0
166
Газета Спецслужбы Интернет-версия

04.10.2002

Пентагону не хватает полиглотов

Тэги: пентагон, сша, полиглоты


Приоритеты

ПРИЗНАНИЕ факта беспомощности силовых структур США предотвратить террористические акты 11 сентября прошлого года в Нью-Йорке и Вашингтоне вынудило американское руководство в оперативном порядке пересмотреть весь комплекс мер, призванных реально оградить общество от новых, кардинально отличающихся от прежних угроз национальной безопасности. Неожиданно на первых порах для многих к числу важнейших, ждущих своего разрешения была отнесена так называемая лингвистическая проблема, а точнее, слабое знание или полное невладение представителями силовых структур США языками государств и народов, оказавшихся на переднем крае в борьбе с международным терроризмом.

Симптоматично, что, поднимая эту проблему на страницах СМИ, некоторые американские аналитики проводят параллель с ситуацией более чем сорокалетней давности, когда американское общество оказалось буквально в шоке перед лицом "вызова", брошенного ему Советским Союзом, запустившим в октябре 1957 г. первый искусственный спутник Земли. Именно тогда впервые президент США Эйзенхауэр дал указание не мешкая разобраться в первопричинах такого "нелепого положения". Результатом стал закон "О национальной безопасности" от 1958 г., побудивший американскую нацию сконцентрировать огромные ресурсы на преодолении отставания в преподавании точных наук.

В настоящее время, подчеркивают американские аналитики, ситуация во многом схожа. Сегодняшние "вызовы" исходят от международных террористов, глубоко проникших в американское общество, его культуру. Положение усугубляется тем, что, став частью англоязычного мира бизнеса, науки, контактов и коммуникаций, реальный противник США застал американское общество врасплох. Являясь носителями языка международного общения, американцы расслабились, характерными чертами их менталитета стали зазнайство и высокомерие, отсутствие любознательности и интереса к чужой культуре, традициям, и самое главное, как к средству познания, иностранным языкам, особенно трудно поддающимся изучению - азиатским, т.е. восточным. Проведенный анализ говорит о том, что буквально во всех (а это более 80) федеральных организациях, от Министерства обороны и госдепа до местных законодательных собраний, наличествует проблема невладения государственных служащих иностранными языками. И даже американские военные, уже много лет рассредоточенные по всему миру, уповают на "обязанность владения английским языком принимающей стороны" и не делают попыток для хотя бы элементарного знания местных языков. Особенно тревожное положение сложилось со знанием восточных языков представителями силовых ведомств. В частности, в открытой прессе был опубликован вопиющий с точки зрения работы спецслужб факт обнаружения ФБР накануне теракта в 1993 г. (против торгового центра в одном из американских городов) материалов на арабском языке о взрывчатке и подготовке самой этой акции, но, в силу незнания сотрудниками этой спецслужбы данного языка на достаточном уровне, документы оказались невостребованными. В этой связи весьма характерным выглядит "обращение к американскому народу" директора ФБР Мюллера, сделанное через неделю после теракта 11 сентября прошлого года, суть которого заключается в немедленном найме на работу в это федеральное учреждение лингвистов-профессионалов из числа граждан США, владеющих арабским языком и фарси. При обсуждении бюджета на разведку на 2002 финансовый год в Палате представителей США также была выражена тревога в отношении того, что большинство представителей разведорганов страны не владеют в достаточной степени иностранными языками, особенно языками Ближнего и Среднего Востока.

Исходя из всего этого, шесть сенаторов - представителей обеих партий, представленных в Конгрессе США, подготовили два законопроекта в числе целого ряда других, касающихся проблем национальной безопасности и в целом углубляющих некоторые положения более фундаментального закона "О внутренней безопасности", в котором зафиксированы факты беспрецедентного гуманитарного кризиса в стране, нехватки в правительственных учреждениях людей с соответствующей квалификацией, перетеканием лучших специалистов из госучреждений в частный бизнес и т.п.

В представленных сенаторами законопроектах содержатся контуры механизма, призванного стимулировать интерес у молодежи к изучению иностранных языков, главным образом восточных, оказание финансовой помощи тем ее представителям, кто вознамерится перейти в федеральные органы для работы в областях, "критичных для национальной безопасности". Этими же законопроектами предусматривается ряд мер по резкому улучшению качества преподавания иностранных языков в учебных заведениях страны.

