0
1748
Газета Спецслужбы Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Секретные битвы ихтиандров

Тэги: sdv mark 8, вудворд, курск


Словно воздушный аппарат, легко маневрируя, скоростная миниатюрная подводная лодка SDV "Mark 8" бесшумно рассекает темные океанские воды. Команда из 8 "тюленей" выполняет специальное задание в тысячах миль от своей базы Литл-Крик под Вашингтоном. Пилот слегка поворачивает рукоять управления, и черная невидимка быстро меняет курс согласно программе... Или вслед за целью - атомной субмариной реального или воображаемого противника. На некотором расстоянии от 7-метровой "ракеты" идет АПЛ американских ВМС класса "Лос-Анджелес", готовая в любой момент забрать в шлюзовую камеру аппарат со взводом "тюленей" и скрыться на полном ходу. Такая мини-подлодка и такие морские диверсанты способны оставить после себя картину, которая, по различным сообщениям, наблюдалась полгода назад на АПРК "Курск": сильно поврежденные носовая и кормовая коммингс-площадки, кем-то выведенные из строя главная рубка и всплывающая спасательная камера, искореженная носовая часть, груды металла внутри отсеков. Лишь атомный реактор недоступен боевым пловцам-ихтиандрам. Конечно, такая картина пока из области догадок. Но...

Еще в 1988 г. сенсацией была книга Боба Вудворда о "секретных войнах ЦРУ" под названием "Пелена" ("VEIL"). Как поясняет автор - известный журналист "Вашингтон пост", - этим кратким кодовым словом обозначались сверхсекретные тайные операции, которые США проводили во времена президента Рейгана с целью оказать воздействие на мировые события. Самой крупной являлась операция подводных соединений ВМС "Нэйви спешиал" (Navy Special).

ЗАПЛЫВЫ ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ

В январе 1981 г. директор ЦРУ адмирал Стэнсфилд Тернер передавал дела своему преемнику Уильяму Кейси. Адмиралу казалось, что у Рональда Рейгана сразу "отскочат ботинки", когда он узнает о наиболее секретных акциях, ведение которых потребует в дальнейшем его санкций. Более сотни людей постоянно находились в зоне особого риска - главным образом это были подводники, задействованные ЦРУ в операциях на морских границах Советского Союза. Стратегическая операция "Нэйви спешиал" велась уже много лет и финансировалась по программе военно-морской разведки США. Одной из самых дерзких и талантливых по замыслу и исполнению операций ЦРУ и ВМС США была "Айви Беллз" - съем информации с магистральных кабелей военной связи СССР, проложенных по морскому дну.

При Тернере технологию этой операции значительно усовершенствовали. Как ЦРУ стало известно позднее, в 1981 г. "Айви Беллз" была нейтрализована советским ВМФ в Охотском море - при очередной проверке устройств (датчиков) по съему информации, команда американских боевых пловцов обнаружила, что те исчезли. Устройства представляли собой миниатюрные электронные приборы, разработанные при участии специалистов Агентства национальной безопасности (АНБ). Действуя со специальных подводных лодок, "тюлени" из групп, подготовленных ВМС и АНБ, устанавливали эти "мини-жучки" на линиях военной связи почти вплотную к кабелю, но не закрепляя устройства на нем. Проверка или даже подъем кабеля не должны были, по замыслу Тернера, позволить русским раскрыть операцию: электронные устройства оставались на дне.

Весьма рискованным этапом, уязвимым звеном в акциях "Айви Беллз" являлась выемка кассет с записанной при перехвате информацией. Обычно на одной кассете накапливались данные за 4-6 недель работы "жучка", каждый из них использовался в среднем за год для двух сеансов записи. Американская АПЛ снова выходила в район операции в Охотском море, и пловцы должны были найти указанное место, чтобы сменить кассеты. Для этого применялись мини-подлодки или даже специальные подводные роботы. Информация считалась в высшей степени важной для ЦРУ и АНБ.

Заметным недостатком системы был разрыв во времени между прохождением сигнала по кабелю и его расшифровкой через несколько месяцев в АНБ, и к середине 80-х гг. у американцев появилась новая идея. Шеф военно-морской разведки адмирал Джон Буттс и заместитель Кейси по координации разведслужб вице-адмирал Эдвард Беркхальтер предлагали соединить американские электронные датчики, установленные вдоль советских подводных кабельных линий в Арктике, кабелем ВМС и продлить его на 1200 км до американской базы в Гренландии. Стоимость проекта превышала 1 млрд. долл., поскольку линия по дну Северного Ледовитого океана под арктическим ледяным щитом могла быть проложена только с помощью атомных подлодок и команд боевых пловцов США. Таким же кабелем предполагалось опоясать земной шар по крайней мере один раз. Сегодня подобные кабели соединяют Норвегию со Шпицбергеном, некоторыми другими островами и с Гренландией.

