0
1832
Газета Спецслужбы Интернет-версия

28.06.2002 00:00:00

Шахиды атакуют с моря

Тэги: терроризм, флот


ПО МНЕНИЮ наиболее осведомленных экспертов, в ближайшем будущем международный терроризм может сосредоточить свое внимание на третьей природной стихии - водной и перейти к масштабным операциям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей.

Уязвимость военного и коммерческого судоходства для таких атак достаточно убедительно продемонстрирована 12 октября 2000 г., когда два шахида, члена организации "Аль-Каиды", на моторной лодке врезались в борт американского эсминца "Коул", ошвартованного у стенки йеменского порта Аден. Заряд взрывчатки весом около 300 кг пробил в борту корабля брешь площадью в 72 кв. м. Погибли 17 американских моряков и более 40 получили серьезные ранения.

23 октября, через 10 дней, два катера со смертниками из организации "Тигры Тамил Илама" врезались в пассажирские паромы Шри Ланки, один из которых затонул, а второй был сильно поврежден. При этом погибли более 400 человек. Через две недели боевики ХАМАСа атаковали израильский ракетный корабль и не уничтожили его только из-за преждевременной детонации заряда. Список такого рода атак содержит десятки наименований судов всех классов.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ МОРСКИХ ТЕРРОРИСТОВ

Количество террористических групп, которые специализируются на атаках с использованием акватории морей и океанов, резко выросло за последние десятилетия. Свои удары они наносят не только со стороны моря, но и с суши. Тактика этих акций варьируется от применения наземных групп, оснащенных подрывными зарядами, до действий подводных пловцов. Их снаряжение вполне современно: магнитные прилипающие мины, подводные транспортировщики, скоростные катера, морские скутеры, даже мини-подлодки и торпеды, управляемые смертниками-шахидами.

Тактические приемы атак на корабли зависят от того, находится ли судно в гавани или на рейде или курсирует в открытом море. Пришвартованное судно обычно атакуется боевыми пловцами в легководолазном снаряжении, которые крепят несколько крупных зарядов в наиболее уязвимых местах его корпуса. Боевики могут быть доставлены к порту по суше или спущены с надводных и подводных транспортировщиков. Наилучшими средствами транспортировки являются сверхмалые субмарины - мини-подлодки. В течение последнего пятилетия отмечены три случая подпольного строительства таких подлодок: в Боготе (Колумбия), Картахене (Африка) и на юге Индии. Однако отмечено также, что террористы могут и приобретать такие субмарины в целом ряде стран Западной Европы, в России и в Иране.

При атаках в море факторы внезапности и скрытости достигаются террористами за счет применения малых низкосидящих катеров. Они атакуют ночью и с разных направлений - "волчья стая". Благодаря ничтожной радиозаметности, такие средства не обнаруживаются операторами бортовых радаров.

Этими катерами могут быть вполне успешно атакованы как грузовые суда, так и громадные круизные лайнеры и даже боевые корабли. Диверсионные катера нередко оборудуются съемным такелажем, который маскирует их под рыболовецкие шхуны или суда береговой охраны. В этих случаях террористы переодеваются рыбаками или таможенниками. Могут они проникать на судно и легально, как пассажиры. Так было и в случае захвата итальянского пассажирского лайнера "Акилле Лауро" в 1985 г.

В последние 5-6 лет морские террористы все чаще применяют тактику и средства японских камикадзе времен Второй мировой войны, которую они использовали для нападений на американские боевые корабли. К таким средствам относятся человеко-торпеды типа "Кайтен" и взрывающиеся катера "Фукурю". В преобразованном виде они состоят на вооружении исламских шахидов.

Но и кроме них такие средства имеют место в практике колумбийских террористов (группы FARC), ланкийских партизан организации "Тигры Тамил Илама", баскских ЕТА и филиппинских морских диверсантов.

Эти террористические организации не только создают собственные боевые средства, но в больших количествах закупают более сложные технологические образцы в Европе, США и в Австралии. Сегодня в их число входят планеры и дельтапланы, легкомоторные самолеты и вертолеты. Такие средства в последнем десятилетии прошли боевую проверку в Красном и Аравийском морях, в Моллукском проливе и Южной Атлантике.

Наконец, недавно в средствах массовой информации появились данные, что в документах руководства "Аль-Каиды", найденных в Афганистане, обнаружены разработки массированных атак восточного побережья Соединенных Штатов при помощи грузовых судов, принадлежащих бен Ладену. Планировалось оснастить не менее пяти таких кораблей установками типа "Скад", закупив их в Ираке. Корабли, имея ракетные установки в трюмах, должны были приблизиться к территориальным водам Америки на дальность полета ракет (не менее 300 миль) и обстрелять ими крупные города Новой Англии.

В настоящее время руководители морских террористов консолидировали свои усилия, что привело к смещению "центра тяжести" их деятельности на Ближний и Средний Восток и в Западную Атлантику.

