0
2506
Газета Спецслужбы Интернет-версия

16.02.2001 00:00:00

Строгий закон

Семен Улицкий

Об авторе: Семен Яковлевич Улицкий - профессор юридического института Дальневосточного госуниверситета.

Тэги: шпионаж, государство


Мнение 1

Ответственность за преступление против государства предусмотрена в законах всех стран. Возникает необходимость осветить вопросы, связанные с ответственностью за подобные преступления.

ДРЕВНЕЙШИЙ ВИД ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Понятие "государственная измена" введено в Уголовный кодекс Российской Федерации с 1 января 1997 г. Раньше наше законодательство говорило об измене Родине.

Анализ ст. 275 УК РФ показывает, что нынешний российский закон знает три вида государственной измены: 1) шпионаж, 2) выдачу государственной тайны, 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.

Умысел виновного в государственной измене всегда направлен на нанесение ущерба внешней безопасности России. Ну а мотивы у преступников бывают разные: корысть, месть, националистические побуждения и т.д.

Шпионаж - один из древнейших видов преступлений. Всякая зарубежная разведка имеет своей задачей не только собирать определенные сведения, но и вербовать граждан другой страны для оказания разведке такой помощи.

Если шпионаж совершает гражданин России, он отвечает по ст. 275 как за государственную измену в форме шпионажа.

Если в шпионаже виновен иностранец или человек без гражданства, то он несет ответственность за шпионаж как самостоятельное преступление по ст. 27. УК РФ.

По ст. 270 УК РФ был, например, недавно осужден американский гражданин Э.Поуп, бывший кадровый офицер военно-морской разведки США.

Президент России В.Путин его помиловал. Но это вовсе не значит, что Э.Поуп невиновен. Помилование означает милость, проявленную к человеку, а не его реабилитацию.

Российский закон различает два вида шпионажа. Первый - сбор и передача государственной тайны как по собственной инициативе (так называемый инициативный шпионаж), так и по заданию иностранной разведки.

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб его безопасности.

Было бы ошибочно думать. что материал, не имеющий грифа секретности, не может быть предметом шпионажа, ибо закон знает и второй вид шпионажа, когда его предметом становятся так называемые иные сведения.

Круг "иных сведений" не ограничен законом и не предусмотрен каким-либо перечнем. Зарубежные спецслужбы, например, интересуют планы и схемы дорог, сведения о социально-политической обстановке и моральном состоянии вооруженных сил, исчерпывающие данные о военачальниках, политиках и многое другое.

С изменением общественно-политического строя в стране лица, уличенные в распродаже государственных секретов, обычно объясняют свои действия якобы имеющимися у них намерениями способствовать гласности, демократии и охране окружающей среды. На самом же деле ими, как правило, движет стремление к личной выгоде.

И вот что интересно: у них нередко появляется множество совсем не знакомых с делом заступников, поднимающих шумную пропагандистскую кампанию.

В октябре 1999 г. был, например, задержан сотрудник Института США и Канады РАН И. Сутягин. В ходе расследования вскрыты факты его недозволенной связи с американским гражданином. Д.Хэндлером, специалистом по ядерной безопасности.

Органы ФСБ считают установленным, что Хэндлер получал от Сутягина секретную информацию и передавал ее разведорганам США. К сожалению, некоторые журналисты, не зная об этом, изображают Сутягина как "честного и мужественного гражданина, выступающего за демократические права и свободы".

Раньше мы нередко слышали: "Я не знаю, что сделал Иванов или Петров, но убежден, что зря бы его не посадили. Органы не ошибаются".

Теперь часто кричат: "Да, я не знаю, что сделал Иванов или Петров, но раз чекисты завели на него дело, значит, он хороший человек". Многие полагают: "Иное время - иные песни". Но лично я думаю, что это старая трагическая песня на новый лад. И она едва ли может радовать.

ПОВОРОТ В ДЕЛЕ Г.ПАСЬКО

Как известно, военный журналист Г.Пасько был предан суду по обвинению в государственной измене в форме шпионажа (ст. 275 УК РФ).

Военный суд Тихоокеанского флота, изменив юридическую оценку действий Г.Пасько на ст. 285 УК РФ, признал его виновным в злоупотреблении служебными полномочиями. Применив к Г.Пасько амнистию, суд освободил его из-под стражи.

Приговор не удовлетворил ни осужденного, ни прокуратуру.

Г.Пасько утверждал, что он вообще невиновен и просил производство по делу прекратить. Прокурор же, опротестовывая приговор, просил Верховный Суд отменить его из-за ошибочности правовой оценки действий осужденного.

Военная коллегия Верховного Суда России не согласилась с просьбой о прекращении дела и направила его на новое рассмотрение в Военный суд Тихоокеанского флота. Но слушать дело уже будет другой состав суда.

Правильно ли отменен приговор в отношении Г.Пасько? Думаю, что да. Этот приговор носил явно противоречивый характер. Вначале суд фактически признал, что журналист совершил преступление, о котором говорится в обвинительном заключении. А потом сам стал это в своем приговоре отрицать. В деле есть материалы, свидетельствующие о неоднократном получении подсудимым валюты от иностранной организации.

Есть заключение нескольких экспертиз, подтвердивших, что он разгласил государственную тайну. Во время судебного заседания все это оглашали, рассматривали и проверяли. Но веских доводов, позволяющих опровергнуть версию обвинения, суд не привел. И все же Г.Пасько осудили по ст. 285 УК РФ. Когда я узнал о такой правовой оценке, то вспомнил гамлетовское: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".

С иностранной организацией он вступал в контакты не как начальник отдела редакции, а как журналист, располагающий определенной информацией. Ну а журналиста (даже военного) закон должностным лицом не считает. Значит, осуждать Г.Пасько по ст. 285 УК РФ нельзя было.

Некоторые сторонники Г.Пасько продолжают утверждать, что следствие по его делу проводили необъективно. И в этом, говорят они, вина ФСБ.

Ошибочность позиции Военного суда Тихоокеанского флота высшая судебная инстанция признала установленной. Именно поэтому Верховный суд направил дело на новое рассмотрение не со стадии предварительного расследования, а со стадии судебного разбирательства.

ФСБ НАУКЕ НЕ ПОМЕХА

Как уже сообщалось в прессе, Управление ФСБ по Приморскому краю официально предъявило обвинение заведующему акустической лабораторией института океанологии ДВО РАН

В.Щурову. Его обвиняют в разглашении государственной тайны, контрабанде и незаконном экспорте технологий, используемых при создании военной техники.

Следствие по делу В.Щурова закончено. И сейчас он знакомится с собранными материалами.

Кое-кто пытается изобразить дело В.Щурова как попытку органов ФСБ помешать развитию нашей науки и сотрудничеству российских ученых с их китайскими коллегами. Ссылаются на то, что Океанологический институт работал по договору с университетом г. Харбина. Между тем договоры, заключенные между научными учреждениями двух стран, должны создавать наилучшие условия для получения запрограммированных результатов.

Действовавший же договор мог способствовать различным недоразумениям, так как в нем отсутствовало обязательство сторон не передавать результаты научной работы посторонним лицам.

Ученые всего мира заинтересованы в своей безопасности и в безопасности проводимых исследований. Уверенность же в такой безопасности значительно больше, когда ее обеспечивают компетентные органы, а не тогда, когда она пущена на самотек

Да, наука в принципе интернациональна. Но каждая страна имеет национальные интересы. Этим нельзя пренебрегать.

Некоторых ученых чрезмерно привлекает возможность попасть за рубеж на разного рода конференции, симпозиумы и тому подобное, особенно если поездки финансируют зарубежные организации. Но всем прекрасно известно, что они деньги на ветер не бросают. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а бесплатные "окна" - в тумане. На идеях наших ученых кое-кто делает большие деньги. Если же говорить о вояжах многих российских ученых в другие страны за новыми знаниями, то они их там обычно не получают. Их зарубежные коллеги чаще всего ограничиваются общими фразами или рассказывают то, что уже давно опубликовано.

Кстати, Иммануил Кант, которого считают умнейшим из немцев, всю жизнь прожил в Кенигсберге и никуда не ездил. А выдающийся философ Бенедикт Спиноза никогда не выезжал из Голландии. Не был за границей и гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России. Не покидали страну (даже на короткое время) и многие наши ученые-ядерщики, работавшие над атомной и водородными бомбами.

Конечно, теперь иное время. Однако новое время накладывает на российских ученых и новую ответственность. Порядок есть порядок. Законным же научным исследованиям ФСБ не мешает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
860
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1531
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1313
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1134

Другие новости