0
1292
Газета Спецслужбы Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

Антитеррористическое многовариантное планирование


ИНФРАСТРУКТУРА, а также представительства, объекты и военные базы США за рубежом в 60-90-е гг. ХХ в. неоднократно становились целями для атак террористов.

По этой причине, как и ранее в Израиле, еще в 70-е гг. в Соединенных Штатах начала создаваться общегосударственная система мер противодействия терроризму и на территории самой страны, и за ее пределами.

Следует, однако, подчеркнуть, что почти все американские эксперты и политологи в середине 90-х гг. прогнозировали на ближайшую перспективу рост вероятности использования террористических актов для оказания давления на официальный Вашингтон при одновременном возрастании уязвимости США перед такими атаками, а также возможность использования в этих целях оружия массового уничтожения (ОМУ) - радиоактивного, химического или бактериологического.

Один из подобных прогнозов был подготовлен Комиссией по национальной безопасности США в ХХI в., и 15 сентября 1999 г. его представили министру обороны Коэну. В нем, в частности, отмечалось, что в предстоящие "25 лет враждебные США силы и отдельные террористы получат в свое распоряжение ОМУ, и некоторые из них этим оружием воспользуются".

Согласно сложившейся к середине 90-х гг. практике главным центром по координации усилий на федеральном уровне по предотвращению угроз терактов и ликвидации их последствий на территории Соединенных Штатов является Совет национальной безопасности (СНБ). Фактически же эта работа внутри страны возложена на Федеральное бюро расследований (ФБР), а за ее пределами - на Управление по борьбе с терроризмом Государственного департамента и на ЦРУ.

Именно ФБР осуществляет надзор за комплексом национальных усилий по противодействию терроризму, реализуемым в тесном взаимодействии с 26 федеральными министерствами, ведомствами и властями штатов. Федеральное бюро расследований также занимается разработкой антитеррористических превентивных мер и осуществляет ряд программ по подготовке служащих федеральных и муниципальных органов. Например, под эгидой ФБР в США с 1996 г. реализуется широкомасштабная федеральная программа по формированию "контрразведывательного и антитеррористического сознания населения".

В этой связи соответствующие программы реализуются как федеральными (Госдепартамент, Пентагон, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (ФЕМА) и др.) органами, так и властями отдельных штатов.

В случае совершения на территории США теракта с применением любого вида ОМУ его расследованием и локализацией последствий должно заниматься ФБР во взаимодействии с подразделениями Министерства обороны, выполняя в данном случае функцию общего контроля в качестве "полномочного управляющего" от имени правительства.

Для отражения угрозы терроризма в США создано Национальное управление внутренней готовности (НУВГ) и реализуется в постоянном режиме Федеральный план реагирования (ФПР) на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, включая и крупные теракты. Иногда главная роль в локализации их последствий может быть передана ФЕМА.

Существует ряд вариантов задействования сил федеральных ведомств и отдельных штатов для противодействия терроризму: по факту совершенного преступления; при наличии реальной угрозы; при вероятном характере угрозы.

В первом случае, когда теракт с использованием ОМУ уже совершен, ФБР и ФЕМА обращаются за необходимой помощью к Министерству обороны (в его составе, равно как и в Комитете начальников штабов, имеется специальный антитеррористический отдел), которое направляет на место "команду быстрого реагирования" для определения характера и масштабов последствий, а также для оценки требуемых средств, необходимых для их ликвидации. Этот сценарий предусматривает немедленное задействование подразделений химико-биологических сил быстрого реагирования (ХБСБР), которые поступают в подчинение того ведомства, которое в данном случае осуществляет общее руководство.

При наличии реальной угрозы - поступлении информации о подготовке теракта - ФБР должно проводить оценку степени вероятности совершения акции и потребность в средствах, которые должны быть реализованы до применения ОМУ, а также в случае его реального использования. В данном случае бюро обращается за техническим содействием к соответствующим спецподразделениям Пентагона, обязанным провести технический поиск угрозы и обеспечить безопасность населения. В этих целях помимо развертывания ХБСБР задействуются в рабочем режиме штабы ФЕМА по урегулированию кризисных ситуаций. При вероятностном характере угрозы в состояние повышенной готовности приводятся подразделения МО и ФЕМА.

Федеральный план реагирования включает возможные варианты действий 26 министерств и ведомств США, а также американского Красного Креста и властей штатов.

На обеспечение ФЕМА постоянной антитеррористической готовности местных властей только в 1999 финансовом году было выделено 12,2 млн. долл., 8,2 млн. из которых пошли на повышение боеготовности местных подразделений Агентства по чрезвычайным ситуациям.

Подразделения Пентагона в случае возникновения угрозы также действуют в соответствии с Федеральным планом реагирования. Всего же в Министерстве обороны реализуется более десятка специальных программ, так или иначе касающихся противодействия терроризму. По вполне понятным причинам более подробно содержание этих программ в США не раскрывается. Помимо этого в МО имеются соответствующие подразделения наблюдения, анализа и реагирования.

На финансирование общей программы внутренней готовности Пентагона в США выделяется ежегодно более 50 млн. долл., что включает как соответствующую подготовку личного состава и спецподразделений, так и приобретение и испытание специального оборудования, обучение персонала гражданских служб и ведомств действиям по ликвидации терактов с применением ОМУ, поддержание взаимодействия с другими ведомствами в рамках Федерального плана реагирования.

