0
4367
Газета Особая папка Интернет-версия

24.11.2000 00:00:00

Ошибка или нет? Сегодня в Париже Борис Ельцин подпишет договор Россия - НАТО

Андраник Мигранян

Об авторе: Андраник Мовсесович Мигранян - политолог, член Президентского совета. Хавьер Солана - генеральный секретарь НАТО.

Тэги: Россия, НАТО, Солана, Примаков


Андраник Мигранян

Против

Подписание 27 мая Основополагающего акта Россия-НАТО можно по праву поставить в ряд таких судьбоносных событий в истории международных отношений, как Венский конгресс, Версальский мир, Ялтинские и Потсдамские соглашения. Этот акт может стать одним из важнейших документов, оформляющих новый миропорядок после окончания холодной войны. России уготована участь испить до дна горькую чашу поражения и унижения как продолжательнице Советского Союза, который потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Несмотря на вклад самой демократической России в поражение коммунистического Советского Союза и идеологическую близость нынешних российских властей со своими партнерами на Западе, российской дипломатии не удалось избежать участи побежденной державы. Анализ содержания акта Россия-НАТО свидетельствует о том, что этот документ фиксирует новое соотношение сил в мире после окончания холодной войны, где Россия потерпела поражение, ей показали ее место, и она фактически согласилась с этим. Если правда то, что в закончившейся холодной войне Россия потерпела поражение, то странно было бы ожидать, что послевоенный мир будет устроен при полном учете ее интересов. Очевидно, что победители решат воспользоваться плодами победы и оформить ее в международно-правовом плане. Такая позиция Запада не удивляет. Удивляет то, что российская сторона пытается представить согласованный к подписанию документ как равноправный. Хотя текст документа сохранялся в секрете, многочисленные комментарии высокопоставленных западных политиков и дипломатов дают основание предположить, что по всем важнейшим вопросам России не удалось добиться от своих западных партнеров реального учета ее интересов.

Запад взял твердое обязательство только в одном: не брать ни по какому вопросу никаких обязательств, которые могли бы в будущем связать ему руки в отношениях с Россией. Это относится к таким много раз прокомментированным в нашей печати проблемам, как характер самого акта и степень его обязательности для сторон, продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам бывшего СССР, возможное членство в НАТО республик бывшего Советского Союза, статус Совета Россия -НАТО и право вето со стороны России в случае разногласий по тем или иным вопросам европейской безопасности.

Чего добьется Россия, подписав данный акт? По большому счету - ничего. Будет продолжена старая политическая линия, восходящая к эпохе Козырева, когда в риторике будет возобладать утверждение типа "мы обречены быть великой державой", будет поддерживаться иллюзия, что нас воспринимают на Западе как великую державу, в то время как в реальности наши интересы и нашу озабоченность по многим вопросам не воспринимают всерьез. Может быть, допустят в Парижский клуб и Всемирную торговую организацию, пригласят на встречи "семерки". Уже становится дурной традицией, со времен внешней политики Шеварднадзе - Козырева, сначала делать серьезные уступки по ключевым вопросам, а затем ждать вознаграждения. Недавний опыт учит: наши партнеры хорошо понимают, что ничего не стоит услуга уже оказанная, - так что можно и не дождаться вознаграждения до очередных серьезных уступок. Что касается "семерки", то вряд ли участие России в этом форуме имеет хоть какое-то серьезное значение для России. Это скорее поддержание иллюзии о статусе великой державы. Согласие Запада на участие России в "семерке" - это попытка связать Россию новыми обязательствами и требовать от нее ответственного перед Западом поведения на мировой арене, так как основные проблемы повестки дня встреч "семерки" проходят обкатку и согласование в рамках таких западных региональных структур, как НАТО, Европейский союз и другие, без предварительного участия России. Слабая в экономическом и военном отношении Россия, представленная в одиночестве в этом форуме, всегда будет вынуждена играть по предложенным правилам, выработанным без ее участия.

