ОЧЕНЬ НЕПРОСТО разобраться в той морально-психологической обстановке, в которой живет ныне население Ирака.
С одной стороны, это гордые, независимые люди с обостренным национально-патриотическим чувством, питаемым враждебным отчуждением внешнего мира. Официальная иракская пропаганда сумела в полной мере воспользоваться международными санкциями, болезненно сказавшимися на благополучии простого народа, чтобы восстановить его против инициаторов их введения, сплотить людей вокруг Саддама Хусейна. Между тем именно на него и ложится ответственность за принятые в прошлом ошибочные решения, в результате которых была развязана многолетняя бесплодная война с Ираном, было совершено нападение на Кувейт. В список подобных недальновидных решений следовало бы отнести и массовые этнические чистки в Иракском Курдистане, и прежняя длительная напряженность в отношениях с Сирией, оказавшейся сегодня единственным надежным союзником из числа граничащих с Ираком стран.
С другой стороны, политическая индоктринация, зомбирование населения и жесткий надзор 150-тысячного аппарата спецслужб - не слишком надежная основа для того, чтобы в условиях предстоящих потрясений рассчитывать на вечную преданность измотанного предшествующей неустроенностью населения представителям олигархической тикритской группировки. Тем более, если американцам и их союзникам удастся быстро дистанцироваться от внутриполитических изменений, выставив вместо себя представительного политического деятеля-иракца.
Для расширения массовой базы поддержки режим Саддама Хусейна, традиционно опиравшийся на земляков из Тикрита, стремится приобрести союзников среди старейшин других племенных объединений. Это отражает не только скрытую конкуренцию в тикритском клане аль-бу-насиров, к которому принадлежит колено аль-бу-умаров, разделенное на род аль-абд-аль-гаффуров (его представляет Саддам Хусейн) и род аль-хаттабов, среди которых особенно заметен двоюродный брат президента Барзан и его отец (дядя Саддама) Ибрагим аль-Хасан, а также личный секретарь президента Абд Хамид Махмуд, приходящийся ему двоюродным братом. Обращение к авторитетам за пределами родственных кланов свидетельствует о нарастающем внутреннем кризисе режима, каким бы сплоченным он ни выглядел перед лицом внешней агрессии.
Идеологические призывы к объединению арабского мира ради выполнения своей славной исторической миссии, внешнеполитические амбиции и посягательства на ресурсы соседних стран сменились апелляцией к более близким и понятным ценностям своего рода, племени. Однако благосклонностью президента пользуется все же достаточно узкий круг родов - хаттабы, хазза, наджмы, кахиры, аббасы, абд-уль-кадиры, абд-уль-гаффуры, нада, фараджи (всего их не более 15).
Выходцы из этих родов и занимают ведущие должности в спецслужбах Ирака, которые в основном справляются со своей главной задачей: им в значительной степени принадлежит заслуга в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на долю населения после 1991 г., оно остается послушным властям, которые сохраняют контроль над страной. Однако именно на спецслужбы и ляжет основная нагрузка по организации отпора американскому вторжению. Ближайшее будущее покажет, сумели ли иракские "штирлицы" и "мюллеры" совместно с местными ячейками партии "Баас" создать систему территориальной обороны и развернуть базу массового партизанского движения в стране.
ВСЕСИЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
Традиционно одним из наиболее надежных и эффективно действующих инструментов иракского государства была сложившаяся система специальных служб. Ее основное предназначение на протяжении многих лет состояло не только в обеспечении национальной безопасности страны, но и лично Саддама Хусейна. Поскольку именно он является главной целью подготовленного американцами военного нападения на Ирак, именно на плечи "компетентных органов" (как некогда было принято у нас говорить) ложится особая ответственность за охрану главы государства.
Как отмечает журнал "Джейнс интеллидженс ревью", эта задача непосредственно решается Хымаят ар-раис (охрана президента), в которую входят Аль-харас аль-хасс (специальная охрана), отвечающая за обеспечение режима безопасности резиденций Саддама, Хымая (служба телохранителей, насчитывающая до 40 человек) и Аль-хымая аль-хасса (группа специалистов).
