0
9779
Газета Спецслужбы Интернет-версия

31.08.2001 00:00:00

Два вида российской разведки унифицируются

Тэги: разведка, гру, свр


Укрепляя структуру центральной власти, Кремль по вполне логичным и закономерным бюрократическим канонам продвигает в силовые структуры страны доверенных и ответственных руководителей из своей кадровой обоймы. Борис Грызлов возглавил МВД, а, в прошлом генерал Службы внешней разведки (СВР), Сергей Иванов стал гражданским министром обороны. На очереди - реорганизация стратегической разведывательной системы России. Как стало известно, на днях Сергей Иванов принял решение о замене руководства шести из 12 структурных подразделений Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба ВС РФ на должностных лиц из "конкурирующей фирмы" - СВР.

С первых же дней нахождения на Арбатской площади Сергей Иванов продолжил практику своих предшественников. Начальник ГРУ генерал-полковник Валентин Корабельников каждый день по утрам знакомит министра обороны с ежедневной разведывательной сводкой по важнейшим регионам мира. Однако качество поставляемых материалов, видимо, далеко не всегда удовлетворяет Иванова, который сам является одним из крупнейших российских аналитиков в области разведки и контрразведки. Вполне понятно, что главе Минобороны хотелось бы видеть руководителем военной разведки человека, общающегося с ним на одном профессиональном языке. Вопрос отставки Валентина Корабельникова с поста начальника ГРУ муссируется с апреля с.г. Ее планировалось осуществить, как представляется, одновременно с приходом нового начальника Генерального штаба. Однако, исходя из тактических соображений, в тот период, из-за нежелания провоцировать консолидацию и сплочение недовольного генералитета вокруг Анатолия Квашнина, вероятно, сочли преждевременным объявлять о дальнейших кадровых перестановках. Именно в этой связи находившийся тогда в Минске министр обороны РФ сделал заявление о том, что отставка Квашнина, а также ряда других военачальников, якобы не планируется.

Подобное развитие событий способно вызвать в ГРУ и Минобороны неоднозначную реакцию. С одной стороны, приход на ключевые посты с появлением нового министра его собственной "команды" дело прогнозируемое, но в то же время известно, что "варяги" никогда не пользовались в такого рода ведомствах популярностью. Наиболее болезненно при этом ветеранами Генштаба было воспринято назначение руководителем радиоэлектронной разведки ГРУ, контролирующей специальные объекты на Кубе, во Вьетнаме и некоторых других странах, генерала СВР, никогда не имевшей в своей структуре аналогичных подразделений.

Наблюдатели сошлись во мнении, что замена начальников основных подразделений ГРУ - не что иное как подготовка к увольнению начальника Главного разведывательного управления Валентина Корабельникова и назначению главой ГРУ одного из коллег Сергея Иванова по СВР.

Планируется превратить СВР в ведущую российскую спецслужбу, которая поглотит все другие - ГРУ, ФАПСИ, и превзойдет их по оперативности, точности, полноте, актуальности и достоверности добываемой информации.

Наиболее вероятный кандидат на пост начальника ГРУ Генштаба - заместитель секретаря Совета безопасности РФ 50-летний генерал-лейтенант Олег Чернов. Генерал проработал в органах 22 года (1975-1997 гг.), а затем перешел в аппарат Совета безопасности. Заместителем секретаря Совбеза бывший сотрудник СВР Олег Чернов стал в январе 1999 г. и, курируя в этом качестве вопросы международной безопасности, хорошо сработался с двумя непосредственными начальниками - сначала с Владимиром Путиным, а затем Сергеем Ивановым.

Помимо Олега Чернова на пост руководителя этой структуры рассматриваются еще четыре кандидатуры. Не исключается, что на должность руководителя ГРУ может быть назначен один из действующих генералов СВР России. Однако специалисты считают, что в любом случае, даже если место Корабельникова вдруг займет выходец из системы ГРУ, неизбежен массовый приход туда большой группы офицеров СВР среднего звена, которые в перспективе возглавят ключевые управления центрального аппарата военной разведки.

Обращает на себя внимание тот факт, что перестройка в системе ГРУ начата с ключевых подразделений, каковыми являются Главное управление, Управление кадров и Оргмобуправление, то есть вокзал, почта, телеграф, которые большевики учат захватывать в первую очередь.

