Министр обороны Сергей Иванов оказался в центре мощного "шпионского скандала". В Катаре его обвиняют в организации убийства бывшего вице-президента так называемой Республики Ичкерии и идеолога чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, подорванного в машине в столице этой страны Дохе 13 февраля. Именно так ряд СМИ в начале этой недели трактовал опубликованные в Катаре сообщения о начавшемся суде над двумя агентами российской спецслужбы - якобы непосредственными исполнителями взрыва. Они были задержаны катарской контрразведкой через несколько дней после уничтожения Яндарбиева. По данным прогосударственной арабской газеты "Аш-Шарк", "на воскресном заседании суда россияне признали, что въехали в страну под видом инженеров, доставивших в посольство РФ оборудование для обеспечения безопасности. Обвинение также огласило часть признаний подсудимых, согласно которым они действительно являются российскими разведчиками, которые по заданию Министерства обороны РФ прибыли в эмират, чтобы убить Яндарбиева путем применения пластида, подложенного под его машину". Другая подобная же газета, "Ар-Раи", сообщает буквально следующее: "На основании признаний обвиняемых, сделанных в ходе допроса, обвинение сообщило суду, что граждане России - сотрудники разведки, прибывшие в Катар по заданию бывшего (видимо, в то время, когда делались эти признания, Иванов, в связи с отставкой правительства Михаила Касьянова, был "и.о. министра обороны". - "НВО") министра обороны РФ, чтобы вместе с сотрудниками посольства организовать и осуществить преступление. Специально для этого было изготовлено взрывное устройство, а за передвижением жертвы следил российский спутник".
То есть Иванова обвиняют буквально впрямую. СМИ сразу же вспомнили и его угрожающее заявление, сделанное в начале марта в Париже: "Государство использует все имеющиеся в его распоряжении средства для освобождения российских граждан, незаконно арестованных в Катаре". За без малого 15 лет существования демократической России представителей ее верховной власти обвиняли в чем угодно, но только не в охоте на людей. Глава военного ведомства России стал первым таким "охотником".
Пресс-служба Минобороны немедленно выступила с категорическим опровержением информации о возможной причастности Иванова к убийству Яндарбиева. Пресс-секретарь министра полковник Вячеслав Седов назвал подобные сообщения абсурдными и заявил, что комментировать "этот вздор" он "не считает возможным".
Однако такая позиция только разогрела интерес российских и зарубежных СМИ к происходящим событиям. Ведь если арестованные россияне действительно являются штатными сотрудниками ГРУ и именно они взорвали Яндарбиева, то, исходя из логики военного управления, Иванов просто не мог не знать об операции такого масштаба и значимости. Впрочем, как сказал в своем комментарии для "НВО" вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, ветеран внешней контрразведки полковник в отставке Станислав Лекарев, "если ликвидацию Зелимхана Яндарбиева действительно расценивать как операцию российских спецслужб, в частности ГРУ, то "в курсе" нее должен был быть не только Сергей Иванов, но и президент страны Владимир Путин. Именно глава государства должен был дать санкцию на ее проведение. А Иванов лишь выполнял его приказ "замочить в сортире" или еще где-нибудь┘"
Профессору Института проблем безопасности при МГУ Анатолию Судоплатову ажиотаж вокруг имени Иванова в этом смысле не очень понятен: "В постановке боевой задачи по ликвидации организаторов акций демонстрационного терроризма - а Яндарбиев именно из таких, достаточно вспомнить о его роли вдохновителя в захвате Дома культуры на Дубровке в Москве в октябре 2002 года - принципиально нет ничего нового". Кроме того, эксперт убежден, что это составная часть проводимых в настоящее время спецслужбами США, Великобритании и России специальных мероприятий по физическому уничтожению руководителей террористических организаций во всем мире, что общеизвестно. И "фракция" чеченских лидеров, по его мнению, не последняя в том списке "на ликвидацию".
