0
4563
Газета Спецслужбы Интернет-версия

12.05.2000 00:00:00

Тридцать случаев Карела Кочера


Заметным общественным феноменом в Чехии стала демонстрация по первому каналу государственного телевидения популярного детективного сериала 70-х годов "Тридцать случаев майора Земана". Руководство ЧТ-1 решилось на этот показ не сразу, а лишь после многочисленных опросов зрителей по всей стране, дебатов в прессе и вычисления рейтингов передач ТВ. Начиная с осени прошлого года, каждый четверг вечером любимец публики Владимир Брабец, четверть века назад сыгравший роль офицера службы криминальных расследований Министерства общественной безопасности Чехословакии, собирает у экранов рекордную в ЧР аудиторию. 20 апреля прошла 28-я серия "Послание из далекой страны", где речь идет о расследовании одного из дел 1972 г., которым занималась чехословацкая внешняя разведка. А сразу за художественной телеверсией последовал "комментарий" - документальная 35-минутная передача "Мост над мутной водой". Здесь, как стало известно корреспонденту "НВО", героем сюжета явился Карел Кочер - бывший разведчик - нелегал, человек необычный, хорошо известный чехам и в то же время для большинства из них остающийся загадкой.

Судьба Кочера сложилась почти фантастически. Родился в Чехословакии в 1934 г. (кстати, с Владимиром Брабецом они одногодки), в 1958-м окончил физико-математический факультет Карлова университета в Праге. Наряду с физматом посещал занятия на факультете кино столичной Академии музыкальных искусств, но там завершить обучение ему не удалось. После университета некоторое время работал учителем, затем писал сатирические программы для Чехословацкого радио, откуда его уволили за критику политики правящей партии. Устроиться он смог лишь ночным сторожем. Еще за несколько лет до "Пражской весны" 1967 г. Кочер открыто занимался оппозиционной деятельностью. Но принял вдруг предложение чехословацкой внешней разведки и в 1965 г. отправился в США как "нелегал" - с заданием проникнуть в ЦРУ и собирать политическую информацию для Министерства национальной безопасности ЧССР.

В Америке Карел изучал философию и политические науки, стал одним из немногих студентов, высоко ценимых профессором Збигневом Бжезинским. В 1969 г. Кочер окончил Русский институт Колумбийского университета в Нью-Йорке, в 1970 г. там же получил ученую степень доктора философии. Во время учебы работал консультантом на радио "Свободная Европа", после - преподавателем в колледже. С 1972 г. Карел Кочер служит по контракту, а впоследствии штатным консультантом в отделе Советского Союза и стран Восточной Европы (СВЕ) Оперативного директората ЦРУ. Там он занимается переводом информации и анализом разведданных по программе СКРИН. В 1975 г. его задействовали также для выполнения поручений в аналитическом подразделении Оперативного директората.

Таким образом, когда нынешний президент Чехии Вацлав Гавел был драматургом и подписывал известную Хартию-77, другой диссидент, "любимый ученик" Бжезинского и одновременно разведчик-нелегал Карел Кочер уже проник в Лэнгли - самое "логово" американской разведки. До сих пор многие подробности его работы неизвестны, хотя на Западе публикаций о нем и его жене Хане было предостаточно. Его имя упоминалось позднее в связи с арестом в июле 1977 г. по подозрению в шпионаже на ЦРУ сотрудника МИД СССР Александра Огородника, который, по официальной версии, покончил с собой после задержания, воспользовавшись ядом, полученным от американцев. Это дело послужило основой сценария советского кинофильма "ТАСС уполномочен заявить". Сам Кочер, вспоминая этот эпизод времен холодной войны, говорит, что хотел защитить жизнь советского дипломата, которого ЦРУ намеревалось завербовать в столице Колумбии Боготе. Разведчик сообщил информацию в Прагу, оттуда она поступила в Москву.

Там 15 июля 1977 г. при закладке тайника для Огородника на мосту над Москвой-рекой офицеры КГБ арестовали сотрудницу ЦРУ Марту Петерсен. Интересно, что за год до этого тогдашний начальник управления внешней контрразведки КГБ Олег Калугин высказывал чехословацким коллегам свои подозрения о работе Кочера на ЦРУ. В свою очередь, секретная фотография, где Калугин изображен вместе с Кочером в момент их встречи в Праге в 1976 г., послужила ветерану разведки КГБ полковнику Соколову одним из обоснований его версии о работе на ЦРУ самого генерала Калугина, который поместил этот снимок в своих мемуарах, изданных в 1994 г. в США.

Полковник Соколов считает, что Кочера выдал сотрудник КГБ. Иначе трудно объяснить причину ареста чехословацкого разведчика ФБР в 1984 г... Но как бы то ни было, в 83-м Кочер получил данные о планах США подготовить варианты внезапного ядерного удара по СССР. В Прагу ушло сообщение об этих намерениях администрации Рейгана.

Карел и Хана Кочеры провели в тюрьме 14 месяцев. Лишь недавно стало известно, что именно они были теми людьми, кого американцы освободили и обменяли на Анатолия Щаранского, советского диссидента, еврейского "отказника", ныне занимающего пост министра внутренних дел Израиля. Обмен состоялся там, где ранее в аналогичных ситуациях побывали знаменитые Рудольф Абель и Конон Молодый (Гордон Лонсдейл). Впервые это место указал бывший адвокат Абеля Джеймс Донован в 1964 г. в своей нашумевшей книге "Незнакомцы на мосту". В дальнейшем мост Глиниккер-брюкке между Берлином и Потсдамом фигурировал в кинофильме "Мертвый сезон".

Так что теперь бывшему разведчику, не очень знаменитому в своей стране сейчас, но все же легендарному по всем канонам, впору самому писать мемуары и сниматься в кино, которым он увлекается с юности. Однако участвовать в съемках фильма о шпионском мосте, который показал канал ЧТ-1, Кочер отказался. Как он думает, "Мост над мутной водой" - еще одна попытка пропаганды внушить телезрителям мысль о том, что чехословацкая разведка служила-де советским интересам и якобы вредила западной демократии. И о том, какая странная миссия выпала когда-то на долю чехословацкого нелегала - он поддерживал СССР в холодной войне, а КГБ его "кинул".

По просьбе корреспондента "НВО" Карел Кочер уточнил следующие детали своей биографии: он никогда не был агентом КГБ, а разведка ЧССР являлась вполне самостоятельной структурой, которая служила интересам безопасности страны. Нельзя назвать его антисоветчиком или антикоммунистом, поскольку он считает, что всю жизнь выступал за свободу, против догматической идеологии, но не был врагом людей, которые называли себя коммунистами. Вернувшись в 1986 г. в Прагу, Кочер сразу примкнул к движению за демократию и реформы. С 1990 г. он на пенсии. Сегодня бывшему разведчику особенно любы мосты над тихой Влтавой.

По мнению Кочера, одна из главных идей "документального комментария" на ЧТ-1 - это "утверждение, что в годы холодной войны единственным способом защиты интересов чехов и словаков являлась поддержка американцев, поскольку не может быть иной демократии кроме как по американскому образцу и спонсируемой США". Бывший разведчик расценивает подобные тезисы как "историческую неправду", необходимую для нынешней политики "имперской поступи" Америки. Заслуженный борец за права человека намерен открыто выступить против неверной, на его взгляд, оценки сущности холодной войны. Кочер говорит, что искажение истории на руку тем, кто приписывает себе заслуги "единственных борцов за демократию" и "продолжает служить интересам Америки".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
765
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
950
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
869
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
867

Другие новости