ПОСТАВЛЕННАЯ президентом России Владимиром Путиным задача безотлагательного присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) на выгодных условиях предопределяет новую экономическую политику, требующую, в частности, реформы органов исполнительной власти. Глубокие преобразования экономики России должны опираться на конкурентоспособные сектора производства, к которым относится прежде всего наукоемкая оборонная промышленность. Нельзя обойтись без изменений в системе внешней разведки страны и значительного усиления ее внешнеэкономической составляющей, где до сих пор ведущая роль отводилась СВР России, частично ГРУ Генштаба Минобороны (военная экономика, вооружения и технологии и др.) и ФАПСИ (в части радиоэлектронной разведки).
Действующая "милитаризованная" система внешней разведки России
По разным источникам, военным исследованиям и разработкам в мире в последние десятилетия отводилось около 40% всех расходов на науку; около 10% средств, затрачиваемых на оборону, шло на военно-промышленные исследования. Именно в этих условиях сформировалась весьма мощная специализированная ведомственная разведка в лице ГРУ Генштаба Минобороны СССР (вне ПГУ КГБ СССР). В период гонки вооружений на США приходилось около половины мировых затрат на военно-промышленные исследования и разработки, на СССР - около одной трети. При этом передовая наука и техника в СССР отличались значительной степенью секретности, определяя высокие (режимные и интеллектуальные) барьеры для переноса оборонных ноу-хау в гражданскую экономику.
Окончание эпохи противостояния двух систем требует известной демилитаризации внешней разведки России, использования новейших достижений науки и техники в производстве, а также активизации делового сотрудничества нашего бизнеса с зарубежными партнерами. Эти потребности особенно наглядны в условиях стагнации, которую переживают российская наука и техника.
Проектируемая "сбалансированная" система внешней разведки России
По отношению к нашим геополитическим конкурентам в лице США, стран Евросоюза, Японии, КНР, Индии и др. "защитная роль" Министерства обороны заметно снизилась, а роль Министерства экономического развития и торговли России резко возросла. Нетрудно понять значение правильного выбора стратегии и тактики присоединения России к ВТО (тарифное и нетарифное регулирование, модернизация системы управления экономикой и др.). Очевидно, что уровень финансирования затрат на оборону и национальную безопасность предопределен конкурентоспособностью экономики, темпами прироста ВВП и общим благосостоянием страны.
В условиях предстоящего присоединения России к ВТО обостряется потребность в "секретных управленческих технологиях" государственного аппарата. Так, все активнее ставятся "деликатные" вопросы, как быстро помочь не только открытыми, но секретными данными, например, "гражданскому" предпринимателю из Тамбова или Иркутска в целях более эффективного налаживания внешнеторговых связей, реализации производственной кооперации, заимствования новейшего научно-технического опыта и др. Ситуация особенно осложняется, когда у такого предпринимателя нет допуска к секретной информации.
Традиционно во всем мире важной составной частью секретных управленческих технологий, пока мало применяемых в гражданской экономике РФ, являются научно-техническая разведка, экономический и промышленный шпионаж, специальные операции и др. Именно в ходе предстоящего присоединения России к ВТО возникает вопрос о более широком использовании подобных управленческих технологий для повышения конкурентоспособности гражданской экономики (ослабление позиций наших конкурентов, ведение многообразных торговых войн и др.).
Для справки, "специальные операции" в справочнике Станислава Лекарева и Владимира Порка "Бизнес и безопасность" (М., 1995, с. 279) определяется как "операции, проводимые за границей для достижения целей национальной внешней политики, которые планируются и осуществляются таким образом, чтобы при этом не обнаруживалась и не признавалась публично роль правительства государства". Сегодня разведывательные структуры вынуждены в большей мере служить всем своим тайным арсеналом новым хозяевам мира - транснациональным корпорациям, крупному и среднему (особенно наукоемкому) бизнесу, структурам государственного регулирования национальных экономик и др.
К сожалению, в России не создано целостной системы внешнеэкономического информирования о конъюнктуре основных товарных рынков, ценах и условиях внешней торговли важнейшими товарами, кроме того, отечественный бизнес пока далек от принципов мировой торговли по нормам и правилам ВТО, антидемпинговых мер и защиты национального производителя.
В этом отношении СВР РФ играет гораздо меньшую (хотя бы в сравнении с ФСБ России) роль в просветительской работе с деловой общественностью нашей страны, повышении квалификации высшего и среднего менеджмента в части целей и технологий разведывательной работы, возможной реализации особенно эффективных инновационных и инвестиционных проектов (не только с США и странами ЕС, но и странами АТЭС, включая КНР и др.).
При таких обстоятельствах в кругах, близких к Минэкономразвития России, родилась и развивается идея о целесообразности создания собственной внешнеэкономической разведки в структуре министерства - вне СВР России.