А теперь попытаемся выяснить, чего же добились страны НАТО, подписав Основополагающий акт.

Во-первых, как я уже отметил, принципиальная победа стран НАТО - это отказ брать на себя хоть какие-то обязательства по ключевым вопросам, способные связать руки этой организации. Во-вторых, и это самый важный, пожалуй, успех дипломатии НАТО в отношениях с Россией, они фактически добились того, что Россия, подписав акт, освятила намерения НАТО и согласилась разделить ответственность с ним за расширение альянса.

В-третьих, добившись подписания Акта в преддверии расширения НАТО за счет стран Восточной Европы, Запад подготовил почву для включения в состав альянса бывших республик Советского Союза.

В-четвертых, в странах НАТО как в правительственных, так и в экспертных кругах не было единства по вопросу о расширении НАТО. Подписание акта - это резкое ослабление позиций противников расширения НАТО в странах альянса.

В-пятых, российские дипломаты аргументировали необходимость договора с НАТО тем, что если мы не подпишем с НАТО соглашение, то это сделают другие республики бывшего Союза. На самом деле, подписав столь необязывающий акт с НАТО, мы стимулируем усилия других республик к подписанию собственных соглашений с НАТО. Одно из этих соглашений об особых отношениях, Украина - НАТО, уже готово к подписанию. Мало того, на вопрос, зачем Украина, Казахстан или другие республики тянутся к НАТО и Западу, Кучма, Назарбаев и другие резонно отвечают: а куда тянется Россия?

И последнее по очереди, но самое важное, пожалуй, по значению достижение НАТО в результате подписания акта заключается в том, что НАТО сохраняется фактически как единственный универсальный механизм европейской безопасности. Ведь весь сыр-бор с расширением НАТО, поднятый Россией, был связан с тем, что Россия не хотела быть исключенной из системы европейской безопасности, представленной НАТО после распада Варшавского договора и Советского Союза. Сама идея договора России с НАТО о создании универсальной структуры безопасности появилась тогда, когда стало очевидно, что ОБСЕ не способна сыграть такую роль. Осознавая тупиковость усилий по превращению ОБСЕ в структуру европейской безопасности, уже летом 1995 г. я предложил заключить договор с НАТО и тем самым создать реальную и эффективную систему европейской безопасности (так что я, может быть, был первым, кто стал говорить о необходимости такого договора). Однако предполагаемый Совет Россия-НАТО согласно акту не становится новой универсальной системой европейской безопасности. В случае разногласий в рамках данного Совета Россия не имеет права вето на принимаемое решение. НАТО сохраняет право в рамках альянса обсуждать и принимать любые решения без участия России.

Из всего сказанного очевидным образом вытекает, что, подписав акт, страны НАТО получили почти все, что они хотели, в то время как некоторые неясные формулировки, дающие возможность для иной трактовки, сделаны лишь для того, чтобы спасти лицо российской дипломатии. Однако ни у кого не должно быть никаких иллюзий насчет неясных формулировок и возможностей различных трактовок тех или иных положений данного акта. У нас есть уже богатый опыт общения с НАТО в случае с Боснией, и мы прекрасно знаем, что сильная сторона трактует так, как считает для себя выгодным. В обозримом будущем вряд ли мы сможем заставить страны НАТО толковать двусмысленности в формулировках в интересах России.

Представляет большой интерес вопрос о том, могла ли российская дипломатия добиться лучшего договора или акта с НАТО. На мой взгляд, в сложившихся условиях - вряд ли. Однако это вовсе не означало, что если нельзя добиваться большего, то необходимо подписывать заведомо невыгодное соглашение или акт. Ведь не под дулами оружия приходится подписывать. Я уверен в том, что если бы у российского руководства выдержали нервы и мы отказались бы подписать акт с НАТО сегодня на предложенных условиях, то мы могли бы подписать некое более обязывающее соглашение или акт на более выгодных условиях в будущем или же вовсе не подписывать никакого соглашения.