Специальные антикризисные и антитеррористические программы (а их около двух десятков) реализует и Министерство энергетики США. Оно, в частности, знакомит персонал местных подразделений ФЕМА с действиями в условиях радиации, с мерами безопасности при эвакуации населения из района теракта. Совместно с Пентагоном и рядом других ведомств Министерство энергетики участвует в реализации специальных программ подготовки силовых и специальных служб крупных городов страны к возможным акциям террористов.

Общее руководство этими превентивными программами осуществляет НУВГ. Через Министерство юстиции и ФБР Национальное управление внутренней готовности следит за тем, чтобы федеральные действия по предотвращению террористической угрозы были адекватными, а выделяемые для подготовки местных служб и подразделений быстрого реагирования средства расходовались эффективно и с наивысшим кпд.

Защиту от возможных терактов жизненно важной инфра-

структуры страны - средств телекоммуникаций, систем электро- и водоснабжения, банковской и финансовой сферы, службы обеспечения работы правительства, - призван обеспечивать Национальный центр защиты инфраструктуры (НЦЗИ), находящийся под кураторством ФБР и даже размещающийся в его главном административном здании. Созданный в феврале 1998 г. НЦЗИ должен предоставлять президенту США оценку возможной угрозы системам жизнеобеспечения страны, выступать с предупреждениями о ее вероятности, проводить расследования и осуществлять комплекс мер реагирования на теракт и его последствия. В состав центра входят представители ФБР и других правительственных ведомств, руководства штатов, а также частного сектора экономики, работающего на стратегических объектах страны.

Все сигналы о возможных тер-

актах, а также подозрительных инцидентах поступают в круглосуточно функционирующий Национальный центр реагирования, который классифицирует эту информацию и направляет ее соответствующему федеральному ведомству или службе.

В случае террористического акта с применением ОМУ организуется взаимодействие с Министерством энергетики и специальным медико-техническим командованием армии США.

Меры по противодействию терроризму за пределами США разрабатываются и реализуются Управлением госдепартамента по борьбе с терроризмом. Его руководитель возглавляет Межведомственную рабочую группу по борьбе с терроризмом и специальные силы госдепартамента. На управление возложена задача формирования и реализации внешней политики страны в антитеррористической области. В частности, в апреле 1997 г. представители этого управления и Пентагона выступали на проводившейся в Москве международной конференции "Международный терроризм: новые измерения". В своих выступлениях на ней представители США вынуждены были признать, что Соединенные Штаты, равно как и другие государства мира, отнюдь не застрахованы от этой угрозы.

Управление также реализует национальную программу помощи зарубежным государствам по подготовке персонала для борьбы с терроризмом. К 1999 г. по данной программе уже прошли подготовку свыше 20 тыс. человек из почти 100 государств мира, в том числе и стран СНГ, Балтии.

Антитеррористическая политика США в целом основывается на следующих четырех принципах:

- отказ от каких-либо уступок террористам или достижения с ними компромиссов (что, однако, было подвергнуто пересмотру в связи с ситуацией вокруг автономного края Косово и привело к признанию в качестве официального партнера НАТО "Армии освобождения Косово", считавшейся до недавнего времени экстремистской террористической организацией);

- привлечение террористов к судебной ответственности за совершенные ими преступления;

- осуществление изоляции и оказание давления на поддерживающие международный терроризм государства для изменения их политики в этом вопросе;

- содействие усилению антитеррористических возможностей тех стран, которые пользуются особой симпатией США.

В мае 1998 г. американским президентом были подписаны сразу две новые директивы в области антитеррористической политики. Первая из них, учитывая растущую угрозу нападения на США с применением как обычного оружия, так и ОМУ, предписывала создать более систематизированный и плановый подход к ее отражению, что и было реализовано в описанной выше системе мер по противодействию терроризму.

Вторая директива касалась усиления защиты инфраструктуры США, причем основное внимание уделялось обеспечению взаимодействия между правительством и частными компаниями в борьбе с террористической угрозой.

Несмотря на реализацию предписываемых мер, некоторые представители американской администрации полагают, что эта система еще далека от совершенства, так как до сих пор нет единого центра по координации мер противодействия терроризму, что неизбежно ведет к дублированию действий, неэффективному расходованию средств и перекладыванию ответственности одним исполнителем на другого.

Однако, несмотря на то что американская система мер противодействия терроризму громоздка, в ней реализуются принципы разделения федеральной и местной (отдельных штатов) ответственности, а также использования государственных и иных сил и средств. Само по себе построение системы задач и органов, отвечающих за их выполнение, постоянное обучение персонала и обеспечение его готовности к действиям в кризисных ситуациях, разработка и испытание все новых технических средств противодействия угрозе являются важным фактором как предотвращения акций терроризма, так и локализации их последствий с наименьшим ущербом.

В рамках описанной системы, а она в данном виде была образована в США после ряда крупных террористических актов 1995-1998 гг., в наиболее полном виде реализована единая общегосударственная политика противодействия современному терроризму. В России же подобная система, хотя и с некоторым отставанием от заокеанского аналога, только создается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1488
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
932
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
668
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
923

Другие новости