Приход Чернова на пост руководителя ГРУ, по всей вероятности, будет означать возвращение к схеме, существовавшей в годы правления генералиссимуса Иосифа Сталина, когда военная разведка была фактически под контролем органов госбезопасности.

В те далекие времена Государственный Комитет Обороны СССР рассмотрел 3 июля 1943 г. вопрос о состоянии разведывательной работы, после чего было принято решение о разделении функций и направлений деятельности ГРУ и Первого управления НКГБ СССР. Внешней разведке Наркомата госбезопасности, в частности, была отведена головная роль в добывании информации по созданию атомного оружия (проект "Энормас"), в связи с чем военной разведке было предписано передать НКГБ всю информацию, а также агентуру по атомному проекту.

У ветеранов ГРУ подобное развитие событий едва ли вызовет восторг. СВР и ГРУ традиционно жестко конкурируют и даже ведут неявную борьбу между собой. Правда, следует отметить, что на протяжении последних лет СВР и ГРУ работали согласованно, заключив негласный "пакт о сотрудничестве". В рамках этого пакта обе структуры, в частности, старались ослабить влияние руководства МВД и ФСБ на высшее политическое руководство страны.

Традиционным соперником ГРУ в сфере агентурной разведки выступает СВР, а в области электронной разведки - ФАПСИ. Преимущество ГРУ заключается в том, что эта спецслужба является единственным отечественным ведомством, ведущим космическую разведку с использованием орбитальной группировки искусственных спутников Земли. Еще одним преимуществом ГРУ до настоящего времени был тот факт, что ведомство военной разведки оставалось единственной российской спецслужбой, структура которой не изменялась с советских времен (подобно "Газпрому").

В настоящее время центральный аппарат ГРУ, а также зарубежные резидентуры, на 100% укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию, но и они, как впрочем и разведчики всех времен и народов в своей деятельности, больше всего опасаются трех "Р" - расшифровки, разоблачения и реорганизации. Вот те факторы, которые рождают в сознании разведчика атмосферу неуверенности и страха. При появлении первых симптомов этих явлений разведчик начинает "вибрировать" и лихорадочно соображать - что делать? Для него это означает нежелательное радикальное изменение оперативной обстановки и необходимость быстро реагировать, иногда резко меняя дислокацию, маршрут движения, ориентацию, связи, стиль работы, в общем весь "налаженный быт" разведчика. В непредсказуемых условиях неопытному разведчику бывает очень трудно принять правильное решение, когда "лечь на дно", а когда "делать ноги" и в какую сторону. Таким толчком к вибрации может послужить затеянная реорганизация.

Власть побаивается военных разведчиков. Например, когда 20 августа 1957 г. министр обороны маршал Георгий Жуков поручил заместителю начальника ГРУ Хаджи Мамсурову начать в мирное время создание сети диверсионных школ ГРУ, об этом КГБ было незамедлительно доложено противникам Жукова в Политбюро. Обвиненный в бонапартизме маршал Жуков в связи с подозрением в подготовке переворота 26 октября 1957 г. был смещен со всех постов и отправлен в отставку. На посту министра обороны его заменил Родион Малиновский. С приходом нового министра произошла и смена руководства ГРУ, начальником которого в октябре 1957 г. был назначен отстраненный Жуковым с этой должности в 1956 г. генерал-лейтенант Михаил Шалин, являвшийся кадровым военным.

Ликвидация ГРУ как самостоятельной системы неминуемо влечет новые провалы в работе. Дело в том, что исходные положения комплекса принципов деятельности любой разведки отражают прежде всего традиции и выработанные нормы и правила поведения ее сотрудников. При этом главным в поведенческом механизме разведчиков являются их внутренние убеждения и устоявшиеся взгляды. Согласно этому правилу, преемственность становится одним из ключевых факторов, определяющих эффективность того или иного ведомства.

Как неоднократно свидетельствовала история тайных ведомств, любые нарушения принципов преемственности на участках оперативной деятельности приводят к неизбежному падению уровня профессиональной подготовки оперативного состава.