Интересно, что американский концерн "Халлибертон", который занимался и будет дальше заниматься работами на "Курске", располагает новейшим оборудованием двойного назначения для прокладки кабельных линий, мини-подлодками, подводными роботами и командами глубоководных водолазов. До 16 августа 2000 г. эту техасскую фирму возглавлял Ричард Чейни, вице-президент США, до 1992 г. работавший в администрации Буша-старшего министром обороны. Некоторые аналитики спецслужб обращают внимание на то, что фирма, занимающаяся разведкой и добычей нефти и газа на морском шельфе, а также производством энергетического оборудования, располагает сотнями филиалов по всему миру. Пункты эксплуатации, обслуживания и ремонта компании "Халлибертон" имеются почти на всех военно-морских базах Норвегии, включая северное побережье страны, где добыча природного топлива не ведется. Многофункциональный характер деятельности фирмы позволяет ей выполнять различные виды поисковых и строительно-монтажных работ на морском дне, вести глубоководное бурение. Такой комплексный подход к освоению подводного мира с помощью новейших технологий делает фирмы типа "Халлибертон" почти идеальной "крышей" для деятельности военно-морской разведки.

В ЧУЖИХ ВОДАХ

Сведения о тайных операциях американских подводных сил вблизи побережья СССР начали просачиваться на страницы печати США еще с начала 70-х. В статье Сеймура Херша в "Нью-Йорк таймс" говорилось: "Как сообщил один из наших источников, субмарины могли подключаться к советским кабельным линиям наземной связи на участках, где они проходили по океанскому дну. Таким образом осуществлялся перехват посланий военного руководства и других сообщений, которые считались настолько важными, что их нельзя было доверить радио или подобным менее безопасным каналам связи".

Более подробно тема раскрыта в докладе Конгрессу от 1976 г. "Комитета Пайка по разведывательным операциям США за рубежом": "Хорошо технически оснащенная программа деятельности американской военно-морской разведки, которая нередко проводилась в чужих водах, за последние десять лет по крайней мере 9 раз приводила к столкновениям с кораблями противника". Свыше 110 раз действия американских подводных сил были обнаружены противником, по крайней мере трижды наблюдались "утечки" деликатной информации в прессу. Комитетом Пайка делался вывод, что неверны утверждения руководства ВМС о "невысокой степени риска" этих операций, а оценки военно-морских аналитиков носят "ритуальный и формальный характер".

Дальнейшее совершенствование подводных операций ЦРУ, АНБ и ВМС, на которое конгресс неизменно отпускал средства в последние годы холодной войны, было отчасти продолжено со второй половины 90-х гг. То же относится и к показной секретности вокруг данных проблем. Эпизод, упомянутый Вудвордом, - о том как директор АНБ генерал-лейтенант Уильям Одом старался не допустить публикации в прессе данных после их утечки из правительственных структур - о существовании операции "Айви Беллз", затрагивает актуальный вопрос о пределах секретности. Нередко спецслужбы пытаются контролировать СМИ, добиваясь чисто пропагандистского эффекта. Узнав, что Одом, возможно, уже пытается установить источники информации "Вашингтон пост", редактор газеты Бен Брэдли сказал Вудворду: надо исходить из того, что телефоны журналистов могут... уже прослушиваться.

Программа "Нэйви Спешиал" решала несколько оперативных задач. Во-первых, американские субмарины постоянно вели наблюдение за перемещениями советских подводных лодок в Мировом океане. Во-вторых, операции особого риска были направлены на сбор информации по всему периметру морской границы СССР, а нередко подлодки США заходили в советские территориальные воды и даже в закрытые бухты и акватории военно-морских баз, чтобы перехватывать информацию с береговых радаров и телекоммуникаций. Третьим направлением программы являлась упомянутая операция "Айви Беллз", имевшая главной целью прослушивание подводных кабельных линий.

Со второй половины 90-х гг. подобные программы стали частично возрождаться, особенно благодаря поддержке в конгрессе, где республиканцы имели большинство. Так, значительная доля ассигнований на ведение тайных разведопераций предназначалась для модернизации всей системы глобального электронного перехвата. При этом было урезано финансирование Службы космической разведки (NRO), которая занимает первую строку в бюджете разведсообщества США, - более 6 млрд. долл. из общей суммы в 30 млрд. В секретных рекомендациях комитетов по разведке обеих палат конгресса, согласно публикуемым в США независимым экспертным оценкам, содержатся рекомендации правительству уделять особое внимание безопасности и эффективности операций повышенного риска. Сюда относятся и действия подводного флота США, использующего новейшие технологии.