Действительно, по всем признакам операция "по Яндарбиеву" проводилась одновременно с ликвидацией лидеров боевиков в самой Чечне. Эти ликвидации продолжаются и по сей день, о чем штаб Объединенной группировки войск (ОГВ) сообщает чуть ли не ежедневно. Одновременно в Афганистане и Пакистане тамошние спецслужбы при непосредственном участии спецслужб сил антиталибской коалиции провели ряд эффективных "зачисток" против сторонников Усамы бен Ладена. Самого "террориста # 1" захватить, правда, в очередной раз не удалось, но удар по его осиному гнезду был нанесен ощутимый. Кроме того, Конгрессу США на днях было доложено о трех неудавшихся попытках американских спецслужб ликвидировать бен Ладена. Любопытные подробности: одна попытка провалилась за неделю до авиаатак на Всемирный торговый центр на Манхэттене. Исполнителями тогда должны были стать спецагенты, завербованные в кругах Ахмад-шаха Масуда, и, по версии спецслужб, именно за это он был превентивно ликвидирован бен Ладеном. Можно констатировать, что между международным терроризмом и спецслужбами уже идет настоящая война.
Поэтому, на взгляд другого комментатора "НВО", большого знатока спецслужб писателя Михаила Ефимова, удивительно другое. А именно то, что "если такого одиозного лидера чеченских сепаратистов, каким являлся Яндарбиев, действительно ликвидировало ГРУ или другая российская спецслужба, каких у нее тьма и пропасть, то совершенно непонятно, почему в Москве стесняются признаться в успешно проведенной операции?! Американцы объявляют террористами целые государства, израильтяне с гордостью признаются в ликвидации лидеров палестинских террористов, а мы с одним нелюдем расправились и трясемся, как бы чего плохого о нас не подумали! И если те двое, кого сегодня судят в Катаре, сделали это, то необходимо действительно приложить все усилия, чтобы этих ребят вызволить и вернуть домой!"
Известно, что последняя операция по ликвидации "неугодного объекта" была осуществлена российскими спецслужбами в 1959 г. - акция была проведена в Германии против лидера украинских националистов Степана Бандеры, он был убит в подъезде своего дома под видом ограбления. После чего сразу же затихли всяческие "волнения" на Западной Украине. Акцию санкционировал лично тогдашний генсек Никита Хрущев. Леонид Брежнев подобных санкций уже не давал. Даже на ликвидацию предателей и перебежчиков, нанесших колоссальный вред государству и заочно приговоренных за измену Родине к смертной казни. Единственный раз Леонид Ильич пошел на это после памятного случая с угоном в Турцию пассажирского самолета Ан-24 отцом и сыном Бразинскасами в 1970 г. Тогда была убита бортпроводница Надежа Курченко, вставшая на пути у террористов к кабине экипажа, и тяжело ранены летчики. Анкара отказалась выдавать террористов - это был политический плевок в лицо СССР, и Брежнев не стерпел. Операцию по ликвидации бандитов Бразинскасов, по сведениям Ефимова, готовил генерал-майор КГБ Александр Лазаренко (недавно он умер, и поэтому Ефимов считает возможным об этом сказать), бывший заместителем начальника отдела, который в разные годы назывался по-разному, а сами чекисты между собой именовали его "отдел мокрых дел". Однако "наказать" преступников не успели: ЦРУ вывезло их в США как "политических беженцев" и надежно спрятало под другими именами. Лишь недавно появилось сообщение о том, что сын Бразинскас зарубил отца. Похоже на банальную "бытовуху", но хотелось бы верить, что авианалетчиков так или иначе, но все же достали.