Определенный отпечаток на деятельность любой спецслужбы накладывают традиции корпоративности (стремление принадлежать к эталонной общности, групповой эгоизм, лоялизм как смыслообразующий мотив деятельности). Одним из концептуальных принципов кадровой работы разведок всего мира считается внушение своим сотрудникам, что разведка - это корпорация, действующая строго по правилам командной игры.

Видимо, в этом есть большая доля истины, потому что Филби, Блант, Гордиевский, Томлинсон, Калугин, Резун и другие известные источники конфликтов с собственными корпорациями были в высшей степени индивидуальны.

И еще один аспект, который явно не учитывается: начальниками структур спецслужб не назначались "серые" личности, которые не переносят "ярких" индивидуальностей. Руководитель должен обладать непререкаемым авторитетом среди подчиненных ему профессионалов. Он должен быть лидером, наставником, вожаком. Иначе "индивидуалы" начнут "возникать", что рано или поздно приведет к серьезному ущербу общему делу. В случае реформирования ГРУ все планируется с точностью наоборот.

Подобного рода прецедентов, когда бы происходило фактическое подчинение военных спецслужб политическим, ни в США, ни в ФРГ, ни в Великобритании не было прежде всего в силу абсолютно разных функций этих ведомств, их традиций, методов и кадрового потенциала.

Методы работы политической (это сфера СВР) и военной (сфера ГРУ) разведок принципиально отличны по своему содержанию так же, как боевая ситуация, в которой присутствует постоянный риск для жизни разведчика, отличается от дипломатического приема, на котором оперработники политической разведки работают с доверительными связями. Это накладывает определенный отпечаток на отношения между профессионалами разных ведомств. Типичным является тот факт, что практически во всех странах мира сотрудники военной разведки с трудом находят общий язык со своими коллегами из политической спецслужбы.

Опыт британской разведки, попытавшейся в период Второй мировой войны объединить некоторые структуры политической и военной разведок под одной крышей также показал, что такие аспекты, как человеческий материал, профессиональная подготовка, да и сами цели и содержание профессиональной деятельности демонстрируют всю неестественность такого гибрида. Руководители вновь созданной британской спецслужбы военного периода оказались не в состоянии преодолеть такое препятствие, как пренебрежительное отношение военных к своим гражданским коллегам.

Отношения между сотрудниками политической разведки и офицерами военной разведки, рискующими своими головами во время разведки боем, всегда были далеки от идеальных. Не являлся исключением в этом отношении и СССР, где установлению "дружеских отношений" между двумя разведками во многом мешали монополия КГБ на вопросы, связанные с обеспечением безопасности загранпредставительств, а также акцент в работе политической разведки, который традиционно делался на низменные качества людей, что всегда в корне отличалось от методов работы сотрудников ГРУ с его ставкой на открытые способы привлечения к сотрудничеству и работу с лицами, инициативно предлагавших свои услуги в качестве информаторов.

В истории советской разведки имели место попытки создать за границей объединенные резидентуры. В 1921-1924 гг. в Берлине некоторое время совместно действовали ИНО ОГПУ и Разведупра РККА во главе с резидентом Артуром Сташевским (Гиршфельдом). Однако эта практика не дала положительных результатов и от нее очень скоро пришлось отказаться, поскольку она нарушала принцип достоверности информации, требующий наличия достаточного числа независимых источников.

Из более поздней истории российских спецслужб хорошо известно, что органично вписаться в чуждые им силовые структуры не смогли такие опытные руководители в своих областях профессиональной деятельности, как Федорчук, Бакатин, Баранников, Коржаков, Степашин и Барсуков.

Мировой опыт подсказывает, что на физику нельзя бросить архитектора. Ничего хорошего из этого не получится, а мы, кажется, опять хотим выступить в роли первооткрывателей - магелланов и колумбов, которые стремятся сделать шаг вперед и хотя бы в этой области оказаться впереди планеты всей.

Можно предположить, что после реорганизации в ГРУ начнется отток кадров в гражданские структуры, поскольку военные профессионалы не захотят работать под руководством самозванных гражданских чиновников, а СВР потеряет ряд профессионалов, которых направляют на повышение в ГРУ. Состязание двух крупных разведструктур завершается. Президент, выходец из СВР, как всегда сделал ставку на своих людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости