0
623
Газета Спецслужбы Интернет-версия

13.04.2001 00:00:00

Жесткая метла перемен

Тэги: Белый, дом, метла, Буш


Всем известно, что "новая метла по-новому метет". Так всегда, или почти всегда, происходило и с появлением в Белом доме очередного нового хозяина: наступали более или менее ощутимые изменения не только во внутренней, но и во внешней политике США. Причем затрагивали они прежде всего традиционно столь непростой и чувствительный к колебаниям курса пласт международной жизни, как отношения Соединенных Штатов и Советского Союза, а теперь и России. При Джордже Буше-младшем "метла перемен" становится предельно жесткой, больно царапающей живую, десятилетиями складывавшуюся ткань международно-правовых отношений. От далеко идущих замыслов и действий новой американской администрации в прямом и переносном смысле повеяло промозглыми ветрами холодной войны.

В Вашингтоне сразу же решили, что "осколок" советской империи, то бишь Россия, не может претендовать на место, не то что равное с Америкой, но даже сопоставимое с ее партнерами по НАТО. Сыплются все новые резкие оценки и деструктивные, безапелляционные высказывания, постепенно сводя на нет и без того немногочисленные сферы российско-американского конструктивного сотрудничества. Одной из таких областей, представляющих взаимовыгодный интерес, несомненно, является нераспространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ), в том числе так называемых технологий двойного назначения.

После распада социалистического лагеря между США и Россией постепенно наладилось взаимодействие, направленное, прежде всего, на создание эффективного механизма контроля за безопасностью хранения ядерного оружия. Кроме того, Россия как член "клуба ядерных держав" стремилась вместе с другими его участниками предотвратить "расползание" "двойных технологий". И многое на этом векторе усилий уже делалось. В частности, в 1995 г. Россия и США подписали Меморандум и Протокол к нему по режиму контроля за ракетными технологиями (РСКТ), согласовали ряд программ помощи России в сфере ядерной безопасности.

Надо признать, что в ходе создания своей системы внутреннего контроля Россия во многом ориентировалась на имеющиеся у США наработки, ведь там уже не одно десятилетие разработан и действует закон об экспортном контроле, именно он служит правовой основой для контроля за возможными нарушениями в данной сфере. В самих США, согласно отчетам американского Бюро экспортного контроля, в год допускается 2-3 тыс. различных нарушений, из которых до 300 случаев относятся к категории административно или уголовно наказуемых. В России подобная система контроля только формируется - соответствующий закон принят лишь в июле 1999 г. Тем не менее к выявленным у нас немногочисленным нарушениям руководство США проявляет острую нетерпимость.

Обвинения Вашингтона в адрес России звучали и раньше, но нынешняя антироссийская кампания вышла далеко за рамки всех предыдущих. Прежде всего она была развернута сразу же после визита в США тогдашнего секретаря Совета безопасности России Сергея Иванова, и всего две недели спустя после заседания СБ РФ по вопросам укрепления российского экспортного контроля, проходившего под председательством президента Владимира Путина. Намеченный на нем комплекс мер по совершенствованию национальной системы контроля, а также откровенность критики вскрытых в этой области недостатков со всей очевидностью продемонстрировали Соединенным Штатам серьезность отношения России как к самой проблеме, так и к выполнению взятых на себя обязательств.

Однако именно в этот момент ключевые фигуры в военном руководстве США - министр обороны Дональд Рамсфелд и его заместитель Пол Вулфовиц - обвинили Россию ни много ни мало как в том, что она будто бы является "главным распространителем оружия массового уничтожения". МИД РФ выразил удивление тем, насколько эти высказывания противоречат публичной позиции нового президента США. Не помогло. Администрация тут же оглашает свое намерение почти на треть урезать бюджетные ассигнования на так называемую программу совместного сокращения угрозы (программу Нанна-Лугара). Характерно, что объявленная Бушем-младшим "ревизия программ помощи" взбудоражила в первую очередь американских конгрессменов. Так, сенатор Джозеф Байден из комитета по иностранным делам назвал намерение урезать финансирование "безрассудным". По мнению реально мыслящих американских политиков, в таких критически значимых вопросах, как недопущение утечек ядерного оружия и ядерных технологий, да и во всем комплексе проблем ОМУ, надо быть выше сиюминутных политических выгод, ведь речь идет о безопасности всего мирового сообщества.

