В ПЛАНАХ намечаемого удара Соединенных Штатов и их союзников по Ираку традиционно стержневая роль и важное место определены американскому разведывательному сообществу, которое в отличие от армии, флота, ВВС и морской пехоты уже вступило в жесткое противоборство с иракскими спецслужбами. Вероятно, что на подготовительном этапе и в начальный период боевых действий разведорганы США будут выполнять следующие основные рамочные задачи.
Уточнение всеми средствами легальной, агентурной, технической, воздушной и космической разведки добытых ранее данных о военных и специальных объектах на территории Ирака, подлежащих немедленному точечному уничтожению с началом войны. Прежде всего это объекты ПВО и ВВС, основные и запасные пункты управления, системы связи и радиоэлектронной борьбы, места компактной дислокации войск и боевой техники, силы и средства береговой обороны.
Доразведка объектов, подлежащих захвату и удержанию подразделениями спецназначения, чтобы не допустить их уничтожения иракцами. К таким объектам относятся нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие элементы инфраструктуры (нефтяные скважины, трубопроводы, терминалы, резервуары-хранилища, нефтеперегонные заводы, предприятия химической переработки нефти).
Расконсервация агентурной сети в Ираке и постановка уточненных задач на начальный период ведения боевых действий, которые могут заключаться в проведении диверсионно-террористических актов, акций по деморализации армии и населения, выполнение вспомогательных разведывательных заданий и поручений.
Склонение через агентуру влияния в высших военно-политических кругах руководителей ряда государств Европы и Азии, арабского мира или к поддержке нападения США на Ирак, или к сдержанному невмешательству. Со странами, ведущими разработку месторождений нефти в Ираке, а это Франция, Китай, Тунис и Россия, наиболее вероятны попытки достижения приемлемых для сторон паритетных соглашений, предполагающих либо сохранение послевоенного участия в нефтедобыче, либо ту или иную форму компенсации убытков и потерянной в результате боевых действий доли прибыли.
Подбор кандидатов на посты в марионеточном правительстве, способном возглавить Ирак после поражения Саддама Хусейна.
Тотальное усиление антитеррористических, противодиверсионных и контрразведывательных мер на территории США, в американских дипломатических и торговых представительствах за границей. Предполагается, что широкое повсеместное применение найдут мобильные группы, состоящие из сотрудников Разведуправления Министерства обороны (РУМО), Центрального разведывательного управления, Агентства национальной безопасности (АНБ), Национального агентства аэрокосмической съемки и картографии (НААСК). Известно, что такие группы обеспечивают постоянный обмен разведывательной оперативной информацией в режиме реального времени, получаемой из различных источников, и доведение этой информации до потребителей.
Поражение Багдада в войне предопределено не только его длительной международной политической, военной и экономической изоляцией. Весьма очевидно, что основной фактор гарантированного успеха Америки - колоссальный технологический отрыв США от Ирака, следствием чего является подавляющее преимущество американцев в средствах разведки, управления, связи, в возможностях планетарной проекции силы, масштабного использования космического пространства, высокоточного оружия, превосходство в воздухе, мощь десантно-амфибийных средств.
После достижения военной победы основные задачи американских спецслужб будут предположительно таковы:
- активный розыск военно-политических, экономических руководителей Ирака, его армии и спецслужб для их последующего интернирования;
- выявление и подавление совместно со спецподразделениями локальных очагов сопротивления на территории Ирака;
- розыск и захват конфиденциальной правительственной документации, прежде всего - по нефтяному сектору экономики, архивов спецслужб;
- вскрытие агентурной сети иракских спецорганов и полиции;
- поиск, легализация, а при необходимости и фальсификация системы доказательств создания Ираком оружия массового уничтожения для последующей передачи в Международный трибунал и оправдания тем самым перед мировым сообществом обоснованности развязывания войны;
- содействие в формировании новых спецслужб постхусейновского Ирака.
Разумеется, было бы наивным утверждать, что "рыцари плаща и кинжала" Саддама Хусейна в ожидании войны сидят сложа руки. Специальная служба безопасности, Департамент общей разведки, военная разведка, подразделения радиоразведки и военной полиции, находясь в состоянии полной боевой готовности, в рамках своей компетенции обеспечивают охрану высшего иракского руководства (активно задействуя при этом разветвленную сеть специальных убежищ), ведут пристальное наблюдение за высшими чинами армии и спецслужб с целью предотвращения возможного предательства, занимаются укрытием иракских военных программ, выявлением и устранением оппозиционных элементов, осуществляют слежение за развертыванием наступательной группировки противника.
В интересах недопущения или максимального оттягивания военного конфликта в ход идут конфиденциальные контакты с высокопоставленными и влиятельными представителями различных государств и международных организаций. Не исключен и вполне вероятен заблаговременный конспиративный вывод наиболее ценных сотрудников спецслужб, архивов, финансовых средства за пределы территории страны для последующей разведывательно-подрывной и иной работы против США и их союзников, организации партизанской и повстанческой деятельности, проведения акций возмездия.
Любые модели действий спецслужб строятся с учетом того факта, что разведывательная деятельность, в том числе и в военный период, является системой вероятностной, а это означает, что такие модели могут содержать случайные элементы. Поэтому показатели модельных прогнозов лишь с некоторой вероятностью могут совпадать с последующими фактическими показателями оперативной обстановки. Вместе с тем учет данных моделей необходим, во-первых, для знания противника; во-вторых, для того чтобы в будущем Россия не оказалась в положении Ирака как объект удовлетворения потребностей стратегии энергетической безопасности третьих стран. Ибо мало кому известно, что стратегическая цель войны США против Ирака определена Группой развития национальной энергетической политики (NEPD) - сверхзасекреченной организацией, учрежденной в январе 2001 г. ведущими представителями американского нефтяного лобби, в числе которых президент Соединенных Штатов Джордж Буш, вице-президент Ричард Чейни, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс и др. Она формулируется как защита энергетической безопасности США путем максимального использования всей экономической, политической, военной, информационной и разведывательной мощи Америки.
Ирак выбран в качестве жертвы агрессии не потому, что там правит Саддам Хуссейн, и не оттого, что на территории этой страны, может быть, производится оружие массового поражения. Просто Ирак - наиболее слабое звено среди обладателей наибольших в мире запасов стратегического сырья.