0
12254
Газета Спецслужбы Интернет-версия

05.04.2002

Год 2015-й: Россия во мгле

Юлий Кобяков

Об авторе: Юлий Николаевич Кобяков - генерал-майор СВР в отставке.

Тэги: сша, прогноз, аналитики, перспективы


Прогноз

В ДЕКАБРЕ 2000 г. Национальный разведывательный совет США (National Intelligence Council), являющийся высшим аналитическим органом американского разведывательного сообщества, опубликовал исследование "Глобальные тенденции 2015: диалог с неправительственными экспертами". В работе над этим любопытным документом, подготовленным под эгидой ЦРУ, принимали участие помимо профессиональных аналитиков разведки сотни неправительственных экспертов из десятков американских научно-исследовательских учреждений и крупных корпораций. Можно считать, что он отражает достаточно широкий консенсус американской политической элиты относительно перспектив мирового развития на ближайшие пятнадцать лет.

Появление на свет данного труда было явно приурочено к "смене караула" в Вашингтоне и имело своей целью дать некие глобальные ориентиры только что избранному президентом США Джорджу Бушу-младшему. Судя по тому, что организатор этого исследования директор ЦРУ Джордж Теннет до сих пор занимает свой пост, можно предположить, что оно пришлось по вкусу новой администрации.

Рамки статьи не позволяют дать всесторонний анализ прогноза. Однако с учетом некоторых новых моментов в американо-российских отношениях, связанных с участием России в возглавляемой США антитеррористической коалиции, стоит привлечь внимание к одному аспекту этого документа, а именно к оценке будущей роли в мире США и России.

ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ "СНЫ" АМЕРИКИ

По прогнозам американских экспертов, США к 2015 г. останутся ведущей силой в мировом сообществе. Глобальное влияние Соединенных Штатов в экономической, технологической, а также в военной и дипломатической сферах не будет иметь себе равных как среди наций, так и международных организаций. Эта мощь не только обеспечит Америке превосходство, но и сделает ее одним из ключевых факторов мирового развития.

Некоторые государства - как союзники, так и противники Соединенных Штатов - время от времени будут пытаться ограничить то, что они считают американской гегемонией. Тем не менее эти попытки никогда не приведут к созданию широкой долгосрочной стратегической коалиции, противостоящей США. В целом, экстраполируя до 2015 г. существующие в мире тенденции развития, американские эксперты считают их благоприятными для Америки.

Вместе с тем не исключается, что в силу каких-то причин вектор этих тенденций может измениться и результаты окажутся иными. Например, если Китай, Индия и Россия образуют некий геостратегический союз как противовес влиянию США и Западной Европы. Но, пожалуй, наихудший для США сценарий развития "постполярного" (по терминологии авторов исследования) мира выглядит следующим образом.

Американский экономический рост замедляется, наступает стагнация, заставляющая США сосредоточить внимание на своих внутренних проблемах. Экономическая и политическая напряженность в отношениях со странами Европы возрастает и приводит к резкому ухудшению межгосударственных отношений. Соединенные Штаты выводят свои войска из Европы, и она, так сказать, "обращается вовнутрь", полагаясь на свои региональные институты. Одновременно развивается кризис национального управления в странах Латинской Америки, особенно в Колумбии, на Кубе, в Мексике и Панаме, заставляющий США сконцентрировать свое внимание на этом регионе.

На другом конце мира Индонезия оказывается перед лицом внутреннего кризиса и распада, вследствие чего Китай явочным порядком направит туда миротворческие силы. Причем в целом Азия будет оставаться стабильным и процветающим регионом, что позволит США сконцентрировать свое внимание на других направлениях. Произойдет нормализация обстановки на Корейском полуострове и фактическое объединение Кореи. Основная внешняя финансовая поддержка процесса объединения будет исходить от Пекина и Токио. Соединенные Штаты начнут выводить свои войска из Кореи и Японии.

Однако со временем эти геостратегические сдвиги возродят давнее национальное соперничество среди азиатских стран, провоцируя активизацию военных приготовлений и программ создания оружия массового поражения. Перед лицом развивающейся конфликтной ситуации региональные институты окажутся бессильными. Китай предъявит Японии ультиматум с требованием свертывания ее ядерной программы. В ответ Токио, ссылаясь на двусторонний договор, призовет Вашингтон возобновить американское военное присутствие в регионе, но уже в гораздо более неблагоприятной обстановке, накануне большой войны.