Я неоднократно наблюдал, как мои предложения не подписывать те или иные невыгодные для России соглашения вызывали ужас у ряда наших ведущих аналитиков и политиков-международников, которые начинали ругать меня, себя и наши власти, что, следуя этим рекомендациям, Россия может обречь себя на изоляцию. Так было в марте 1994 г., когда на страницах "Независимой газеты" я призвал не подписывать с НАТО программу "Партнерство ради мира", прекрасно понимая, что, подписав этот договор, мы откроем дорогу к расширению НАТО. В то время мои оппоненты говорили: "Подпишем партнерство - предотвратим расширение".

Сегодня российское руководство надеется, что, подписав акт, предотвратит включение бывших республик Союза в НАТО. В случае присоединения бывших республик к альянсу российское руководство грозится отозвать свою подпись под актом. Я считаю, что заключение акта открывает дорогу республикам Союза в НАТО. Именно поэтому было бы лучше сегодня вовсе не подписать данный акт, чем в будущем разорвать отношения с альянсом, чреватые еще более серьезными негативными последствиями для России в случае вхождения в НАТО бывших союзных республик. Что касается возможной изоляции или самоизоляции России, то меня не перестают удивлять мои коллеги - специалисты по международным отношениям, которые, с одной стороны, говорят, что мир становится многополярным, отмечают, что среди новых "актеров" в этом мире все больший вес обретают Китай, Индия, Иран, Япония, Индонезия, Бразилия, Мексика и т.д., а с другой - утверждают, что неподписание договора с НАТО может изолировать Россию, будто свет клином сошелся на НАТО. Вообще, мне представляется, что в случае с НАТО не только в общественном сознании, но и у специалистов в ходе переговоров доминировала ложная дилемма: или изоляция России в случае неподписания договора с НАТО, или конфронтация с НАТО с необходимостью принятия ответных адекватных шагов.

Как было отмечено выше, России не грозит изоляция в многополярном мире. Одновременно даже при расширении НАТО и отсутствии договора с альянсом нет никакой необходимости немедленных действий по нейтрализации последствий этого шага альянса, так как все аналитики как на Западе, так и в России согласны с тем, что НАТО не собирается напасть на Россию. Однако неподписание невыгодного для России акта оставило бы руки России развязанными как по отношению к НАТО, так и к странам Восточной Европы и бывшим республикам Советского Союза. Одновременно это заставило бы страны НАТО и тех, кто хочет присоединиться к блоку, самим принимать решения и самим же нести полную ответственность за них в условиях, когда Россия недвусмысленно дала бы понять, что она рассматривает эти действия как недружественные по отношению к ней и оставляет за собой право ответить на них тогда, с теми и в той форме, когда, с кем и как она сочтет это нужным.

Подводя итоги анализа сложившейся ситуации в связи с подписанием акта Россия-НАТО, можно сказать, что, увы, наша дипломатия, начиная с Шеварднадзе, не научилась добиваться своих целей, еще ни разу не смогла сказать решительное "нет" западным партнерам, если соглашения с ними явным образом противоречили ее интересам (вспомним хотя бы недавнее сокрушительное поражение российской дипломатии на Балканах), она по-прежнему действует по навязанным ей правилам и никак не может превратиться из объекта международных отношений на западном направлении своей внешней политики в дееспособный субъект.

Хавьер Солана

За

CОЗДАНИЕ демократической, мирной и стабильной Европы, очевидно, представляет собой долгосрочную задачу, но иногда в нашем продвижении вперед происходят качественные скачки. Одним из таких скачков является Основополагающий акт НАТО-Россия.

Документ, который сегодня будет подписан в Париже, окончательно закрепляет постоянное и тесное рабочее партнерство между нами. Он кладет конец представлению, что НАТО и Россия навсегда застыли в позиции противников. Более того, Основополагающий акт представляет собой стратегическое достижение для всего Европейского континента. Он дает НАТО и России возможность совместно вносить существенный вклад в обеспечение безопасности.

