В нынешней Доктрине стратегии национальной безопасности США делается упор на поддержку американских "обязательств" и "усиление влияния" Вашингтона на мировые процессы. По словам экс-президента Клинтона, угрозы для Америки сейчас более разнообразны, чем прежде, включая даже годы холодной войны. Это - региональные военные конфликты, распространение оружия массового поражения, международный терроризм, транснациональная организованная преступность и наркоторговля, локальные вооруженные столкновения на этнической, религиозной или национальной почве. Принимая данные вызовы, главный американский стратег подчеркивает, что США будут и далее стремиться к лидерству в мире, опираясь на военную силу как один из основных инструментов внешней политики. Цель вашингтонской администрации открыто заявлена: "укрепление мирового сообщества безопасных, демократических и свободнорыночных государств". Важная роль в этих планах отводится и Центральному разведывательному управлению США.
Как утверждает капитан американского Корпуса морской пехоты (КМП) Джеймс Лоус в своей публикации "Группы обеспечения национальной разведки", официально распространяемой ЦРУ в Интернете, нетрадиционный характер (необычные свойства) вышеозначенных новых угроз побуждает командиров всех степеней больше, чем раньше, доверять и опираться на своих офицеров разведки. Точнее говоря, уже сегодня внимание к добытчикам информации возрастает даже в сравнении с условиями обычной войны. Свои задачи получают все элементы разведывательного сообщества (РС) США. В штабах формирований вооруженных сил не так давно появились группы (команды) обеспечения национальной разведки, уже проявившие себя в операциях американских войск и спецслужб в различных регионах мира.
ТУЗЛА, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ
Делая выводы из операций против Ирака "Щит пустыни" и "Буря в пустыне", все входящие в РС разведслужбы Вашингтона объединили свои усилия при создании действующих групп обеспечения национальной разведки (ГОНР). Типичная группа состоит из сотрудников Разведуправления министерства обороны (РУМО), Агентства национальной безопасности (АНБ), Национального агентства аэрокосмической съемки и картографии (НААСК) и ЦРУ. Летучие команды ГОНР развертывают свою деятельность по приказу командования во время кризисов или на случаи возможных боевых действий. Как правило, такие группы обеспечивают постоянный обмен развединформацией, получаемой из всевозможных источников, между Вашингтоном и объединенными оперативными соединениями за пределами США.
Группы формируются не по стандартной, а по особой схеме - в зависимости от задач и складывающейся обстановки. Структура каждой из ГОНР определяется командующим, по согласованию с руководством Пентагона, ЦРУ и других ведомств. За время своего существования группы снабжали разведданными следующие операции: "Обеспечение замены" (Кения), "Южный страж" (Саудовская Аравия), "Возвращение надежды" (Сомали), "Запрет на полеты" и "Выполнение обещания" (Балканы), "Поддержка демократии" (Гаити), "Объединенное усилие" (Босния), "Помощь по охранению" и "Снятие охранения" (Заир), "Совместный караул" и "Совместное выдвижение" (Босния), "Блестящее присутствие" (Израиль), "Союзный часовой" (Косово), "Благородная наковальня" (Албания).
Экзотические по названиям, словно взятые из голливудских фильмов, и столь же жесткие в реальном исполнении, эти операции в работе капитана Лоуса подаются как чисто американские. Сам он знает некоторые из них досконально. Его послужной список включает работу в РУМО, Директорате аналитической развединформации ЦРУ, разведотделе одного из штабов в армии США, службу в управлении по ведению кризисных операций в Пентагоне, а также группах обеспечения национальной разведки. С 1995 г. Джеймс Лоус побывал в должности командира подразделения ГОНР на первом этапе боснийской операции (Тузла), являлся старшим начальником групп поддержки в операции "Плановое охранение" на территории Италии (Виченца). Из рассказа капитана морской пехоты выясняются некоторые деликатные подробности "битвы за демократию".