Кстати, лицемерие спецслужб Вашингтона в сотрудничестве с Россией в плане борьбы с терроризмом и сегодня проявляется совершенно откровенно. США (устами зампомощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивена Пайфера) даже не постеснялись признаться, что это именно они "сдали" катарскому управлению расследований госбезопасности (Mubahith) двух российских разведчиков. Оказывается, резидентура ЦРУ в этой стране поделилась с арабскими друзьями информацией о перехваченных телефонных переговорах "русских диверсантов" вскоре после взрыва автомобиля с Яндарбиевым. Однако эксперт "НВО" Лекарев полагает, что, кроме этой "небольшой технической помощи", ЦРУ предоставило Катару и иные материалы. По его словам, "в Катаре все схвачено американской разведкой и контрразведкой, которая выстраивает там свою деятельность в рамках борьбы с международным терроризмом. ЦРУ ведет контроль за всеми объектами, от которых может исходить потенциальная террористическая угроза. Тут и наружка, и видеонаблюдение, и агентура, и радиоперехват... И наши неопытные разведчики попали в совершенно незнакомую им обстановку, поэтому так быстро и засыпались. Можно предположить, что свидетельская база к моменту их ареста благодаря вышеперечисленному была собрана очень доказательная: отпираться было бессмысленно".
В то же время другой специалист, профессор Судоплатов не считает "катарский инцидент" провалом ГРУ: "Мне понятны особая секретность этой очень ответственной операции и тот факт, что она не была обеспечена контрразведывательным сопровождением, то есть не был тщательно спланирован отход главных участников операции, не обеспечена защита их методами нашего дипломатического присутствия в Объединенных Арабских Эмиратах и прочее. ГРУ нередко не считает возможным прибегать к помощи внешней разведки и контрразведки. Случаи самостоятельных действий ГРУ в других странах мне известны, но я бы не стал на них останавливаться, поскольку они не раскрыты. Скажу только, что это были самостоятельные операции против военнослужащих ЮАР, участвующих в войне в Анголе и военнослужащих стран НАТО, задействованных в партизанско-диверсионной войне в Мозамбике и некоторых других странах".
От себя выскажем такую версию. Контрразведывательное прикрытие ликвидаторам Яндарбиева могло быть не обеспечено потому, что российские разведчики понадеялись в этом смысле на своих американских коллег: вместе же с терроризмом боремся! А те их предали.
Если же это действительно "наш прокол", то списывать его лишь на Иванова, как бы к нему ни относиться, было бы не справедливо. Ведь еще в 1992 г. тогдашний глава Службы внешней разведки (СВР) Евгений Примаков расформировал 8-й отдел "С" Спецуправления нелегальной разведки, входивший в систему СВР. Вместо этой службы сейчас при наших посольствах и миссиях за границей действуют группы "Заслон", которые ограждают и защищают наших граждан от "физического воздействия" на местах. А воссозданный нынешний "Вымпел" - это спецназ, который осуществляет операции лишь на территории Российской Федерации.
Но в принципе, как считают специалисты, такие операции надо осуществлять чисто и не оставлять следов. Скажем, после одной из самых заметных успешных операций наших спецслужб - ликвидации президента Афганистана Амина в декабре 1979 г. - всем ее участникам было рекомендовано "все забыть", а материалы оперативного характера уничтожить. Кроме того, как рассказал корреспонденту "НВО" Владимиру Иванову бывший высокопоставленный сотрудник ГРУ, в таких случаях, как "катарский", когда разведчики (якобы) признались, что они - офицеры ГРУ, российские спецслужбы не признают принадлежности арестованных к своим ведомствам и фактически оставляют их в одиночку отстаивать свою легенду и находить выходы в сложившейся ситуации. Это "подло", но таковы законы разведки.
Ветеран спецназа КГБ, бывший руководитель офицерских курсов, готовивших кадры для группы спецназа "Вымпел", полковник в отставке Петр Нищев (ученик самого "диверсанта ХХ столетия" Ильи Старинова!) сказал корреспонденту "НВО" Владимиру Мухину следующее: "Судя по фактам, покушение на Яндарбиева организовано, мягко говоря, не совсем профессионально. И уж вряд ли Сергей Иванов - бывший сотрудник КГБ-ФСБ, хорошо знающий специфику этой работы, мог позволить себе в этом проколоться. Думаю, что с Яндарбиевым разобрались сами чеченцы, может, кровники, может, за долги. Это их почерк".