Высшее положение в иерархии спецслужб Ирака занимает Джихаз аль-амн аль-хасс (Специальная служба безопасности, ССБ), подчиняющаяся с 1991 г. старшему сыну президента Кусэю Саддаму Хусейну. Однако непосредственным ее руководителем является генерал-майор Валид Хамид Тауфик ан-Насыри. Служба образована в 1982 г. как ведомство по охране высшего руководства страны. Она насчитывает 10 тыс. сотрудников и помимо обеспечения личной безопасности правящей верхушки защищает внешний периметр президентских объектов, контролирует правительственную связь, замыкает на себя остальные органы разведки и контрразведки, узурпировав право доклада информации президенту. В основном в ССБ набирались выходцы из Тикрита (родины Саддама Хусейна), Хувэйджи (в 25 км к северу), Самарры (в 35 км к югу). Принимались также представители племени ад-Делаим, живущего на западе Ирака.
ССБ вела активную работу против курдских организаций. Активно действовал, например, разведпункт в Эрбиле к северу от Киркука. Другой объект внимания этой спецслужбы - шиитские группировки на юге страны. По данным иракской оппозиции, ССБ несет ответственность за уничтожение 10 тыс. шиитов в тюремном комплексе близ аль-Ранихвании в 26 км к югу от Багдада.
Даират аль-мухабарат аль-амма (Главное управление разведки, ГУР) - старейшая спецслужба Ирака, основанная в 1968 г. В своем нынешнем виде она существует после реорганизации в 1973 г. Первоначально эта служба возглавляла разведсообщество страны, однако затем отошла на второй план, уступив приоритет ССБ. ГУР ведет разнообразную разведывательную и контрразведывательную работу как за рубежом, так и внутри Ирака. Ему доверено контрразведывательное обеспечение высшего государственного и военного руководства и партии "Баас". Управление эксплуатирует технические средства разведки, занимается подготовкой и проведением специальных операций. Именно ГУР планировало в 1993 г. физическое устранение президента США Джорджа Буша-старшего во время его визита в Кувейт. Начальником управления является генерал-лейтенант Тахир Джалиль Хаббуш ат-Тикрити. Его заместитель - Хасиб ар-Рифаи.
Служба успела приобрести немалый опыт ведения зарубежной работы - по крайней мере до 1990-1991 гг., когда после войны в Персидском заливе персонал иракских дипломатических представительств был существенно сокращен. Уменьшилось также число молодых людей, выезжавших на учебу за границу и привлекаемых затем для выполнения специальных заданий. Тем не менее, по оценкам экспертов, в целом ряде иностранных государств иракские "рыцари плаща и кинжала" все еще сохраняют достаточно сильные позиции. Одна из первоочередных задач для них - слежка за собственными гражданами и выявление среди соотечественников малейших признаков инакомыслия. Кстати, помимо сотрудников ГУР под дипломатическим прикрытием работают представители и Специальной службы безопасности, и военной разведки.
Аль-истихбарат аль-аскерийа (Главное управление военной разведки, ГУВР) также имеет как разведывательное, так и контрразведывательное предназначение, причем тоже ныне оттеснено на второй план и вынуждено докладывать свою информацию через ССБ. Опасаясь заговора военных, режим Саддама Хусейна комплектует военную разведку в основном выходцами из упоминавшегося уже Тикрита. Руководит ГУВР генерал-майор Зухэйр ан-Накыб.
Отражением внутренней конкуренции в президентской семье стало формирование в 1995 г. альтернативной спецслужбы "Фидаины Саддама", которую возглавил старший сын иракского лидера Удэй Саддам Хусейн, недовольный чрезмерным усилением младшего брата Кусэя, поставившего под свой контроль все "разведывательно-контрразведывательное сообщество" страны. Теперь организация Удэя докладывает свою информацию "наверх", минуя ССБ, а круг решаемых "фидаинами" задач весьма широк. В него входит и обеспечение общественного порядка, и борьба с уголовной преступностью, и оказание содействия местной полиции, и ведение контрразведки. Численность "Фидаинов Саддама" оценивается в 10-40 тыс. человек. В рамках этой спецслужбы в 2001 г. образована особая оперативная группа так называемых "духов", которые наделены очень широкими полномочиями и могут, например, задерживать без предъявления каких-либо санкций любых высокопоставленных государственных чиновников или военных.
Мудирият аль-амн аль-амма (Главное управление безопасности, ГУБ) возглавляет директор Рафи Абид ат-Тальфах - двоюродный брат президента. Эта спецслужба несет основную ответственность за обеспечение внутренней безопасности и первоначально входила в состав Министерства внутренних дел, но в конце 1970-х гг. обособилась. Объектом ее интересов являются оппозиционные силы, в которых она ведет активную оперативно-агентурную работу. Налажено тесное сотрудничество с местными отделениями партии "Баас", полицией. Сотрудники ведомства широко используют оперативную технику. Имеется несколько батальонов, предназначенных для борьбы с уличными беспорядками. Всего в ГУБ насчитывается около 10 тыс. человек. Подчиняется оно Специальной службе безопасности.