Разведчики ГОНР поставляют "уникальную" информацию командующим по различным каналам. Прежде всего для этих целей задействованы возможности всех элементов РС. Многими необходимыми сведениями командование оперативных соединений (войсковых группировок) обычно не располагает. Но в акциях особого рода "рука Вашингтона", в информационном плане особенно, проникает через охраняемые барьеры и границы, как говорится, опережая скорость звука. В работе ГОНР по сбору данных и обмену ими используется и электронная почта, и видеотелеграф, а также сообщения агентуры всей американской разведки. Иногда могут возникать сложности необычного рода - когда "Национальный центр" (Вашингтон) решает использовать ГОНР в качестве постоянного канала поступления оперативной информации, о которой даже спецслужбам знать не положено.
В случаях, если какое-либо ведомство излишне активно в постановке дополнительных задач своим представителям в ГОНР, командующие и их заместители по разведке (G2) определяют рамки дальнейшего взаимодействия. Бывало, нарушителей из числа "командировочных" называли не иначе как шпионской группой национальной разведки (ШГНР). Каким образом регулируются подобные ситуации, видно на примере из практики капитана Лоуса. Так, вскоре после развертывания его группы в Тузле в декабре 1995 г. ее связь с Центром поддерживалась ежедневно. Некоторые детали этого обсуждались с начальником разведки оперативного соединения (ОС) "Орел". Было решено, что ответы ГОНР на запросы из Центра подлежат согласованию с G2 и никто из группы не пошлет в свою штаб-квартиру донесения о ведущихся или готовящихся военных операциях. В свою очередь, Вашингтон радовало, что ему кто-то поставляет разведданные из этого района.
ИНФоРМАЦИЯ ДЛЯ "ОРЛА"
В операции "Объединенное усилие", когда многотысячные силы войск США начинали свое развертывание в Боснии, информация от структур РС все еще фокусировалась на подготовительной фазе плана боевых действий. Для командиров частей и подразделений этого было недостаточно. Тогда через ГОНР перед РС поставили новые задачи по разведке с целью обеспечения потребностей соединения "Орел". Вместе с G2 группа обеспечения в Тузле выработала тактические задания по сбору сведений для ориентированных на Балканы резидентур ЦРУ и других элементов национальной разведки.
Чтобы привлечь дополнительное внимание РС к тактическим задачам по Боснии, сотрудниками ГОНР в Тузле осуществлялось взаимодействие со штаб-квартирами разведок США и их подразделениями на ТВД, с командованием американских войск в Европе, другими группами обеспечения национальной разведки путем видеотелеконференций (ВТК) и обмена аналитическими выкладками. Как стало известно позже, после января 1996 г. ВТК "Балканские аналитики" проводилась каждую неделю с участием Балканской разведгруппы, подчиненной директору ЦРУ.
Другим важным аспектом военной деятельности ГОНР в Тузле стало обеспечение информацией командования Объединенной оперативной группировки на ТВД. Целью этих усилий было повышение безопасности войск и эффективности контрразведки. В каждом подразделении АНБ, входящем в ГОНР, имеется несколько человек из Службы специальной поддержки Оперативного центра национальной безопасности. С помощью небольшой передвижной установки спутниковой связи бригада ССП поддерживает прямой контакт руководства АНБ с командованием объединенных сил, которое таким образом получает своевременные сигналы о возможных угрозах военного характера.
Разведчикам АНБ также достается самая свежая информация из своего Центра, расположенного в Форт-Мид, штат Мэриленд. Оперативные данные поступают в режиме реального времени по компьютерным системам агентства. Накануне развертывания в районе Тузлы, к примеру, командование ОС "Орел" поставило задачу личному составу ГОНР, приданному
1-й бронетанковой дивизии США в Германии, - обеспечить передовые части, входящие в Боснию у реки Сава, полными сведениями о возникающих опасностях. Менее чем за час после запроса команда из двух сотрудников АНБ находилась в полной готовности к переброске на балканский театр специальных операций (ТСО).
Еще одной функцией ГОНР является предоставление командованию объединенных сил ежедневных разведсводок, получаемых особой связью от различных элементов РС, а также другой секретной продукции спецслужб. Некоторые из таких документов обычно доступны узкому кругу лиц в администрации США, куда входят председатель Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) и министр обороны. Так, начальник югославского отдела РУМО (Югославия там именуется как "бывшая") может доложить исходную информацию или дать аналитические расчеты заместителю ОКНШ по разведке (J2), если поступил запрос от председателя комитета, касающийся ситуации в Боснии. При этом ГОНР может уведомить командующего на ТВД и его зама по военной разведке (G2), что главный штаб в Вашингтоне интересуется таким-то конкретным вопросом. Таким образом устраняются противоречия, а также вовремя исправляются ошибки в разведдонесениях.
