0
6720
Газета Спецслужбы Интернет-версия

09.06.2000 00:00:00

Вопросы вокруг дела Пеньковского


Осень 1962 г. Карибский кризис достиг кульминации. Третья мировая война могла начаться в любую минуту. Однако главные участники драмы - руководители Советского Союза и США, дипломаты, сотрудники спецслужб, военные - развили сверхактивную деятельность. Почетное место в когорте "спасителей мира" займет и скромный советский полковник Олег Пеньковский. На Западе о нем будут сняты кинофильмы, написаны десятки книг.

Правда, реальный Олег Пеньковский разительно не похож на свой книжно-киношный образ, созданный в годы холодной войны. Да и роль, сыгранная им в операции по "спасению мира", совсем иная, чем это принято считать.


Карьера "по блату"

Подлинный Олег Пеньковский - это мстительный карьерист, готовый на все ради продвижения вверх по служебной лестнице.

До 1952 г. карьера Олега Пеньковского складывалась прекрасно. В 39-м, после окончания Киевского артиллерийского училища, его принимают кандидатом в члены партии, назначают политруком в артполк. Благополучно пережил Пеньковский финскую кампанию - его часть находилась далеко от передовой. В Великую Отечественную войну на фронте он пробыл не более полугода, остальное время служил в штабе Московского военного округа, командовал учебными частями, был личным адъютантом у будущего главного маршала артиллерии Сергея Варенцова. Этот человек станет его "ангелом-хранителем" на протяжении последующих двух десятков лет.

В 1945 г. Пеньковский женился на семнадцатилетней дочери другого своего начальника генерала Дмитрия Гапановича. В том же году он поступил в Военную академию имени Фрунзе. А в 1949 г. он начал учиться в Военно-дипломатической академии - кузнице кадров советской военной разведки.

После окончания ВДА в 1952 г. его распределили в четвертое (восточное) управление ГРУ. В середине 1955 г. он готовится к первой зарубежной командировке в Турцию в качестве военного атташе и резидента ГРУ.

С 1955 г. в биографии Пеньковского появляются эпизоды, которые трудно объяснить с позиции обычной логики. Даже спустя сорок лет. Формально, и это признано следствием, его шпионская карьера могла закончиться еще в том же 55-м году в Турции, так и не успев начаться.

Чем же "прославился" Олег Пеньковский? В Анкаре он продавал на местном рынке ювелирные украшения, фотоаппаратуру. Ему были нужны деньги на сувениры многочисленным "нужным людям" в Москве. Разумеется, времени на оперативную работу не оставалось. Да и не умел Пеньковский вербовать агентов. А если бы даже очень захотел, у него возникли бы большие трудности. Языковые. В "консерватории" он изучал английский. Правда, эти знания ему пригодились для других целей...

Например, он бегал по дипломатическим приемам, где, загнав в угол очередного сотрудника ЦРУ или СИС (английская разведка), предлагал им задыхающимся шепотом сведения о советских планах на Ближнем Востоке. В ЦРУ внимательно изучили потенциального "крота" и решили, что это очередная "подставка" русских. Все посольства стран НАТО в Турции получили приказ отказаться от услуг настырного полковника.

Другим "увлечением" Пеньковского в Турции было регулярное информирование местной контрразведки о тайной деятельности своих коллег. Таким способом он хотел сместить своего начальника генерала Николая Рубенко-Савченко и занять его пост. Ему "повезло" - один из офицеров турецкой контрразведки прекрасно говорил по-английски и смог понять, что хотел сказать добровольный информатор. В результате - одного из сотрудников ГРУ выслали из Турции, а карьера Рубенко-Савченко рухнула.


Служба в Москве

В 1956 г. Пеньковского отозвали из командировки. Над ним начали сгущаться тучи. Его поведение в Анкаре вызвало массу вопросов у контрразведки. Существуют две версии, объясняющие, почему полковника только отчислили из ГРУ, не взявшись всерьез за его турецкие делишки, и даже не отправили "для дальнейшего прохождения службы" в Сибирь или Казахстан. В течение года он находился в Москве в распоряжении управления кадров Министерства обороны.

По одной из версий, официально признанной в Советском Союзе и на Западе, дальнейшее расследование блокировали многочисленные высокопоставленные "ангелы-хранители" Пеньковского. По другой, неофициальной, уже тогда в Кремле приняли решение об использовании потенциального предателя в качестве тайного канала для передачи на Запад информации и дезинформации.

В 1957 г. Пеньковского назначили начальником курса в Военную академию имени Дзержинского. В 1958-1959 гг. вместе с 2500 старшими офицерами-артиллеристами он занимался на высших инженерных курсах. Здесь учили обслуживанию ракетных установок, которые находились на вооружении Советской армии в тот период. На эти курсы Пеньковский попал благодаря Варенцову.

В 1959 г. наш "герой" возвращается в ГРУ. По утверждению многих источников, руководитель советской военной разведки(1958-1962 гг.) генерал армии Иван Серов хорошо знал Пеньковского. Во время одной из поездок в Лондон жены и дочери генерала услужливый полковник сопровождал их в качестве гида и организатора шоп-тура.

Однако в военной разведке Пеньковский и на сей раз проработал недолго. Через несколько месяцев его перевели в Государственный комитет при Совете Министров СССР по координации научно-исследовательских работ. Здесь он занял скромную должность заместителя начальника отдела в управлении внешних сношений, при этом продолжая числиться офицером резерва ГРУ. Его непосредственный начальник и большинство коллег являлись офицерами КГБ, использующими госкомитет в качестве "крыши". Еще ряд сотрудников были связаны с Лубянкой, исполняя обязанности добровольных помощников. Имелись и офицеры военной разведки, но в значительно меньшем количестве.