Безусловно, новое партнерство между Североатлантическим альянсом и Москвой начинается не с нуля. На протяжении почти трех лет между НАТО и Россией проходили так называемые встречи по формуле "16+1" с целью обсуждения вопросов, имеющих отношение к безопасности. В Боснии наши силы реально взаимодействуют для создания условий успешного восстановления нормальной жизни в этом истерзанном войной регионе.

Тем не менее на переговоры по выработке Основополагающего акта потребовались время - около четырех месяцев - и определенная настойчивость. В ходе этой работы я получал поддержку благодаря активным консультациям и координации между странами - членами НАТО, которые незамедлительно и творчески реагировали на развитие событий в переговорном процессе. Успех переговоров определило то, что в конце концов русские осознали те реальные и новые возможности, которые открывают взаимоотношения с НАТО. Россия уже является членом ОБСЕ и Совета Европы и поддерживает тесные связи с Европейским союзом и "Большой семеркой". Отчуждение от НАТО противоречило бы логике развития новой демократической России, полностью интегрированной в новую Европу. У меня была уверенность в том, что Россия осознает, что ее интересам служит тесное сотрудничество с европейскими и атлантическими структурами.

Подписание акта не означает, конечно, что проблемы и разногласия в отношениях между НАТО и Россией улетучились. Многие россияне все еще с трудом понимают природу новой НАТО и характер произошедших в ней изменений. Но одной из существенных черт акта является то, что он содержит в себе механизм для рассмотрения и преодоления разногласий. Документ идет дальше, чем формальные декларации о намерениях, и создает новую основу для консультаций, сотрудничества и координации действий.

Механизмы взаимоотношений действительно новаторские. Например, создан новый орган - постоянный совместный совет НАТО-Россия, который будет проводить свои заседания ежемесячно или по взаимной договоренности.

Консультации будут охватывать широкий круг политических вопросов и проблем безопасности. На основе таких консультаций совет будет разрабатывать совместные инициативы для параллельных выступлений или действий НАТО и России. При достижении консенсуса совет будет принимать совместные решения в тех случаях, когда это целесообразно, и предпринимать совместные действия на индивидуальной основе. Такие совместные действия могут включать в себя операции по поддержанию мира по мандату Совета Безопасности ООН или ОБСЕ. Когда консенсуса достигнуть невозможно, обе стороны, конечно, сохранят свободу принимать решения самостоятельно и предпринимать действия по своему усмотрению.

В Основополагающем акте также подробно изложены вопросы, по которым НАТО и Россия могут консультироваться и, возможно, сотрудничать. В их число входят предотвращение и урегулирование конфликтов, операции по поддержанию мира, предотвращение распространения оружия массового уничтожения и обмен информацией по политике в области безопасности и обороны и соответствующим силам и средствам. В число других перечисленных в документе вопросов входят конверсия оборонных отраслей промышленности, имеющие отношение к обороне вопросы окружающей среды и готовность к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в гражданской сфере.

В акте вновь подчеркивается, что НАТО не представляет угрозы России, как не будет представлять такой угрозы и расширенный альянс. Страны - члены НАТО со всей очевидностью дали понять, что у них нет никаких намерений, планов или причин для размещения ядерного оружия на территории новых членов или какой-либо необходимости для изменения любого аспекта ядерных сил и средств или ядерной политики альянса и они не предвидят какой-либо необходимости для таких изменений в будущем.

НАТО также подтверждает свою позицию, состоящую в том, что в нынешних и прогнозируемых условиях в области безопасности альянс планирует осуществлять свою коллективную оборону и выполнять другие задачи путем обеспечения необходимой оперативной совместимости и интеграции, а также путей расширения возможностей для развертывания подкреплений, а не за счет дополнительного размещения на постоянной основе значительных контингентов боевых сил. В соответствии с этим для развертывания подкреплений альянсу придется опираться на минимальную инфраструктуру.

