0
1974
Газета Спецслужбы Интернет-версия

30.05.2003 00:00:00

Подвиг контрразведчика

Тэги: Византия, спецслужбы


ВИЗАНТИЙСКИЕ императоры и полководцы, возможно, первыми осознанно выстроили систему политической разведки и возвели дипломатию в ранг важнейшего государственного института. Таким образом, византийцы обеспечили себе тысячелетнее процветание, а современному миру достался в наследство механизм спецслужб.

В дошедшем до нас Кодексе Феодосия II содержатся сведения об особой службе куриози, сотрудники которой выявляли лиц, пользующихся государственными привилегиями незаконно, превышавших служебные полномочия. В одном из указов Константина 319 г. впервые упоминаются агенты ин ребус - агенты по общественным делам. Как императорской охране, им предписывалось всегда находиться во дворце и быть в распоряжении императора в любое время. Начиная с правления Констанция, агентам по общественным делам вменялся в обязанность надзор за почтовой службой. Агенты проверяли у следовавших по дороге документы, из-за чего их и называли куриози - "любопытствующими". В дальнейшем (приблизительно с IV в. н.э.) это стало их официальным званием. Впоследствии начальник службы куриози превратился в важнейшего агента, контролировавшего всю систему связи в империи, превзойдя в полномочиях самого управляющего императорской канцелярией. Со временем под руководством начальника службы куриози появилась и новая секретная служба, глава которой получил титул логофета.

Секретные агенты логофета осуществляли практически повсеместный контроль за административной деятельностью, пронизывая государственный аппарат на всех уровнях. Многие руководители официй, канцелярий префектов, были из числа агентов высшего ранга. Они осуществляли контроль исполнения указов императора, следили за бесперебойным функционированием местной администрации, за теми, кого подозревали в предательстве или незаконных действиях. Иногда их посылали даже к иноземным правителям. В этом смысле они действительно формировали ядро тайной полиции империи.

Помимо секретных агентов в распоряжении императора находился особый отряд дворцовой охраны - скрибоны. Также за безопасность императора головой отвечали кубикулярии. И тем и другим часто выпадало играть важную роль в истории империи, так как император доверял им миссии особой секретности и деликатности. История Самона раскрывает средства, к которым прибегали императорские агенты ради разоблачения высокопоставленных заговорщиков.

Пленный араб Самон - евнух, принявший христианство, - служил семье императрицы Зои. После ее кончины семья покойной, опасаясь утраты высокого положения при дворе, замыслила низложить императора Льва VI и возвести на трон своего представителя. Как преданный слуга семьи, Самон был посвящен в заговор. Однако евнух, возможно, из корыстных побуждений, предал своих хозяев, раскрыв заговор Льву VI, за что и был назначен его телохранителем. Вскоре Самону представился еще один случай доказать свою верность императору.

Два могущественных и влиятельных аристократа, Евстафий Аргир и Андроник Дука, задумали мятеж против Льва VI. Заговорщики заручились поддержкой патриарха Николая Мистика. В это время перед патриархом стояла дилемма: признать или не признать четвертый брак императора. Три предыдущих жены не дали Льву наследника, но ортодоксальная церковь признавала законными только три брака, считая четвертый греховным. По всей видимости, патриарх Николай решил, что проблема исчезнет сама собой, если императора Льва низложить, и именно по этой причине он присоединился к заговорщикам.

Андроник, планировавший занять трон императора, рассчитывал на помощь арабского флота. Евстафий, адмирал византийского флота, должен был помочь арабам подойти к столице и захватить ее. Чтобы арабский флот поддержал мятежников, необходимо было пойти на уступки сарацинам на море. Адмирал должен был дать арабам возможность выиграть несколько сражений. В "Хронографе" Георгия Монаха сдача африканским арабам Таормины на Сицилии в 902 г. расценивается как предательство Евстафия. После "проигранных" битв обоих доставили в столицу. Император приговорил их к смертной казни, но вмешательство патриарха смягчило приговор, и предателей сослали в монастырь.

Тем временем арабы воспользовались беспорядками в византийском флоте и захватили остров Лемнос, не встретив никакого сопротивления. Должно быть, к этому времени Самон уже узнал о заговоре двух крупных аристократических семей и поддержке его патриархом. Неудачная попытка покушения на императора была совершена в церкви, и патриарх при этом вел себя довольно подозрительно. Самон, убедившись, что заговорщики не намерены отступать, вызвался узнать, какую помощь они рассчитывают получить от арабов. Будучи арабом, он, скорее всего, поддерживал связь со своим отцом, жителем города Мелитена. Известно, что они встречались в Константинополе, когда отец Самона был в составе арабского посольства.