Лингвистическая проблема превратилась в одну из центральных и в военном ведомстве США. В фокусе решения данной проблемы, естественно, оказался Институт иностранных языков Министерства обороны, расположенный в г. Монтерей, штат Калифорния. Персонал этого учебного заведения насчитывает порядка 750 инструкторов-преподавателей, обучающих ежегодно в среднем 3,3 тыс. слушателей из числа военнослужащих США более чем 20 иностранным языкам на учебной базе института и около 80, в основном из числа редких языков, по индивидуальной программе в филиале этого учебного заведения в г. Вашингтон. Период обучения зависит от категории трудности языка (всего их 4) и составляет от 25 (французский, итальянский, португальский и испанский) до 63 недель (корейский, китайский, японский и литературный арабский).

К военнослужащим США, направляемым для обучения в институт, предъявляются следующие требования: гражданство США; возраст от 17 до 34 лет; отсутствие "приводов" в соответствующие органы; высшее образование и успешное преодоление тестов на "профпригодность" по английскому языку и отдельно на способность к овладению иностранными языками.

Переосмысление приоритетов в деле предотвращения угроз национальной безопасности напрямую отразилось и на программах обучения иностранным языкам в институте. Так, были аннулированы две программы - чешская и польская, но введены три новых - обучение пушту, дари и узбекскому. Принимая во внимание продолжающееся обострение обстановки в Индостане, усилены программы преподавания хинди и урду. Учитывая острую нехватку специалистов по сербскохорватскому языку, пришлось срочно, за 16 недель, осуществить переподготовку части преподавателей русского языка на данный южнославянский, что вызвано также сложной ситуацией на юго-востоке Европы. Аналогичное положение сложилось с языком дари. Осуществляется оперативная переподготовка преподавателей - знатоков фарси на близкий ему дари, что потребовало в зависимости от квалификации инструкторов от 12 до 16 недель интенсивной учебы. В связи с нехваткой преподавателей возникают трудности с реализацией программ обучения пушту, туркменскому и узбекскому языкам.

В готовности к немедленному отбытию в командировку находится подавляющее большинство инструкторов института, в частности все 90 преподавателей арабского языка, владеющих 21 диалектом этого труднейшего восточного языка.

Каждый из видов ВС США в зависимости от внутренних и внешних потребностей направляет в институт слушателей (по американской терминологии студентов) для овладения теми языками, которые необходимы в настоящее время или в перспективе. Так, например, в связи с антитеррористической операцией в Афганистане возникли потребности в быстром обучении представителей ВВС языкам урду, арабскому, узбекскому, таджикскому, пенджаби и туркменскому. ВМС срочно нуждаются в специалистах со знанием иракского, египетского и ливано-сирийского диалектов арабского языка, а также персидского (фарси) и иврита.

Что касается сухопутных войск США, то формально знаниями иностранных языков обладают 8 тыс. военнослужащих как регулярных войск, так и резерва. Фактически представители данного вида ВС обучаются по всем языковым программам института в Монтерее. Весьма примечательно, что все три вида американских вооруженных сил делегировали своих представителей в институт на курсы не только арабского, но и русского языков. Общеизвестно, что овладение иностранными языками сродни приобретению ключа к неисчерпаемому миру знаний. Теперь же изучение иностранных языков поставлено американским руководством в один ряд с другими аспектами решения проблем национальной безопасности. И весьма успешно!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Иранский дрон сбила американская "Красуха"

Иранский дрон сбила американская "Красуха"

Владимир Щербаков

США в борьбе с Тегераном перешли в режим "око за око"

0
862
Марку Эсперу нелегко будет находиться в тени предшественника

Марку Эсперу нелегко будет находиться в тени предшественника

Александр Шарковский

Чем для Москвы может обернуться утверждение в должности нового главы Пентагона

0
1470
Война расставляет все точки над i

Война расставляет все точки над i

Анатолий Цыганок

Особенности тактики действий ВВС Израиля, России, США, НАТО и Украины в вооруженных конфликтах XXI века

0
2932
Америка намерена по-новому готовиться к ядерной войне

Америка намерена по-новому готовиться к ядерной войне

Пентагон хочет сделать ставку на виртуальные тренажеры

0
558

Другие новости

Загрузка...
24smi.org