Российская сторона, не поддается эмоциям, не выдвигает контробвинений, хотя сделать это было бы проще простого. Взять хотя бы регулярно высказываемые Вашингтоном "озабоченности" по поводу мнимых "утечек" чувствительных российских технологий в Иран. Их уже хватило бы на целое "иранское досье". Но кому не ведомо, что основы военного потенциала Ирана были заложены в период дружбы США с шахским режимом, и только после исламской революции, когда отношения между двумя странами резко ухудшились, любые попытки Ирана усилить свой оборонный потенциал вызывают просто неадекватную реакцию в США и Израиле, к тому же с обязательными наскоками на Россию. Слишком разные, как видим, подходы у сторон к действительно важной, но и неоднозначной, даже противоречивой проблеме контроля за "двойными" технологиями. Для одних - полная вседозволенность, для других - неукоснительный запрет на все и вся.

Уместно также напомнить, что практически все прежние случаи "нарушений" Россией РКРТ в отношениях с Ираном вскрывались самой же российской стороной и немедленно пресекались, например, попытка иранской компании разместить в НПО "Труд" сомнительный заказ под видом изготовления оборудования для газоперекачивающих станций. Экспертная оценка контракта, произведенная Федеральной службой по валютному и экспортному контролю, показала, что некоторые детали этого оборудования "могут быть использованы в ракетных двигателях (ЖРД)", и в контракте было отказано. Можно напомнить и о выдворении из России иранского гражданина, занимавшегося научно-технической разведкой, и о внесении в российские "черные списки" иранской компании "Санам", замеченной в повышенном интересе к двойным технологиям. Так что, несмотря на незаконченность формирующейся системы экспортного контроля, в России в этой области делается достаточно много.

Примечательно, что спецслужбы и правоохранительные органы страны регулярно информируют не только руководство, но и общественность о случаях обнаружения и пресечения нарушений РКРТ отдельными недобросовестными организациями и гражданами. Американскими властями это, как видно, просто игнорируется, а американские СМИ, с их подачи, используют обнародованные Россией сведения с точностью до наоборот - мол, полная беспомощность.

Поскольку подобные обвинительные кампании обычно сопровождаются еще и экономическими санкциями в отношении российских предприятий, организаций и вузов, создается впечатление, что США хотели бы установить тотальный контроль за российским экспортом, и не только в сфере ОМУ и ракетных технологий. С учетом изложенного, становится ясно, что администрация США часто руководствуется не подлинными интересами безопасности, а чисто коммерческими и политическими (вдобавок сиюминутными) соображениями.

Последние заявления руководителей Пентагона наводят на мысль, что нынешний хозяин Белого дома решил исправить "ошибку" своего предшественника, непростительно мягко отреагировавшего на выход Москвы в одностороннем порядке из договоренностей Черномырдина-Гора. Россия тогда взяла на себя обязательство не развивать военно-техническое сотрудничество с Ираном с 1999 г., хотя имела ранее подписанные с этой страной договоры, ряд из которых действовал до 2005 г. Джентльменское соглашение с США действовало, пока Памятная записка по Ирану от июня 1995 г. не была обнародована американцами во время очередной антироссийской кампании. А недавно, как утверждают информированные источники, новая американская администрация потребовала от Москвы предоставления ей подробных сведений о том, что и в каких количествах Россия намерена поставлять Ирану.