Более того, возможности ГОНР позволяют командующим получать ответы на запросы Центру в течение 24 часов и быстрее. Эта задача выполняется группой обеспечения как через элементы разведсообщества (ЦРУ, АНБ, РУМО), так и путем прямого выхода на Национальный объединенный центр военной разведки, расположенный в центре военного управления США в Пентагоне. Считается, что при этом именно команды ГОНР играют незаменимую роль - чтобы избежать дублирования усилий и "засветки" важной агентуры спецслужб Вашингтона при ответах на запросы по развединформации.
УРОКИ ГАИТИ И БОСНИИ
Важнейшие операции второй половины 1990-х гг., в которых участвовали группы обеспечения национальной разведки, - "Поддержка демократии" в Гаити и "Объединенное усилие" в Боснии. Их опыт может быть полезен будущим участникам акций по разрешению кризисов или предотвращению вооруженных конфликтов. В целом девять групп ГОНР занимались обеспечением обеих миротворческих операций в двух "зонах ответственности" войск США.
В Гаити задачей общевойскового соединения, подчиненного Атлантическому командованию США, стало взятие под контроль административных учреждений с той целью, чтобы избранное правительство могло вернуться к власти. По запросу этого командования группы обеспечения национальной разведки были развернуты на кораблях ВМС "Маунт Уитни" и "Уэсп", а также в объединенном разведцентре американских войск в гаитянской столице Порт-о-Прэнс. Из этих операций можно извлечь уроки на будущее. Прежде всего это касается планирования задач по разведке, а также координации взаимодействия между ГОНР и командованием, которому обеспечена поддержка. Например, группы оказались не вполне готовыми к дню "Д" в операции "Поддержка демократии".
Важный урок состоит в том, что команды национальной разведки должны располагаться вместе с J2 - разведотделом штаба объединенных сил. Командир каждой ГОНР, по мнению Джеймса Лоуса, обязан знакомиться с планом операции, чтобы подготовить развертывание группы и ее эффективную работу. Также необходимо, считает разведчик из КМП, поддерживать строгий режим секретности, исключая передачу каких-либо оперативных данных Пентагону или другим ведомствам. Что касается последнего урока из операции в Гаити, то он был весьма положительным, так как агентурная информация нашла применение и получила высокую оценку в штабе оперативной группировки. Секретные агенты в стране и их руководители из Вашингтона координировали свои действия с командами ГОНР, подчиненными руководителю акции "Поддержка демократии".
Задачей направляемых НАТО многонациональных сил на Балканах (IFOR), как известно, было патрулирование зоны разделения враждующих сторон. Соглашение, достигнутое в Дейтоне, касалось трех сторон конфликта, продолжавшегося четыре года. В декабре 1995 г. в Боснии началась операция "Объединенное усилие". Команда ГОНР в Неаполе приняла участие в операции "Выполнение обещания", действуя под началом главного командующего силами союзников в Южной Европе. Во время операции "Запрет на полеты" бригада специалистов ГОНР, дислоцированная в Виченце, была подчинена Центру совместных воздушных операций НАТО и командованию в зоне Балкан.
В январе 1996 г. там уже действовали ГОНР в Тузле, Сараево (посольство США) и его пригороде Илиджа (база корпуса быстрого реагирования). Передовая группа была придана командующему войсками США в Европе на территории Венгрии. Всего к операции "Объединенное усилие" с января по декабрь 96-го привлекались шесть групп обеспечения национальной разведки. Большей частью ГОНР являлись усилением разведывательных возможностей. Хотя их главной задачей была поддержка операций при возникновении кризисных ситуаций, они нередко играли роль подразделения войсковой разведки или мобильной станции радиоэлектронного наблюдения и связи. Опыт участия ГОНР в различных миротворческих миссиях подтверждает целесообразность их дальнейшего использования в операциях по предотвращению кризисов и вооруженных акциях США за рубежом. Мнение американских военных разведчиков и выводы аналитиков сходятся в том, что все иные задачи в интересах РС США необходимо решать другими силами и средствами национальной разведки, отличными от ГОНР.