По договоренности с императором, Самон сделал вид, будто предал его, и, покинув столицу, на своих лошадях помчался по почтовым дорогам к арабской границе (для пущей убедительности в погоню отправились два императорских офицера). Он успешно проехал через территорию, контролируемую заговорщиками, но у моста через реку Галис неожиданно был остановлен военачальником, служившим Аргиру. Самон попытался, притворившись паломником, направиться к расположенному неподалеку знаменитому храму, но поведение его показалось подозрительным, и Самона задержали.

Демонстрируя свою преданность императору, Андроник привез Самона обратно в Константинополь как изменника. Император, лично одобривший план Самона, оказался в замешательстве и попытался пресечь распространение компрометирующих слухов. Он был вынужден заключить Самона в тюрьму, но вскоре "простил" его.

К тому времени арабский флот выдвинулся к Константинополю. Андроник командовал императорской армией под стенами города. Евстафий, под началом которого находился флот империи, не атаковал арабов. Только в последний момент Самон смог убедить императора в предательстве Евстафия и Андроника. Флот был передан под командование Гимерия. Со своей небольшой флотилией Гимерий остановил арабов, подходивших к столице, но не смог предотвратить захвата Фессалоник.

Император приказал Андронику прибыть к нему лично. Одновременно Самон написал ему письмо, в котором признавался, что заговор их давно раскрыт и что если Андроник подчинится приказу императора, писал Самон, то будет схвачен и ослеплен. Секретный агент доставил это письмо Андронику, который, естественно, не стал исполнять приказ императора. Объявленный предателем, Андроник от своего плана не отказался, так как в столице у него было много сторонников, с которыми он поддерживал связь через собственных секретных агентов. Среди них был и патриарх.

Самона за верную службу император возвел в ранг патриция. Андронику было предложено сдаться с обещанием полного прощения, но он отказался.

Агенты Самона имели доступ к личной корреспонденции Андроника. Один из них переправил Самону в столицу несколько писем, и они попали на стол к императору. Узнав, что сторонники его раскрыты, Андроник вновь решил просить помощи у арабов и бежал в Багдад, где все еще представлял угрозу для императора. У изменника было много сторонников в восточных фемах Византии. При поддержке арабского флота Андроник мог добиться своей цели.

Самон решил скомпрометировать его в глазах арабов. Он придумал хитрый ход: секретарь императора пурпурными чернилами написал послание Андронику, из которого следовало, что Андроник находится в тайной связи с императором. Порочащее Андроника в глазах халифа письмо император запечатал своей печатью. Специально освободили одного арабского заключенного и, завербовав его как агента византийцев, убедили в том, что император на самом деле в хороших отношениях с Андроником. Ему вручили скрученное и спрятанное в восковой свече письмо для Андроника. Самон же провел перевербовку араба, убедив его, что в письме содержится угроза исламу. Освобожденный узник показал письмо арабским властям - Андроника и его сторонников бросили за решетку.

Евстафий, второй заговорщик, по всей видимости, тоже стал жертвой происков Самона. Он был отозван из ссылки и назначен командующим в азиатской феме. Оставаясь под наблюдением агентов Самона, Евстафий понял, что является всего лишь разменной фигурой в многоходовой комбинации. Он предпринял попытку побега к Андронику, но на арабской границе был отравлен агентами Самона.

Патриарху же показали его же письмо к Андронику. Чтобы спасти свою жизнь, Николаю Мистику пришлось признать четвертый брак императора. Он благословил будущую мать, а впоследствии окрестил ребенка, будущего императора Константина VII Багрянородного. Так был положен конец этому заговору. Византийские авторы - Георгий Монах, Феофан Исповедник, Симеон Магистр и биограф патриарха Евфимия пересказывали эту историю каждый по-своему. Окончательно этот заговор был "раскрыт" и блестяще описан профессором Дженкинсом.

Помимо корпуса ин ребус, в Византии не существовало другого автономного института, который можно было бы назвать централизованной государственной полицией. В то время старший чиновник любого ведомства мог обладать собственной полицейской структурой. Сложное переплетение действий спецслужб и дипломатии, их преобразования, преемственность традиций и место в системе защитно-режимных мер смог проследить профессор Френсис Дворник, изучавший историю разведывательных систем и изложивший результаты в книге "Истоки секретных служб". Анализ древних записей, воссоздающий структуру древнейших спецслужб, пересказать в рамках одной статьи просто невозможно, поэтому мы предлагаем читателю дождаться следующей статьи, посвященной разведке Древнего Мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
804
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1477
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1318
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2483

Другие новости