На фоне приоритетности Азиатского, Американского и Европейского континентов страны за их пределами лишаются источников политической и финансовой поддержки, оказываясь в положении маргиналов. Видимо, к ним отнесена и Россия, поскольку в этом сценарии "страшного сна" ей вообще не отводится никакой роли - ни положительной, ни отрицательной.

ПЕЧАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ РФ

Россия, по мнению американских экспертов, все же будет оставаться главным действующим лицом на постсоветском пространстве. Хотя будущая внутренняя конфигурация Евразийского региона, его геополитическая динамика и степень турбулентности как внутри бывших советских республик, так и между ними представляются достаточно неопределенными. Относительное уменьшение мощи России, а также общий недостаток ресурсов ограничат ее способность диктовать свою волю соседям.

Внутренние проблемы новых независимых государств останутся весьма серьезными: неэффективность структурных экономических реформ, низкая, по сравнению с западными стандартами, продуктивность сельского хозяйства, деградация окружающей среды. Сохранится высокий уровень коррупции и организованной преступности, подпитываемой торговлей наркотиками, отмыванием денег и другими криминальными промыслами, которые в ряде случаев будут пользоваться покровительством продажных политиков на государственном уровне.

Даже те страны, которые могли бы достичь прогресса за счет доходов от экспорта нефти, скорее всего потерпят фиаско. Быстрые темпы научно-технического прогресса и дальнейшее развитие процессов глобализации еще больше увеличат дистанцию между этими государствами и Западом, а также между ними и формирующимися основными рынками.

Россия потеряет свое значение ведущей державы в данном регионе, и к 2015 г. Евразия превратится в чисто географическое понятие, лишенное каких-либо объединяющих политических, экономических или культурных реалий. Москва и ее ближайшие западные соседи, продолжая ориентироваться на Европу, будут фактически оставаться вне ее. Благодаря географической близости и культурному родству Кавказ в политическом плане станет ближе прежде всего к сопредельным государствам, а бывшие советские среднеазиатские республики - к Южной Азии и Китаю.

Тяжким грузом, считают американские аналитики, будет довлеть над Россией и бремя советской экономики. Разрушение ее инфраструктуры в числе других факторов усугубит положение. Длительное пренебрежение проблемами защиты окружающей среды и падение уровня здравоохранения в сочетании с такими социальными издержками переходного периода, как алкоголизм, наркомания и сердечно-сосудистые заболевания, сократят численность населения. По прогнозам, к 2015 г. в России будут проживать 130-135 млн. человек (ныне - 146 млн.). Россияне становятся и все менее здоровыми, следовательно, все менее пригодными для решения задач экономического возрождения.

В макроэкономических терминах тенденция снижения валового национального продукта (ВНП) России, вероятно, прекратится. Но стране вряд ли удастся к 2105 г. интегрироваться в мировую финансовую и торговую систему. Даже по самым оптимистическим сценариям, при 5% годового экономического роста потенциал РФ будет равен всего лишь 20% американского.

Много в труде аналитиков разведсообщества США сценариев будущего российского государства: от демократического возрождения до полного распада. Однако, как считают за океаном, общая тенденция идет в направлении авторитаризма, хотя и не в таком экстремальном виде, как это было характерно для советского периода. В пользу такого пути развития, по мнению американских исследователей, говорят собственные предпочтения президента Путина в отношении иерархической системы управления из Москвы; поддержка населением этого курса как альтернативы дезорганизации общества, существовавшей в период перехода от советской системы; способность правящей элиты бесконтрольно удерживать власть в силу отсутствия сколько-нибудь эффективной оппозиции; продолжающийся процесс перераспределения налоговых ресурсов из регионов в Центр.

Эта тенденция централизации власти, считают эксперты ЦРУ, отрицательно скажется на эффективности управления. В стране таких размеров и такого разнообразия условий, как Россия, централизованное управление просто невозможно.

В области внешней политики Москва будет стремиться к восстановлению утраченного влияния в бывших советских республиках на юге, налаживанию связей в Европе и Азии и обретению роли серьезного международного партнера в отношениях с Соединенными Штатами. Вместе с тем внутренние проблемы не позволят России добиться восстановления прежнего статуса великой державы. В качестве последнего признака этого статуса у нее останется лишь второй по величине в мире ядерный арсенал.