Опрошенные специалисты, включая экспертов из структур внешней разведки России, не выразили единого мнения по рассматриваемому вопросу. Одни считают, что "реформа внешнеэкономической разведки России действительно необходима, но "она должна остаться в структуре СВР России", другие создания ведомственной разведки не исключают, полагая, что масштабные задачи СВР никогда не дадут ей возможности заниматься вопросами "активизации российского бизнеса, тем более в регионах".
Обобщая выявленные точки зрения, можно сделать вывод о том, что проблема сформулирована верно, хотя, возможно, преждевременно. Заслуживает учета личная точка зрения Евгения Примакова, который внимательно изучил статью, провел необходимые консультации и пришел к выводу о том, что "пока все надо оставить, как есть". Впрочем, его позиция (как и действующих руководителей СВР России) прогнозировалась уже в момент написания статьи и об этом в ней говорилось.
Любопытно, что предложенный вариант развития разведки соответствует практике США, где многие министерства и ведомства, например, Министерство энергетики, имеют собственные разведывательные подразделения. История знает примеры разведывательной активности частных компаний: в качестве компенсации за особые льготы со стороны нацистского правительства шпионские функции за границей исполняла немецкая химическая компания "ИГ Фарбениндустри", используя для этого свои обширные связи с иностранными монополиями, особенно в США. Разведку "ИГ" интересовали данные о развитии военной промышленности в странах, находившихся в 40-е годы в состоянии войны с Германией: в шпионской сети "ИГ" были заняты несколько сотен штатных работников. Важно, что концерн "ИГ" не только успешно решал собственные задачи промышленного и иного, в том числе военного, шпионажа в рамках специально созданного "Посреднического ведомства В", но и самостоятельно финансировал немалую часть всей внешней разведки нацистской Германии.
Этот "классический пример" тайной организации внешнеэкономической внешней разведки в структуре крупного промышленного концерна Германии показывает, как можно решать сегодня наши национальные проблемы России при дефиците бюджетных средств. Весь вопрос в том, кому же доверить такую секретную разведывательную работу - РАО "Газпром", РАО "ЕЭС", ОАО "Северсталь" или кому-либо еще? Однако не следовало бы переоценивать конкретные возможности товаропроизводителей и экспортеров в области внешнеэкономической разведки. Роль государства в части активизации внешнеэкономической разведки должна быть более важной - свое веское слово должны сказать Совет безопасности РФ и сам президент России.
Следуя данной логике наших рассуждений, можно крайне приближенно следующим образом представить две модели организации внешней разведки России:
1) сложившуюся в условиях "гонки вооружений" СССР и США и НАТО "милитаризированную" систему (рис. 1);
2) проектируемую "сбалансированную" систему, адаптируемую к жестким требованиям развития конкурентной экономики в условиях присоединения России к ВТО (рис. 2).
Как известно, руководство деятельностью Службы внешней разведки (СВР) России относится к компетенции самого президента России, а вопросы экономики курируются правительством России. При разделении внешней разведки России затрагиваются многие жизненно важные интересы деятельности, организационного развития и престижа СВР России. С другой стороны, появление в системе правительства Службы внешнеэкономической разведки Минэкономразвития России повышает политическое влияние председателя правительства России. Все это говорит о значительной внутриполитической сложности вопросов реформирования (и "демилитаризации") внешней разведки России.
Функции, которые могла бы выполнять новая разведывательная структура, должны быть направлены на достижение управленческих задач, поставленных в Положении о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации (утверждено Постановлением правительства РФ от 21 декабря 2000 г. # 990). Важность получения данных по линии своей внешнеэкономической разведки несомненна прежде всего для следующих задач:
- обеспечения благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешний рынок, для увеличения объемов экспорта российских товаров, включая разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику (п. 6.13);
- организации научного и информационно-аналитического обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами и внутренней торговли (п. 6.16).
Решение деликатных проблем внешней разведки и контрразведки вне традиционных спецслужб или Минобороны России несколько облегчается созданием в Минфине своей внутренней финансовой разведки. Но правовые предпосылки для организации ведомственной службы внешнеэкономической разведки Минэкономразвития РФ пока недостаточны - федеральные структуры по своим возможностям проигрывают ряду крупных частных организаций. Как известно, статья 11 Федерального закона "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. # 5-ФЗ устанавливает, что разведывательная деятельность в России осуществляется СВР РФ, а также соответствующими органами: (ГРУ) Минобороны РФ, ФАПСИ и ФПС. Очевидно, что современная практика требует корректировки некоторых норм данного закона РФ. И, само собой разумеется, несмотря на сложную экономическую ситуацию, необходимо усилить финансирование внешней разведки.