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ

Сегодня исламские террористы, и в первую очередь "Аль-Каида", активно перенимают опыт и методы действий морских диверсантов ланкийской группировки "Тигры Тамил Илама". Она создала самую совершенную организацию для партизанской борьбы на море, в том числе практически крупнейший в мире негосударственный военный флот, эффективно действующий в составе двух самостоятельных формирований. Первое из них - "Морские Тигры" - представляет собой амфибийную группу, насчитывающую около 4 тыс. боевиков. Организационно они делятся на секции: "Тигрицы" (около тысячи женщин), "Черные Тигры" (смертники), боевые пловцы - подрывники, катеристы и др.

"Морские Тигры" оснащены по последнему слову техники, имеют скорострельные орудия, гранатометы и малогабаритные установки залпового огня, японские средства связи и германскую оптику. Их мастерские производят плавучие и донные мины, подводные подрывные заряды.

По данным индийских разведслужб, "Морские Тигры" уничтожили почти треть военного флота Шри Ланки, применяя тактику "волчьих стай" и удары камикадзе. Кроме того, они атакуют торговые и рыболовные суда ланкийских, индийских и даже западных компаний, входящих в цейлонские территориальные воды.

Но кроме боевых формирований, "Тигры" располагают флотом из 20 морских кораблей коммерческого типа, которые предназначены для скрытой перевозки оружия, наркотиков, боевиков и новых наемников-нелегалов. Формально эти суда принадлежат подставным компаниям и плавают под флагами Панамы, Гондураса, Либерии и других "офшорных" стран. Перевозка коммерческих грузов служит прикрытием для чисто диверсионных целей.

Американской разведке стал известен факт финансирования нефтяными шейхами, в частности - из Катара и Бахрейна, морских боевых отрядов ХАМАСа и "Исламского джихада". Особое внимание ЦРУ привлекло наличие в них подразделений хорошо подготовленных боевых пловцов, обучение которых весьма сложное и не быстрое дело.

Оказалось, что эти "фрогмены" используют снаряжение советского типа и производства: дыхательные аппараты замкнутого цикла СЛВИ-57, боевые акваланги АВМ-1 и подводные транспортировщики "Протей-3". Настораживает, что методика действий палестинских легких водолазов практически неотличима от той, которая применялась разведывательно-диверсионными подразделениями ГРУ ГШ, носившими кодовое наименование "Дельфин". Их штаб находился в советское время в бухте Казачьей, близ Севастополя.

Эти отряды были расформированы в начале 90-х годов, и отлично подготовленные подводные спецназовцы оказались не у дел. Между тем среди них было немало уроженцев Северного Кавказа, Башкирии, Татарстана - мусульманских ареалов Российской Федерации. Существуют данные, что некоторые из этих ценнейших специалистов, не будучи востребованными на родине, могли оказаться там, где их знания и опыт были бы оплачены. В том числе - на Ближнем Востоке.

ТЕРРОРИСТЫ СМЫКАЮТСЯ С ПИРАТАМИ

В течение последнего десятилетия количество разбойных нападений на коммерческие суда утроилось. Только в 2000 г. оно выросло на 40% по сравнению с 1999 г. Две трети таких атак приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, то есть на ту же акваторию, где оперируют морские террористы.

Основными районами пиратства сегодня считаются Юго-Восточная Азия, Южно-Китайское море, Западная и Восточная Африка, Южная Америка и Карибский бассейн. Как видим, их акватория примыкает к побережью стран, где базируются исламские и другие террористы и повстанцы самых разных направлений.

В прошлом году зарегистрировано 350 пиратских нападений у берегов Индонезии и Филиппин. Как известно, в этих странах проживает большое количество мусульман, в Индонезии - свыше 160 млн. Наконец, за последние пять лет значительно выросло количество пиратских атак в Средиземном и Черном морях, прежде всего в водах, омывающих берега Ливана, Сирии, Турции и Грузии.

Нападения пиратов сопровождаются беспредельным насилием, убийствами и издевательствами над теми, кто оказался на судне. Немало случаев, когда пираты берут в заложники наиболее состоятельных или влиятельных пассажиров с целью получения выкупа. Отдельные нападения совершаются именно для того, чтобы захватить таких богачей в заложники.

Кстати, такого же рода операции проводят и морские террористы. Им, так же как пиратам, требуются средства для покупки снаряжения и финансирования своих акций. И здесь они полностью смыкаются с пиратами, а потому все чаще тесно взаимодействуют с ними вплоть до того, что некоторые разбойные налеты проводят совместно.

Согласно данным британского агентства "Ллойд", прежде более 90% терактов на воде имели место в акватории морей у побережья развивающихся стран, руководители которых были некомпетентны в борьбе с экстремистами и не обладали для этого силами и средствами. Однако в последнем пятилетии морские террористы, используя все более современные суда и боевые средства, стали переносить свои операции к берегам наиболее цивилизованных государств, вторгаясь порой в их территориальные воды, агрессивно атакуя в портах и на рейдах. Возникла опасность захвата и потопления гигантских круизных лайнеров в открытом море.

Вышеизложенное в высокой степени аргументированно свидетельствует - организация эффективного противодействия морскому терроризму, так же как и его проявлениям в других стихиях, уже вышла за рамки национальных и даже региональных проблем и стала объектом острейшей насущной потребности всего цивилизованного мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
745
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
851
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
687
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
531

Другие новости