Москву не примут в Европейский союз, хотя европейцы будут стараться вести диалог с Россией и поощрять ее стабильное развитие. Несмотря на то, что значение РФ в глазах правительств стран Старого Света будет падать, они тем не менее продолжат следить за политикой США в отношении России как за барометром - показателем способности Вашингтона осуществлять глобальное лидерство и защищать интересы европейцев.

В период до 2015 г., уверены авторы прогноза, перед Москвой все более остро будет вставать вызов: как примирить ее претензии на мировое лидерство с драматически сократившимся потенциалом. Для большинства экспертов остается открытым и критически важным вопрос, сумеет ли Россия совместить свои цели с имеющимися возможностями их достижения, равно как и вопрос об экономической политике и проблемах управления в РФ. Наиболее вероятный исход: Россия - внутренне слабая страна, влияние которой на мировое развитие определяется лишь ее ролью постоянного члена Совета Безопасности ООН. Остается неопределенным вопрос о том, сумеет ли Москва приспособиться к уменьшению своей роли, не нарушая региональной стабильности. Западная Европа и Соединенные Штаты будут внимательно следить за развитием обстановки в России, хотя якобы не смогут повлиять на то, с чем она придет к 2015 г. Критическим фактором в этом плане явится способность Москвы управлять процессами внутри собственной страны.

Вот такие контуры будущего России видятся экспертам американского разведывательного и политического истеблишмента. Они не стали утруждать себя исследованием альтернативных вариантов ее развития, а ограничились лишь одним меланхолическим замечанием о том, что в РФ все возможно - от возрождения до полного распада. Самое главное, с американской точки зрения, заключается в том, что Россия никогда уже не сможет бросить вызов США. Даже в наихудшем американском сценарии Россия упоминается лишь один раз, да и то мимоходом в гипотетической ситуации, когда Китай, Индия и РФ создают некий геостратегический союз как противовес растущему влиянию Западной Европы и Соединенных Штатов. Отметим, что в этом союзе Россия поставлена на третье место.

Некоторые читатели могут заметить, что прогноз - не утвержденная внешнеполитическая доктрина, не принятый к исполнению стратегический план и не несет в себе какого-либо положительного или отрицательного знака. Это всего лишь исследование. К нему, однако, надо отнестись серьезно. То видение будущего, которое предлагают нам американские эксперты, заслуживает внимания, поскольку оно не может не оказывать влияния на политических лидеров США и выработку курса их действий в отношении России.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО?

Создание стратегических союзов вообще дело непростое. Об этом свидетельствует хотя бы опыт России и Белоруссии. Даже при наличии общих исторических корней, экономической базы и достаточно явно выраженной политической воли дело движется очень медленно. Тем более создание союза против чего-то или против кого-то. Такие союзы оказываются, как правило, временными и недолговечными. По мере достижения целей, ради которых был создан такой союз, исчезает его основа. Это в полной мере относится к нынешней неформальной антитеррористической коалиции.

Крах коммунистической системы - событие, несомненно, исторического значения - не вызвал каких-то тектонических сдвигов в американо-российских отношениях и не привел к сближению России и США. Террористическое нападение на Америку, несмотря на весь его драматизм и жертвы, тем более не может привести к каким-то последствиям стратегического масштаба.

Рано или поздно Усаму бен Ладена и его организацию уничтожат, и международный терроризм снова примет спорадический и очаговый характер, каким он был на протяжении последних десятилетий. Соединенным Штатам вряд ли удастся неопределенно долго подводить под разряд терроризма любое выступление с оружием в руках, в том числе против политического или национального гнета, и таким образом продлять жизнь нынешней коалиции. Во всяком случае, России не стоит особо уповать на это как на долгосрочный и продуктивный фактор в российско-американских отношениях.

К тому же после разгрома талибов и ликвидации бен Ладена с его "Аль-Каидой" в повестке дня возглавляемой США коалиции вполне вероятно могут оказаться силовые акции против Ирака, Сирии, Ирана, Ливии, Судана, Северной Кореи, Кубы и других государств, которые, по американской классификации, относятся к спонсорам терроризма. Мировое общественное мнение к этому уже практически подготовлено. Москва помогала некоторым из этих стран строить социализм. Результаты известны. Так стоит ли ей еще раз пытаться подталкивать историю, но уже в другом направлении?