Столь же эгоистические мотивы, по мнению российских экспертов, просматриваются в подходе США к международным экспортным режимам, которые Вашингтон в последнее время стремится ужесточить и в максимальной степени приспособить к своим национальным интересам. США пробивают идею большей транспарентности в торговле обычными вооружениями, настаивая при этом на составлении списка "стран риска". В первую очередь в него войдут страны, уже являющиеся партнерами России по военно-техническому сотрудничеству или могущие таковыми стать. Не правда ли, это сильно напоминает КОКОМ - известный атрибут "холодной войны"? Полностью вписывается в эту же схему и проводимая США линия на ужесточение РКРТ.

Если Россия под давлением нарастающего прессинга пойдет в экспортной политике на то, чтобы искать потенциальных клиентов только среди "дружественных" Вашингтону стран, то она может вообще лишиться своих экспортных возможностей. Российское руководство всегда выступало за объективные критерии в экспорте, в экспорте вооружений - в особенности. И за их последующее тщательное соблюдение. Однако, по-видимому, для нынешней американской администрации это-то как раз и не подходит. Достаточно указать на трансформации, которые сейчас претерпевает их отношение к Договору по ПРО. Теперь понятен второй план попыток США выставить Россию главным "распространителем" в мире ядерного оружия - надо как следует напугать международную общественность растущей угрозой расползания ракетно-ядерных технологий. И на таком фоне планы создания американцами НПРО всем покажутся не только оправданными, но и желательными.

В течение последнего десятилетия число выявленных нарушений экспортного законодательства США, а также международных соглашений американскими фирмами и их зарубежными филиалами, постоянно росло. Если в 1992 г. министерством торговли США зарегистрировано 750 случаев несанкционированного вывоза из страны продукции, подлежащей экспортному контролю, то в 1997 г. - уже 1750. К тому же все нарушения выявлены уже после завершения незаконных поставок, а не на стадии подготовки. Компании подверглись серьезным штрафам и другим санкциям, однако "утечки" произошли. В нашумевшем докладе специального комитета палаты представителей (так называемом докладе Кокса) приводились шокирующие сведения об утечках из США в Китай американской секретной технологии. Согласно докладу, за последние 10 лет американские компании вполне легально продали КНР "чувствительные технологии в ракетной и ядерной областях на сумму 15 млрд. долл.". Все случаи вывоза, как отмечалось, были санкционированы министерством торговли. Более того, как выяснилось, значительная часть этих технологий затем была реэкспортирована в Пакистан и, не странно ли, в Иран! По оценке американских военных экспертов, ущерб, нанесенный этими легальными поставками национальным интересам страны, превышает ущерб от разведывательной деятельности КНР против США.

Перечисление нарушений американскими компаниями режима нераспространения ядерного оружия можно продолжать и продолжать. Но сути дела это не меняет: налицо политика двойных стандартов. И это одна из причин, по которой российские эксперты рекомендуют совместно совершенствовать системы экспортных контролей, режимы нераспространения и сообща препятствовать расползанию по миру любых видов оружия массового уничтожения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Бюджет здорового человека": в Москве обсуждается проект главного финансового документа

"Бюджет здорового человека": в Москве обсуждается проект главного финансового документа

Евгений Солотин

В мегаполисе планируют продолжать программы развития и сохранять высокие стандарты социального обеспечения

0
600
Кабмин предложил выделить на создание интернет-контента для молодежи более 6 млрд рублей

Кабмин предложил выделить на создание интернет-контента для молодежи более 6 млрд рублей

  

0
416
ВМФ России готовится к высадке крупного десанта

ВМФ России готовится к высадке крупного десанта

Владимир Мухин

Отечественные "Мистрали" будут строить в Крыму

0
3662
Доходы Суэцкого канала за 2018/19 финансовый год составили рекордные 6 млрд долл.

Доходы Суэцкого канала за 2018/19 финансовый год составили рекордные 6 млрд долл.

0
513

Другие новости

Загрузка...
24smi.org