Мало известно широкой общественности ведомство, именуемое "проектом аль-Хади" или "проектом 858". Оно занимается радио- и радиотехнической разведкой. Штаб-квартира этой спецслужбы расположена в городке ар-Рашидия (20 км к северу от Багдада). Кроме того, в других районах Ирака развернуты пять пунктов электронной разведки, контролирующий излучения радиоэлектронных средств на территории сопредельных стран. В результате ракетно-авиационных ударов 1998 г. часть оборудования была уничтожена, но, как полагают специалисты, затем технические возможности ведомства удалось частично восстановить.
ПРОТИВ ВРАГА - ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО
Говоря о спецслужбах Ирака, нельзя не упомянуть и Республиканскую гвардию (Аль-харас аль-джумхурий), которой командует генерал-лейтенант Камаль Мустафа Абдалла ас-Султан (начальник штаба - генерал-лейтенант Сейф ад-Дин Флаих Хасан ар-Рауи). Войска РГ сведены в два корпуса - 1-й, северный, с командным пунктом "Аллах акбар" (командир корпуса - генерал-лейтенант Маджид Хусейн Али ад-Дулейми) и 2-й, южный, с командным пунктом "Аль-Фатех аль-Мубин" (командир корпуса - генерал-лейтенант Уэйд Маджид Рашид аль-Хамдани). В составе этих корпусов шесть дивизий (две танковые, три механизированные и одна пехотная), две бригады специального назначения, авиационные, артиллерийские и зенитно-ракетные части. Численность личного состава РГ достигает 70-80 тыс. человек.
Республиканская гвардия является стратегическим резервом в системе обороны страны и главной силой обеспечения устойчивости правящего режима. Части РГ образуют внешний эшелон охраны президента. Поэтому, номинально подчиняясь министру обороны, эти войска прежде всего выполняют приказы, поступающие от Саддама Хусейна или его сына Кусэя через руководителя секретариата президента генерал-лейтенанта Абда Хамида Махмуда ат-Тикрити. Как сообщалось, именно силами пяти дивизий РГ (около 40 тыс. человек) планируется организовать оборону на двух рубежах вокруг Багдада в случае вторжения войск США и их союзников в Ирак.
Помимо РГ имеется в стране еще и Республиканская гвардия особого назначения (Аль-харас аль-джумхурий аль-хасс) - РГОН. Она состоит из 4 пехотных бригад и 14 батальонов общей численностью свыше 20 тыс. человек. Эти части имеют различное оперативное предназначение. Некоторые из них несут сторожевую службу в столичном и других дворцах Саддама Хусейна. Другие батальоны РГОН отвечают за походное охранение президентского кортежа при совершении полевых выездов. Третьи - остаются в особом резерве для локализации любой внезапно возникающей кризисной ситуации. РГОН образует промежуточный эшелон охраны президента (между внешним, представленным Республиканской гвардией, и внутренним, который образует личная охрана главы государства). Руководит Республиканской гвардией особого назначения все тот же Кусэй Саддам Хусейн через генерал-лейтенанта Камаля Мустафу Абда Аллаха ас-Султана и бригадного генерала Барзана Абд-аль-Гаффура.
Части РГОН сосредоточены в основном в Багдаде и по плану отражения американской агрессии должны удерживать позиции в городских кварталах.
ВСЕ В РУКАХ ПРЕЗИДЕНТА
В сообществе спецслужб Ирака культивируется дух соперничества. Сферы ответственности "органов" зачастую перекрывают друг друга. Поэтому руководство государства пытается координировать их деятельность через Совет национальной безопасности. Однако СНБ играет, скорее, совещательную роль. В его состав входят главы ССБ, ГУБ, ГУР и ГУВР, а также руководитель администрации президента и представитель армии. Председательствует в СНБ Саддам Хусейн, но на еженедельных заседаниях обычно появляется его сын Кусэй. Все наиболее важные решения принимаются лично Саддамом Хусейном при участии Кусэя и наиболее приближенных и доверенных президенту людей.
