах? Хотелось бы также узнать, как обстоит дело с богословским образованием в других Православных Церквах.


Ученики духовных школ должны за книжной премудростью не проглядеть современную жизнь.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

– Существует огромное многообразие систем богословского образования в различных христианских традициях. Даже в Православных Церквах образовательные системы заметно различаются. Мы не хотели бы перекраивать нашу систему по лекалам какой-либо из существующих традиций. Мы твердо намерены сохранять традиции нашего богословского образования. При этом мы хотим ввести его в более тесное общение с другими образовательными системами – как православными, так и инославными. Что касается принципиального различия богословского образования на Западе и у нас, то, пожалуй, это то, что на Западе богословие традиционно является частью университетского образования. У нас же оно всегда развивалось в рамках отдельной системы со своими собственными учебными заведениями – семинариями и академиями. Мы имеем намерение сохранить эту систему, но при этом прийти и в университеты, что вполне соответствовало бы примеру Запада. Собственно, это уже отчасти сделано, и при многих университетах у нас существуют богословские кафедры или факультеты. Некоторые из них, например, в Тульском университете, являются образцовыми среди других факультетов. Что касается других Православных Церквей, то недавно, в ноябре 2010 года, представители наших духовных академий посетили основные православные богословские факультеты Европы. Мы обнаружили, что при всем многообразии форм обучения там они все же имеют общую тенденцию интеграции в единое европейское образовательное пространство в рамках так называемого Болонского процесса.

– В течение многих лет в РПЦ существует программа обучения талантливых студентов в ведущих западных богословских заведениях. Но, насколько известно, на родине эти знания часто оставались практически не востребованными, за исключением, пожалуй, Отдела внешних церковных связей. В целом же в церковной среде на молодых людей, окончивших западные учебные заведения, смотрели с недоверием и опаской, как на потенциальных еретиков и вольнодумцев. Можно ли сказать, что за последнее время ситуация изменилась?

– Действительно, выпускнику зарубежного вуза не всегда было легко найти служение, которое соответствовало бы уровню полученного им образования. Специальное внимание этому уделял в свое время разве что тогдашний председатель ОВЦС МП, нынешний Святейший Патриарх Кирилл. Сейчас возможностей устроиться в Церкви с зарубежным дипломом гораздо больше. Наши учебные заведения намного охотнее берут к себе таких выпускников, а некоторые даже в значительной мере ориентируются на них, как, например, Общецерковная аспирантура и докторантура.

– Еще недавно в семинариях и академиях физическому развитию будущих пастырей не уделялось практически никакого внимания. Поэтому тем семинаристам, кто хотел себя физически развивать, приходилось это делать в частном порядке. Изменилось ли у руководства духовных учебных заведений отношение к данному вопросу?

– Да, сейчас при многих учебных заведениях организованы специальные залы и площадки, где студенты могут заниматься спортом или физкультурой. Проводятся даже межсеминарские турниры, например по футболу.

– Какой в идеале вы бы хотели видеть систему богословского образования РПЦ в ближайшем будущем?

– Боюсь, нам не удастся создать идеальную систему. Но важно, чтобы система духовного образования была живой. Чтобы в ней были преподаватели, которым интересно развивать богословскую науку. Чтобы студентам в такой системе было интересно учиться и они не «выгорали» бы еще до того, как закончат учебное заведение. Чтобы все в этой системе имели достаточную мотивацию и возможности собственного развития, а также желание развивать свою школу. Чтобы из семинарии выходили люди с живой верой и пониманием того, как они могут передать свою веру другим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2337
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5171
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2864
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3306

Другие новости