Во время недавнего визита в США российского министра иностранных дел Игоря Иванова госсекретарь США Колин Пауэлл констатировал, что окончилась не только холодная война (это бесспорно), но и, как он выразился, "послевоенный" период (post cold war period). В переводе на общедоступный язык этот тезис означает, что окончился период, когда нельзя было исключать возможности реставрации советской системы и восстановления СССР. Теперь американцев это уже больше не беспокоит.

Двусторонние отношения между США и Россией, несомненно, будут развиваться и, может быть, даже вполне конструктивно. Кроме того, обе страны могут принимать участие в важных международных акциях на многосторонней основе. Однако серьезной базы для стратегического партнерства Москвы и Вашингтона, то есть для установления таких отношений, которые способствовали бы достижению жизненно важных целей обеими сторонами и оказывали бы влияние на судьбы мира, в обозримом будущем не просматривается.

Сегодня в Америке многие политологи и журналисты, вдохновленные российской поддержкой карательной акции США в Афганистане, не перестают рассуждать о стратегическом союзнике Вашингтона в лице Москвы, о стратегическом партнерстве. Ведущий обозреватель "Нью-Йорк таймс" Билл Келлер даже выразил беспокойство по поводу того, что после вступления Эстонии в НАТО танки альянса окажутся на расстоянии часового марша от Санкт-Петербурга, второй столицы дружественной России.

Чуть раньше и более глубоко на эту же тему высказался другой известный обозреватель той же газеты Томас Фридман. По его мнению, США не смогут эффективно противостоять наиболее опасным угрозам своей национальной безопасности без конструктивного сотрудничества с Россией. Отсюда, считает г-н Фридман, задача выстраивания стратегических отношений с Москвой должна быть важнейшим приоритетом администрации, перед которым обязаны отступить такие амбициозные, но недальновидные планы, как развертывание противоракетной обороны, не говоря уже о расширении НАТО.

А вот авторы недавно опубликованной книги "Стратегия стабильного мира" американский дипломат Джеймс Гудби, голландский дипломат Петрус Бувальда и заместитель директора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин пришли к выводу, что "стратегическое партнерство, чрезмерно разрекламированное и лишенное какого-либо практического воплощения, стало бессмысленной фразой".

Это мнения журналистов и ученых, а теперь предоставим слово политикам.

Джордж Буш 13 декабря 2001 г. - через два месяца после террористической атаки США - объявил о своем решении выйти в одностороннем порядке из Договора о противоракетной обороне 1972 г., который на протяжении трех десятилетий был основой системы контроля стратегических вооружений. Желая подсластить пилюлю, он добавил, этот шаг не создаст угрозы международной безопасности, поскольку ему вместе с Владимиром Путиным уже удалось "выработать общий подход к стратегическому партнерству". Президент России, в свою очередь, назвал решение США "ошибкой", но тут же призвал к "выработке новых рамок стратегического сотрудничества".

Кое-кто из российской политэлиты решил воспользоваться фактом поддержки Россией антитеррористической операции в Афганистане, для того чтобы обрисовать совершенно фантастические перспективы. Борис Немцов, например, увидел в этом исторический шанс для России войти в мировую цивилизацию. А Владимир Жириновский даже высказался о возможности государственного объединения России и Америки через 30-40 лет.

Между тем, думается, стратегические перспективы и общие интересы двух стран настолько разнятся, что говорить о возможности стратегического партнерства просто невозможно. Особенно после знакомства с прогнозом "Глобальные тенденции 2015...", согласно которому Америка становится все более могущественной, а Россия все дальше погружается во мглу, следуя по пути к полному распаду.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Публичное откровение в Стэнфорде

Публичное откровение в Стэнфорде

Анна Кроткина

В суде она обратилась лишь к своему обидчику, но всколыхнула всю страну

0
606
США, Южная Корея и Япония планируют начать сегодня совместные учения

США, Южная Корея и Япония планируют начать сегодня совместные учения

0
432
Премьер Франции: соглашение по TTIP между ЕС и США невозможно, если оно не учитывает интересы Евросоюза

Премьер Франции: соглашение по TTIP между ЕС и США невозможно, если оно не учитывает интересы Евросоюза

1
448
Соединенные Штаты отказываются  от углеродного налога

Соединенные Штаты отказываются от углеродного налога

Борис Николаев

Инициатива названа рецептом для нанесения себе экономического ущерба

0
1079

Другие новости

24smi.org