Техническое и финансовое обеспечение тайных операций субмарин находится под контролем оборонных ведомств. Приоритетными являются программы Командования специальных операций (КСО) США, которому подчинено Командование специальных военно-морских действий (подробнее см. "НВО" # 31 за 2000 г.), расположенное на базе ВМС в Коронадо, штат Калифорния. Другим центром дислокации и подготовки боевых подразделений КСВМД ВМС является база Литл-Крик в штате Вирджиния, недалеко от столицы страны. Созданное 16 апреля 1987 г. КСВМД насчитывает около 5 тыс. человек личного состава, из них не менее 2 тыс. входят в отряды боевых пловцов "Тюлень" (SEAL). Отряд состоит из 10 разведывательно-диверсионных взводов по 16 человек, а также подразделений боевого обеспечения.

"Тюлени" могут перебрасываться в любые точки океанских акваторий и прибрежных зон иностранных государств. Перед боевыми пловцами и глубоководными водолазами ставятся многообразные задачи: по разведке и выводу из строя важных объектов противника, диверсионным акциям против кораблей и подводных лодок, борьбе с противостоящими подводно-диверсионными силами, преодолению заграждений и разминированию, поддержке морской пехоты в амфибийных десантных операциях. Боевые пловцы могут достигать района выполнения задачи по суше или с воздуха, в том числе прыгать на воду парашютным способом. Но основными средствами доставки "Тюленей" на боевые позиции, а также их выброски в составе экипажей глубоководных аппаратов, служат быстроходные десантные катера и специально оборудованные АПЛ.

СКРЫТНАЯ ДОСТАВКА

Командование спецназа ВМС США уделяет повышенное внимание отработке новых методов доставки "Тюленей" в районы десантирования с помощью АПЛ, на которых имеется шлюзовая камера для размещения в ней специального подводного "буксировщика" - малогабаритной подводной лодки Mk-8. С целью продления срока эксплуатации 17 таких аппаратов до 2005 г. на них устанавливаются новые бесшумные двигатели, современные навигационные приборы и средства связи. Проводятся испытания опытных образцов с повышенной герметичностью и прочностью корпуса "боевой машины ихтиандров". Кроме того, ведутся НИОКР по созданию принципиально новой мини-подлодки типа ASDS с дальностью хода более 300 км. При этом используются технологии, уже испытанные ранее на сконструированных специалистами ВМС глубоководных батискафах.

Для КСВМД намечено к 2003 г. закупить шесть аппаратов ASDS. В связи с планируемым США выводом из боевого состава ВМС в 2001 г. восьми ранее переоборудованных АПЛ класса "Лос-Анджелес" для шести из них отпущены финансовые средства с целью их переделки в носители подводных аппаратов типа Mk-8, Mk-9 и ASDS. Новые американские АПЛ типа "Си Вулф" ("Морской волк") уже проектируются и строятся с учетом их активного привлечения к выполнению задач, решаемых спецназом ВМС, - и прежде всего отрядами "тюленей".

Обычная мини-подлодка Mk-8 с экипажем управления из двух человек вмещает еще 6 боевых пловцов, имеющих глубоководные костюмы и акваланги. На борту находятся также электрическая двигательная установка, компрессор для подачи воздуха и зарядки дыхательных аппаратов, комплекты индивидуального снаряжения и аварийного жизнеобеспечения, а также запасы оружия и взрывных устройств, включая подводные мины. Подлодка Mk-9 имеет две торпедные установки. Ориентацию и движение обеспечивают бортовые навигационные приборы, радар и компьютеры, но при необходимости система работает на ручном управлении.

Из-за специального покрытия "невидимка" еще более незаметна на экранах акустических локаторов - ее ход не фиксируется сонарами в пассивном режиме слежения. На близком расстоянии от аппарата SDV "тюлени" переговариваются между собой по радио. При неглубоком погружении боевой пловец может выходить на связь с командованием через миниатюрный радиобуй, который транслирует сигнал на космический спутник, после чего автоматически падает на дно или самоликвидируется. В ряде американских публикаций утверждается, что SDV остается незамеченной при ее прохождении на глубине десятков метров под авианосцем.

ПОДГОТОВКА

Боевой пловец военно-морского спецназа США, как правило, вооружен автоматом МЗА1 калибра 0,45 дюйма и ручным реактивным противотанковым гранатометом М72 калибра 66 мм (см. фото). Работа "тюленей" требует особой силы, психологической и физической выносливости, поэтому новобранцами сюда берут лишь мужчин не старше 30 лет. Именно такие специально обученные пловцы в основном рисковали собой, выполняя задачи "Нэйви спешиал".

Принятые в учебные экипажи Центра боевой подготовки КСВМД, будущие "тюлени" проходят дальнейшие тесты, чтобы сразу обучаться навыкам работы в команде и ежедневных тренировок. Центр расположен в южной части штата Калифорния, на базе ВМС в Сан-Диего - одном из самых жарких мест американского побережья. Но подготовка бойца спецназа также предполагает умение действовать в любых акваториях, включая и холодные воды Арктики. И новички, и "тюлени" со стажем работают под общим девизом: "The only easy day was yesterday" - "Единственный легкий день был вчера".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
818
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1497
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1336
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2514

Другие новости