0
843
Газета Спецслужбы Интернет-версия

21.04.2000 00:00:00

СМИ под каблуком


Утверждение о том, что в демократическом обществе все факты, касающиеся вооруженных сил предаются огласке, - это миф. Достаточно привести в пример страны НАТО. Взаимоотношения вооруженных сил со средствами массовой информации (СМИ) в этих государствах не так просты, как кажутся на первый взгляд. Деятельность журналистов, которые находятся на территории расположения воинских подразделений (особенно в условиях боевой обстановки), находится под жестким контролем командования и спецслужб. Так как современные средства передачи репортажей непосредственно с боевых позиций могут демаскировать войска и угрожать их безопасности, информация о действиях армии предоставляется работникам СМИ с учетом требований мер по сохранению военной тайны. При этом на территории боевых действий командование не несет никакой ответственности за журналистов. А в случае нарушения установленных правил корреспонденты немедленно выдворяются из этих районов и лишаются аккредитации.

Для контроля над деятельностью представителей СМИ в районах боевых действий, как правило, вводятся специальные пресс-карточки. Они выдаются отделениями по регистрации органов средств массовой информации.

К слову сказать, такая процедура была установлена силами по стабилизации обстановки (СФОР) в Боснии и Герцеговине. Выдача карточек осуществлялась на основании письменного обращения главных редакторов или руководителей бюро органов СМИ в основное отделение по их регистрации в Сараево и его филиалы в Сплите, Тузле, Мостаре, Баня-Луке. В заявке указывались следующие данные: фамилия и имя журналиста или корреспондента, его национальность, номер паспорта или другого документа удостоверяющего личность, срок командировки. Представлялись и другие документы: фотокопия удостоверения журналиста, гарантийное письмо о том, что полную ответственность за него несет орган СМИ, имя и фамилия главного редактора или руководителя бюро и их подпись, номера контактных телефонов, краткое содержание служебного задания журналиста и способ его связи с командованием СФОР, дата и место получения карточки.

Максимальный срок действия карточки составлял шесть месяцев. По истечении этого времени или по окончании срока годности документов, удостоверяющих личность представителя СМИ, виз или контрактов она становилась недействительной. Для получения нового документа вышеуказанная процедура повторялась заново.

Одновременно с получением пресс-карточки каждый журналист подписывал соглашение о соблюдении ограничений по безопасности следующего содержания: "Поскольку я (имя, фамилия, паспорт #) буду находиться в войсках (силах) НАТО/СФОР и намереваюсь делать это исключительно по собственной инициативе, на свой страх и риск и под мою ответственность, то настоящим документом от себя, моих родственников, наследников и опекунов навсегда освобождаю НАТО, страны - участницы блока, их представителей, агентов и служащих, действующих официально или иным другим образом, от ответственности и отказываюсь от всех претензий, требований, исков или оснований для их предъявления в случае моей смерти или моего увечья и нанесения ущерба моей собственности, которые могут случиться по любой причине во время моего нахождения в войсках или в результате чрезвычайных происшествий в ходе проведения наземных, воздушных или морских операций.

Я также не буду разглашать любую секретную информацию, которая стала случайно мне известна, и обязуюсь соблюдать ограничения, наложенные на информацию, которая, при ее раскрытии, может поставить под угрозу оперативную безопасность войск. Во время моего нахождения в войсках я не буду мешать ведению ими боевых действий (операций). Я осознаю, что несоблюдение этих ограничений приведет к утрате разрешения находиться в войсках НАТО/СФОР и может аннулировать мою аккредитацию. Дата, подпись, фамилия (печатными буквами), домашний адрес".

Журналисты были обязаны находиться только в пределах границ зон, установленных военным командованием, а каждый корреспондент, как правило, закреплялся за конкретным должностным лицом или воинским формированием. В целях соблюдения требований по безопасности и сохранению военной тайны для органов СМИ вводились как военная цензура, так и строго дозированное предоставление информации. А в отдельных случаях, при передаче репортажей непосредственно из боевых порядков войск, журналистам было запрещено пользоваться своими средствами связи.

Нередко по согласованию с военными органами производилась временная задержка публикаций материалов, способных повлиять на успех планируемой или проводимой операции. Для подачи дозированной информации в СМИ использовались специально отобранные и утвержденные военным командованием фото- и видеоматериалы, отснятые военными операторами.

Средства массовой информации также не имели права обнародовать точные данные по целому ряду аспектов: о боевом составе и численности войск, привлекаемых к операции, о количестве самолетов, системах оружия, используемого снаряжения, запасов средств материально-технического обеспечения. Тот же запрет накладывался и на информацию о деталях планов будущих операций или ударов, включая отмененные и отложенные. Нельзя было публиковать данные, уточняющие дислокацию войск, организацию охраны и обороны военных объектов; сведения о порядке боевого применения войск; источники и методы ведения разведки; состав, дислокацию, районы развертывания и маневров участвующих в операции сил и средств, включая нумерацию подразделений и частей; базы и районы дислокации действующей боевой авиации; данные о тактике действия подразделений и частей; сведения, характеризующие эффективность применения боевых систем. До завершения поисково-спасательных операций нельзя было давать никакой информации о не вернувшихся с боевого задания самолетах или кораблях. Секретными были и сведения, касающиеся тактики и способах боевого использования, а также оснащения подразделений сил специальных операций; данные, характеризующие темпы проведения операции. Запрещалась публиковать информацию о недостатках в системе оперативного и тылового обеспечения войск.

Таким образом, понятно, что во взаимоотношениях органов СМИ и военного командования в государствах - членах НАТО установлен и выполняется строгий порядок. На сегодняшний день создана и эффективно функционирует законодательная база, регламентирующая все вопросы отношений вооруженных сил с органами СМИ. Определены обязанности должностных лиц военных ведомств, командного состава различных уровней, имеются необходимые органы, осуществляющие взаимодействие с СМИ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
791
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1045
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
837
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
682

Другие новости