На заседаниях СНБ рассматриваются вопросы национальной безопасности, международных отношений, а также межведомственного взаимодействия спецслужб Ирака при обеспечении внутренней стабильности в государстве. Последняя тема особенно актуальна, поскольку операции конкурирующих и не доверяющих друг другу спецслужб почти не согласовываются. Дело доходит до саботажа со стороны "соседских" ведомств при проведении тех или иных "мероприятий" в надежде на неудачу коллег. Спецслужбы не делятся друг с другом полученной информацией, избегая деловых контактов даже в стенах Совета национальной безопасности. При этом оценивает деятельность иракских разведчиков и контрразведчиков не СНБ, а куда более узкий круг лиц, особенно близких к Саддаму Хусейну. С их участием и решаются важнейшие вопросы руководства разведывательным сообществом страны.
При постановке задач на подготовку и проведение конкретных операций президент и его сын действуют обычно напрямую, минуя СНБ. Но есть при совете и некий специальный комитет, сыгравший заметную роль при проведении кадровых чисток в вооруженных силах и спецслужбах страны летом 1996 г. после неудавшейся попытки переворота. В этот комитет, возглавляемый Кусэем, входят руководители основных разведывательных и контрразведывательных ведомств. Нельзя не отметить, что в ходе репрессий 1996 г. сотни офицеров были арестованы, многие из них казнены. Саддам Хусейн наделил комитет особыми полномочиями, позволяющими ему брать под стражу любого подозреваемого, сколь бы высокое положение он ни занимал. С учетом деятельности комитета и сам СНБ приобрел более зловещий характер, чем можно было бы ожидать от просто консультативно-координационного органа.
При Совете национальной безопасности в комплексе президентского дворца действует объединенный оперативный центр. Его обслуживает персонал из ССБ, использующий современную вычислительную технику, сетевое оборудование, средства связи и коллективного отображения информации для контроля за оперативной обстановкой в Багдаде. При возникновении чрезвычайных ситуаций в том или ином районе столицы отсюда поступают распоряжения в бригаду быстрого реагирования Главного управления безопасности, батальон быстрого реагирования и батальон обеспечения безопасности военной разведки, бригаду быстрого реагирования РГОН.
Всю аппаратуру для Объединенного оперативного центра, включая мощные компьютеры, нелегально ввезли в Ирак в начале 1996 г. через территорию Иордании в обход ограничений, введенных ООН. Центр связан с базой данных Главного управления разведки в багдадском районе Мансур, где хранятся данные на значительную часть населения страны. Аналогичный автоматизированный учет организован в Министерстве внутренних дел. Так в рамках единого сообщества иракских спецслужб удалось наладить использование комплекса технических средств разведки всеми заинтересованными ведомствами. Например, с конца 1995 г. все международные телефонные переговоры прослушиваются через узел комплексного технического контроля в ар-Рашидие. Переговоры, осуществляемые через спутниковую связь, перехватываются центром радио- и радиотехнической разведки "Проект аль-Хади".
Отметим также, что кроме СНБ вопросами организации разведдеятельности Ирака занимается еще один специализированный совещательный орган - Совет по разведке.
Верхушку пирамиды государственного аппарата Ирака образует администрация президента (диван). Ее персонал администрации насчитывает около тысячи человек, работающих в 10-12 департаментах. На деятельность администрации накладывает специфический отпечаток то обстоятельство, что Саддам Хусейн - еще и глава исполнительной власти страны. В 2001 г. портфель вице-премьера получил Ахмед Хусейн Худайир ас-Самарраи, руководитель администрации президента, что еще более укрепило ее и без того прочные позиции в правительственных кругах.
Особое место в иерархии высших органов государственной власти страны занимает Секретариат президента. Это сравнительно небольшое подразделение, в котором работают около сотни сотрудников. Они отбираются из ССБ и других спецслужб. Внимание секретариата сосредоточено на вопросах личной охраны Саддама Хусейна, вопросах обороны, безопасности и разведки. Через руководителя секретариата А.Х. Махмуда, являющегося одновременно личным секретарем президента, проходит весь документальный поток, поступающий на имя "первого лица" от спецслужб страны. Он знакомится с приходящей почтой и определяет порядок доклада и возможные решения по ней. Именно А.Х. Махмуд регулирует доступ к президенту (его полномочия не распространяются лишь на сыновей Саддама Хусейна - Кусэя и Удэя). Он же одновременно занимает пост секретаря Совета национальной безопасности.
Можно не сомневаться в том, что все перечисленные органы государственного и военного управления, а также войска входят в список первоочередных объектов для поражения в первом же массированном ракетно-авиационном ударе.