0
1032
Газета Особая папка Интернет-версия

29.09.2000 00:00:00

Хаос будет возрастать

Тэги: Громов, Горбачев, КПСС


Реформа политической системы завершилась в этом году полным торжеством всех центробежных тенденций в стране, и огромная империя, сколоченная с помощью насилия и страха, рухнула. Стремительный развал Союза поставил союзный центр и самого Президента Горбачева в весьма затруднительное положение.

Анализируя процессы модернизации разных социальных систем в сторону рынка и демократии, известный американский политолог Роберт Дал отмечал, что бывают ситуации, когда политическая элита вынуждена принять и продолжать нежелательные для себя изменения только по той лишь причине, что потери от этого как для самой элиты, так и для народа в целом окажутся менее губительными, чем та цена, которую необходимо заплатить обществу для возвращения к исходному или близкому к нему рубежу. Но судя по всему, президент пошел иным путем. Вся совокупность указов и программных заявлений Президента, включая проект Союзного договора и предложенные 5 декабря Верховному Совету поправки к Конституции, свидетельствуют о неадекватной оценке как союзным центром, так и президентом сложившейся ситуации. Вместо экономического и, возможно, военно-политического союза государств, к чему по всей видимости могли бы присоединиться все республики, центр стремится навязать Союзный договор, в основе которого лежит идея единого федеративного государства, который мог бы быть приемлем еще позавчера, но никак не ныне, когда практически все республики объявили о приоритете своих законов над союзными.

Да и сам центр осознает невозможность реализации своей воли без инструментов насилия. Поэтому и идет многоплановая консолидация сил центра. Во-первых, началась перманентная демонстрация готовности армии к сохранению единства Союза. Во-вторых, кадровые перестановки в Министерстве внутренних дел говорят о том, что и в этой силовой структуре, почти растасканной по республикам, также пытаются придать вертикальную целостность, подкрепляя ее авторитетом боевого генерала Громова и новыми воинскими силами. Хотя можно предположить, что перемещение Громова в систему МВД может иметь и другие цели, скажем, как фактор возможного противовеса молодого некоррумпированного и популярного в армии генерала старому консервативному армейскому генералитету, если последний попытается сомкнуться с консервативными политическими силами против нынешнего политического руководства в центре. В-третьих, явно ощущаются настроения "реванша" в КПСС. В-четвертых, указ Президента о рабочем контроле, которому даются широкие полномочия в его действиях совместно с милицией и органами КГБ, фактически подготавливает инфраструктуру для возникновения параллельных властных структур в республиках и областях. На эти структуры смогут опираться инспектора, призванные, согласно программе Горбачева, контролировать в республиках и на местах реализацию указов Президента и законов, принятых Верховным Советом. Фактически идет всесторонняя подготовка структур для преодоления в республиках и на местах сопротивления центру со стороны демократическим путем избранных органов власти. К этому следует добавить, что еще одним очень серьезным элементом, придающим законченность этой новой структуре власти, могут стать директора предприятий союзного подчинения, которые имеют в своем подчинении большие людские и финансовые ресурсы.

Помимо создания инфраструктуры альтернативной власти в противовес Советам идет планомерная работа по приданию этим действиям легитимного характера. Совершенно очевидно, что Союзный договор имеет мало шансов в настоящем виде быть подписанным многими республиками, и поэтому Горбачев прибег к испытанному методу. Фактически все основные идеи договора предложены в качестве поправок к Конституции для принятия IV съездом народных депутатов СССР. Нет сомнений, что они будут приняты съездом. Ясно, что все эти меры центра направлены против республик, вышедших из повиновения, и в первую очередь - Российской Федерации, а также Москвы, Ленинграда и тех крупных промышленных городов, где демократические силы оттеснили от власти старые номенклатурные структуры.

Мне кажется, что центр, скорее всего, одержит верх в России и, возможно, в некоторых других республиках, так как демократическая власть оказалась очень хрупкой и малоэффективной. Однако фронтальная атака со стороны нынешнего умеренного реформистского руководства во главе с Горбачевым с опорой на, по всей видимости, консервативные силы если и завершится победой центра, то это будет пиррова победа.

Конечно, трагично, что демократы, или по крайней мере антиноменклатурные силы, пришли к власти не на основе опоры на дифференцированные и ясно выраженные интересы гражданского общества. Но это не их вина, это скорее их беда и результат реформ Горбачева, который, не осуществив необходимую подготовку в экономической сфере, выбрал стратегию создания альтернативных структур вне партии. Реформы Горбачева не создали более или менее значительных социальных сил, "насмерть" стоящих за переход к рынку и демократии. Но если сейчас центр во главе с Горбачевым при опоре на консервативные силы раздавит либералов и демократов в республиках и крупных промышленных центрах в России, мы рискуем оказаться в еще худшей ситуации, чем Польша в 1981 году после военного переворота.

В настоящее время отсутствует более или менее организованное в масштабах страны или хотя бы России демократическое движение. Все еще символическими являются все формы собственности, кроме государственной. Отсутствие всего этого - верный признак того, что следующая волна демократического движения и возникновения новых горизонтальных структур, понимание и готовность к реформам в стране могут наступить, в отличие от Польши, не через одно десятилетие. Мне представляется, что перед тем, как принимать окончательное решение и определить стратегию и тактику по отношению к будущему Союзу, к функциям центра и республик, к левым и правым, следует ясно осознать, к каким последствиям это может привести.

Конечно, саму по себе идею перехода к президентской исполнительной власти можно только приветствовать. Но из всех известных на Западе форм президентской власти избрана, на мой взгляд, наихудшая. Из системы американской взята идея президента и вице-президента, избранных народом, с приданием президенту еще больших прав и полномочий, чем их имеет президент США. Из Франции взята идея сохранения должности премьер-министра, но, в отличие от французской системы, практически без всяких прав и полномочий для него. Во Франции существует принцип разделения власти правительства и президента, ибо президента избирает народ, а правительство формирует победившая на парламентских выборах партия. Президент имеет большие права и полномочия, но и правительство имеет независимый источник легитимизации своей власти и существенные права и полномочия. В предложенной же Горбачевым системе все права и полномочия сохраняются за президентом, а за премьер-министром - вся ответственность в роли по сути козла отпущения.

С сожалением хочу констатировать в заключение, что, даже если удастся реализовать предложения по реформе системы власти, она вряд ли заработает. Построенные на разных принципах разные институты будут блокировать друг друга и умножать хаос и неуправляемость в стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1312
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3461
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1957
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2249

Другие новости