Михаил Ефимов, отлично знающий, в каком "загоне" находится ныне отечественный спецназ, тоже не видит в "операции в Катаре" "ушей" ГРУ или иной спецслужбы. "Но если же я ошибаюсь, - сказал он "НВО", - значит, что-то наконец начало меняться. Что же до "подлости", то у разведки есть и другие законы, о которых не положено никому знать. А уж способов вызволить ребят из застенков катарской охранки до того, как их приговорят к смертной казни, у того же ГРУ по меньшей мере с десяток┘ Следующим "яндарбиевым" после этого должен стать "чеченский Геббельс" Мовлади Удугов, проживающий, по оперативным данным, в Турции. Турция, несмотря на запросы России, не выдает его, как в свое время террористов Бразаускасов┘"
По мнению профессора Судоплатова, "сейчас, судя по сообщениям прессы, отрабатывается мягкий вариант выхода из "катарского кризиса", и надо ожидать, что Вашингтон и Лондон помогут России вернуть разведчиков на родину". Неужто в этом случае их надо было "сдавать" лишь для того, чтобы как-то подставить министра обороны Иванова? Вопрос отнюдь не риторический.
В настоящее время, как считает тот же Ефимов, только две страны доводят "дела о терроре" до конца. Это Израиль и Куба. В 1972 г. палестинские террористы из организации "Черный сентябрь" расстреляли нескольких спортсменов израильской сборной во время Олимпиады в Германии. И тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир совершенно четко поставила своим спецслужбам задачу найти и ликвидировать негодяев, сколько бы на это времени ни понадобилось. И все убийцы были вычислены и уничтожены: кто был взорван, как Яндарбиев, кто - сняв трубку телефона┘ В настоящее время ведутся поиски последнего "мюнхенского террориста", скрывающегося, по некоторым данным, в Боливии. Кубинцы же, по всем признакам, ликвидировали всех или почти всех, кто был причастен к гибели знаменитого революционера Эрнесто Че Гевары. Причем начали с крестьянина, который его "сдал". Это, конечно, пример несколько иного рода, но он тоже показателен, да и отношение к Че не только на Кубе, но и в мире в те годы было совершенно другим, а погиб "экспортер революции" не в открытом бою, а в результате предательства...
Из досье НВО
Имена обвиняемых россиян, согласно сведениям катарской англоязычной газеты "Галф таймс", - Анатолий Владимирович Билашков и Василий Анатольевич Покчов. Каждому из них около 30 лет. То же издание сообщает наиболее полный список обвинений: 1) преднамеренное убийство с особой жестокостью; 2) преднамеренная попытка убийства с особой жестокостью сына жертвы; 3) использование взрывчатых средств с целью убийства более чем одного человека, приведшее к смерти первой жертвы; 4) обучение использованию взрывчатых средств с целью совершения преступления; 5) сговор с третьим лицом, пользующимся дипломатическим иммунитетом, по доставке взрывчатых средств без необходимой документации и с целью совершения преступления с их помощью; 6) незаконное хранение взрывчатых средств с целью совершения двойного убийства; 7) обман - попытка одним из обвиняемых представить себя в качестве другого лица; 8) подделка документов; 9) сокрытие одним обвиняемым обмана, совершенного другим обвиняемым; 10) порча чужого имущества.
Другая катарская газета "Аль-Кудс Аль-Араби" сообщает со ссылкой на обвинение, что "орудие убийства попало на территорию Катара в дипломатическом автомобиле из Саудовской Аравии" и что "первоначально покушение было назначено на 6 февраля, однако Яндарбиев в тот день не пришел на молитву".