Одной из главных задач ГК КНИР было налаживание международных контактов в научно-технической и экономической сферах. Говоря другими словами, это учреждение организовывало визиты многочисленных советских делегаций на Запад, а также иностранных ученых, инженеров и бизнесменов в Советский Союз. Помимо всего прочего цель этих обменов специалистами заключалась в проведении мероприятий научно-технической разведки.

Отметим сразу, что в силу своего служебного положения, даже при большом желании, Пеньковский не мог участвовать в подобных операциях. Хотя официальная версия утверждает обратное: на новом месте Пеньковский якобы должен был добывать информацию о последних достижениях в области западных ракетных вооружений. Однако не ясно, как полковнику "резерва ГРУ" удастся установить контакты с офицерами-ракетчиками стран НАТО или сотрудниками крупных американских и английских компаний, которые выполняли заказы военных ведомств своих стран. Ведь у Пеньковского просто отсутствовали возможности даже познакомиться с этими "секретоносителями".

Пост чиновника ГК КНИР был попросту "блатным".Попавший сюда человек мог периодически выезжать за рубеж, свободно общаться с иностранцами в Москве, имел размеренный график работы, высокую зарплату и т.п. По одной из версий, пристроил сюда своего приятеля Иван Серов. По другой, неофициальной версии, Пеньковский уже тогда находился под жестким контролем КГБ. Его непосредственный начальник и большинство коллег, как уже отмечалось, являлись кадровыми сотрудниками Лубянки. Они и манипулировали "супершпионом".

Что сообщил Пеньковский?

Ничего ценного. "Хотя в ходе операции каждый клочок информации жадно подхватывался западными разведслужбами и тщательно изучался, в ретроспективе они не могут привести ни одного примера полученной от Пеньковского информации, имевшей серьезное военное значение", - считает Филипп Найтли, автор книги "Шпионы ХХ века".

Это действительно так. Начнем с информации о секретах советской военной разведки. Подполковник Петр Попов (работал на американцев в 1953-1958 гг.) и генерал Дмитрий Поляков (агент ЦРУ в 1961-1980 гг.) знали о внутренней жизни "Аквариума" значительно больше, чем "Алекс"-Пеньковский. Собственно, он лишь подтвердил информацию Попова, сообщив мало что нового.

Информация, связанная с ракетной тематикой. И здесь западных технических экспертов ждало разочарование. Знания Пеньковского были на уровне командира-ракетчика среднего звена. Чуть ценнее были копии журналов "Военная мысль", "Артиллерийский сборник", "Военный вестник" и т.п. Но и тут был подготовлен очень неприятный сюрприз, о котором на Западе узнали только в конце шестидесятых годов.

В 1957 г. советская военная разведка начала операцию "Великая ракетная деза". Ее цель - продемонстрировать руководству США советское отставание в ракетной сфере. Западу настойчиво внушалось - через действия сотрудников ГРУ, публикации в специализированных "закрытых" изданиях, технические мероприятия и через Пеньковского, - что советские МБР имеют очень неточную систему прицеливания. Поэтому их нельзя использовать в качестве средства поражения позиций американских ракет. Обман раскрылся случайно только в 1968 г. А до этого времени американские ПУ МБР были беззащитны.


Кто ЕГО разоблачил?

Согласно официальной версии, иностранного шпиона первыми обнаружили сотрудники седьмого управления КГБ. Во время планового наружного наблюдения за женой английского дипломата был зафиксирован ее контакт с неизвестным мужчиной. Это произошло в конце 1961 г. Примерно через десять месяцев Пеньковского арестовали.

Данная версия достаточно подробно описана в многочисленных изданиях. И ее можно было бы считать достоверной. Если бы не отдельные нюансы.

Во-первых, тесное общение Пеньковского с Гревилом Винном. О том, что последний агент СИС, советская контрразведка знала от Джорджа Блейка, английского разведчика, работавшего на СССР, чей непосредственный начальник завербовал этого бизнесмена. Разумеется, сотрудники седьмого управления КГБ сразу же очень плотно обложили иностранного гостя. Даже водитель автомашины, на которой ездил Винн по Москве, был работником "наружки".

Во-вторых, связная Пеньковского в Москве Дженет Чизхолм была "установленным" сотрудником английской разведки. В 1956 г. ей вместе с супругом пришлось срочно уехать из Германии. Слишком грубо они там работали, о чем информировал Москву тот же Джордж Блейк.

Удивляет и непрофессионализм многих участников операции. Например, Дженет Чизхолм до последнего дня была уверена, что КГБ следит только за ее мужем. На самом деле, даже по официальной версии, в течение двух недель наружное наблюдение велось за ней круглосуточно. Это происходило еще до того, как зафиксировали контакт с Пеньковским.


Итоги

Олега Пеньковского расстреляли в 1963 г. История про то, как его живым сожгли в печи крематория, - еще один миф. Гревил Винн был приговорен к восьми годам лишения свободы. Через год его обменяли на советского разведчика Гордона Лонсдейла (Конон Молодый). Ивана Серова и Сергея Варенцова понизили в звании до генерал-майора и отправили на пенсию.

Вне зависимости от того, что именно сообщил Пеньковский ЦРУ и СИС, он навечно войдет во всемирную историю тайной войны. Был ли он пешкой в игре советских спецслужб? Точный ответ на этот вопрос продолжает храниться в секретных архивах ГРУ и ФСБ. Одно ясно, образ гениального "супершпиона" - всего лишь красивая сказка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1146
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
574
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
502
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
632

Другие новости