0
1986
Газета Спецслужбы Интернет-версия

24.11.2000 00:00:00

Засекречены после смерти

Тэги: БенГурион, Израиль, Моссад


Леонид Млечин. Моссад. Тайная война. - М.: Центрполиграф, 2000.- 490 с., илл., серия "Секретная папка".

Есть войны, которые никогда не заканчиваются. Их ведут специальные службы. В книге члена Союза писателей России Леонида Млечина рассказывается о наиболее таинственной из них - израильской политической разведке "Моссад". Ее архивы закрыты и тщательно охраняются. Полная история "Моссад" будет написана, видимо, не скоро. Леонид Млечин лишь приоткрывает завесу тайны, повествуя о ее наиболее значительных операциях.

Считается, что родоначальником израильской разведки стал Эзра Данин. Он родился в Яффе и начал свою трудовую жизнь на апельсиновых плантациях. Однажды летом 1936 г. к Данину обратился командир отряда еврейской самообороны и попросил его узнать, кто убил двух безоружных евреев. Выполняя просьбу, он тогда завербовал своего первого агента - местного араба. Уже тогда Данин понял, что если еврейская община в Палестине хочет выжить, она должна быть в курсе намерений боевиков радикальных мусульманских организаций. И это вполне возможно, если иметь среди них много агентов.

Эзра Данин предложил чиновникам Еврейского агентства - прообраза будущего правительства Израиля, создать настоящую разведывательную службу, чтобы предупреждать нападения на евреев. Он сформулировал принципы ее работы, изложив их в записке, которую потом изучали все, кто составил костяк спецслужб Израиля.

Вторым отцом-основателем израильской разведки считается Реувен Заслани. Он окончил Еврейский университет в Иерусалиме и прекрасно знал арабский язык.

В марте 1942 г. в Палестине, втайне от англичан, формируется единая специальная служба - "Шерут едиот". Она состояла из трех отделов: контрразведывательного, политического (проникновение в британские органы власти) и арабского. В самый разгар Второй мировой войны началось систематическое изучение арабской прессы, составление картотеки арабов, которые могли представлять опасность для еврейского населения. Этой работой руководил Иссер Харел, будущий директор "Моссад".

В 1948 г., через три недели после создания Израиля, решением премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона образуются три спецслужбы - внешняя разведка, политическая разведка и общая контрразведка. Однако как самостоятельная специальная государственная служба политическая разведка "Моссад" - Институт координации (с 1963 г. - Институт аналитических и специальных служб) ведет свой отсчет со 2 марта 1951 г.

Интересен анализ Леонида Млечина эффективности деятельности израильской разведки накануне и в ходе войн, которые пришлось вести Израилю с первого дня своего основания. Она в первые дни арабо-израильской войны 1948-1949 гг. не смогла дать ответы на вопросы: когда и кто нападет, какими силами и в каком направлении. Не лучшим образом разведка показала себя и во время войны 1956 г. Несмотря на то что в начале 50-х годов израильтянам удалось создать широкую агентурную сеть в армиях соседних стран, особенно Сирии, разведке Израиля тогда не хватило опыта прогнозировать развитие событий в арабском мире.

Совершенно иное положение было накануне шестидневной войны 1967 г. "Моссад" совместно с военной разведкой "Аман" через многочисленную агентуру на этот раз смогли предоставить военно-политическому руководству Израиля необходимые данные, характеризующие возможности арабских армий, морально-психологическое состояние всех категорий военнослужащих, уровень подготовки генералов, офицеров и солдат. Удалось выявить сильные и слабые стороны противника. Целью номер один явились его военно-воздушные силы. Благодаря разведке, ВВС Израиля за три часа войны фактически уничтожили, в основном на земле, авиацию Египта (из 419 самолетов 304), Сирии (из 112 машин сирийцы потеряли 53) и Иордании (погибли все 28 имевшихся у нее самолетов). Иорданский король Хусейн, сам прекрасный летчик, заявил потом, что "...израильские пилоты знали абсолютно все о всех 32 арабских военно-воздушных базах".

Легкая победа в войне 1967 г. не только вскружила многим голову в Израиле, но и притупила бдительность. Поэтому начало октябрьской войны 1973 г. израильская разведка, несмотря на казалось бы прочные агентурные позиции, попросту проглядела. При наличии огромной массы фактов аналитики "Моссад" не смогли подготовить для руководства страны ни одного сколь-нибудь убедительного документа, предупреждающего о надвигающейся опасности.

Израильская разведка участвовала и в становлении национального военно-промышленного комплекса, охотясь за военно-техническими секретами буквально по всему миру.

Израильские агенты через швейцарского инженера Альфреда Фрауенкнехта выкрали 200 тыс. чертежей и спецификаций, относящихся к французскому истребителю "Мираж". Это позволило Израилю в короткий срок построить свой истребитель "Кфир", весьма похожий на французскую машину.

Есть в истории "Моссад" и операции иного рода. Речь идет о ликвидации боевиков радикальных арабских организаций, повинных в гибели граждан Израиля, согласно принципу "око за око, зуб за зуб". В книге Леонида Млечина рассказывается о нескольких таких операциях.

Так, в сентябре 1972 г. во время Олимпийских игр в Мюнхене боевики палестинской организации ФАТХ убили 11 израильских спортсменов. Бывшая в то время премьер-министром страны Голда Меир приказала "Моссад" найти и покарать виновных в гибели атлетов. Все эти 16 преступников в течение нескольких лет были уничтожены. Одной из операций, в ходе которых удалось ликвидировать сразу трех боевиков, руководил Эхуд Барак, нынешний премьер-министр Израиля.

Весной 1988 г. оперативная группа "Моссад" ликвидировала скрывавшегося в Тунисе заместителя Ясира Арафата по боевым операциям Абу Джихада. Это стало ответной мерой за бойню, устроенную тремя террористами в школе города Кирьят-Шмона. Тогда 16 школьников погибли и 68 были ранены. Данная специальная операция примечательна не только тем, что она проводилась на значительном удалении от территории Израиля, но и участием в ней помимо разведки ВМС и ВВС. Кстати, акция готовилась "Моссад" в течение пяти лет.

Не исключено, что участие в подобных операциях привело Барака к пониманию того, что ликвидацией одного, двух, даже десятка боевиков палестинскую проблему не решить, что силовой путь - это путь тупиковый, ведущий к бесконечным жертвам с обеих сторон, что рано или поздно все равно придется договариваться и искать точки соприкосновения.

Книга Леонида Млечина интересна еще и тем, что в ней рассказано также о некоторых эпизодах деятельности военной разведки "Аман" и контрразведки "Шин Бет". Их удачах и промахах, порой вызывавших международные скандалы┘

В Израиле в честь павших в боях военнослужащих воздвигнуто немало памятников. Не было долгое время только монумента, посвященного разведчикам, не вернувшимся с заданий. Под давлением родственников правительство пошло на сооружение памятника погибшим сотрудникам "Моссад", "Аман" и "Шин Бет". Но в отличие от военнослужащих армии обороны Израиля, на надгробиях которых описаны обстоятельства их гибели, и после смерти сотрудников спецслужб остаются неизвестны даже малые подробности их трагического конца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
748
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
993
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
800
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
650

Другие новости