Стороны также принимают на себя взаимное обязательство по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе таким образом, чтобы он соответствовал изменяющимся условиям европейской безопасности. Независимо друг от друга НАТО и Россия представили на переговорах в Вене подробные предложения по адаптации ДОВСЕ. Суть нашего подхода состоит в дальнейшем сокращении основных вооружений и боевой техники, уровни которых устанавливаются ДОВСЕ.

В переговорах о контроле над обычными вооруженными силами в Европе принимают участие 30 государств, так что НАТО и России предстоит убедить остальных в целесообразности их подхода к данным вопросам. При благоприятном развитии событий одним из первых результатов сотрудничества между Североатлантическим альянсом и Россией станет дальнейшее снижение уровней обычных вооружений, разрешенных в Европе. Это станет реальным доказательством значимости наших соглашений для всей Европы.

Актом предусматривается ряд других мер, предназначенных для закрепления тесных рабочих взаимоотношений, включая постоянное дипломатическое и военное представительство России в НАТО. В соответствующие компоненты военной структуры НАТО будут направлены высокопоставленные российские офицеры связи, а в России аналогичным образом будут работать офицеры связи НАТО.

Надеюсь и рассчитываю на то, что Россия будет представлена в НАТО на постоянной основе для того, чтобы излагать свою позицию и воочию видеть, что собой представляет НАТО. Реальный потенциал сотрудничества будет реализован тогда, когда представители России и НАТО начнут тесное сотрудничество и взаимодействие. В таких условиях не должно быть места сохранению старых заблуждений. Наше сотрудничество в Боснии представляет собой хороший опыт и основу для дальнейшего развития отношений.

Существует ли опасность того, что, как утверждают некоторые деятели, НАТО потеряет способность действовать самостоятельно? Безусловно, нет. НАТО и Россия согласились, что ни одно из положений данного документа не ограничивает возможностей каждой из сторон принимать самостоятельные решения и не является препятствием на пути к принятию таких решений. Документ не дает НАТО или России право вето в отношении действий другой стороны. Положения Основополагающего акта НАТО-Россия также не могут использоваться в ущерб интересам других государств.

Основополагающий акт НАТО-Россия не ставит НАТО в подчинение какой-либо организации и ни в коей мере не умаляет политической или военной эффективности Североатлантического союза, включая его способность выполнять свои обязательства в отношении нынешних и будущих членов в области безопасности. НАТО и Россия будут совместно работать над решением широкого круга задач в рамках постоянного совместного совета, который, однако, будет четко отделен от Североатлантического совета, представляющего собой руководящий орган самой НАТО.

Основополагающий акт не представляет собой средство "компенсации" России за расширение НАТО; он также не снизит эффективность союза. Документ не окажет влияния ни на рассматриваемый НАТО график приема новых членов, ни на статус будущих новых членов в том, что касается их безопасности.

Основополагающий акт НАТО-Россия должен рассматриваться с точки зрения его собственных положений как крупнейшее достижение двух главных действующих лиц в области европейской безопасности. Тот факт, что встречи представителей НАТО и России будут проходить на регулярной основе, обеспечивает максимально широкие возможности для сотрудничества в случае кризиса и снижает до минимума вероятность новой конфронтации. Создавая механизмы и порядок консультаций и сотрудничества, документ может устранить в самом зародыше многие потенциальные причины подозрительности и непонимания между нами.

Совершенно очевидно, что стабильное и долгосрочное партнерство между НАТО и Россией не материализуется просто в силу подписания документа, каким бы детальным и перспективным он ни был. Партнерство будет крепнуть за счет максимально полного использования новых механизмов, которые предоставляются нам Основополагающим актом. Первая глава написана, а заключение еще предстоит создать, и оно зависит от обеих сторон - от нашего воображения, нашей готовности серьезно относиться друг к другу и нашей способности развивать взаимное доверие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3250
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости