В середине 50-х годов, в самый разгар холодной войны, во время проверки подземных коммуникаций связи на территории Восточного Берлина советские контрразведчики наткнулись на тоннель, идущий из западной части города. Выяснилось, что подкоп проделали представители натовских спецслужб. Подключившись к узлу связи ГДР, они несколько лет преспокойно слушали переговоры советских военнослужащих на территории Восточной Германии. Сейчас об этой истории известно многим. А тогда разразился нешуточный скандал. Немало высоких чинов лишились должностей. В течение многих лет этот инцидент был тайной за семью печатями, а его разглашение приравнивалось чуть ли не к госизмене!
С этого случая из истории радиоконтроля началось наше знакомство с Главным узлом контроля безопасности связи.
НЕОБЫЧНАЯ В/Ч
А начиналось все с небольшого Центрального пункта радиоконтроля (ЦПРК) в 1944 году. Близилась к завершению Великая Отечественная. Советские связисты неоднократно засекали попытки врага подключиться к радио- и проводным линиям связи частей и подразделений, взломать секретные коды шифровок, создать помехи в эфире. Оценивая всю важность радиоконтроля при проведении войсковых операций и в целях пресечения утечки секретных сведений из системы управления Вооруженных сил, штаб московского округа издал директиву, на основании которой и был создан ЦПРК. Подобрали и район дислокации. Есть в ближнем Подмосковье местечко, которое, как определили специалисты, лучше всего приспособлено для приема радиоволн. Здесь и было принято решение разместить эту необычную в/ч.
Кстати, необходимость радиоконтроля наглядно подтвердилась уже вскоре после создания ЦПРК. Советская танковая колонна, совершая марш на Берлин, внезапно остановилась около населенного пункта Барут. Радист передал в открытом эфире, что в баках закончилось горючее, указав точные координаты колонны. Немцы передачу засекли и по подземному тоннелю выехали танки. Оплошность радиста обернулась трагедией: в том неравном бою полегли почти все советские бойцы.
Шли годы, совершенствовалась структура этой уникальной в/ч. Так, с изобретением космической связи возникла необходимость установления соответствующего контроля. Значимость и необходимость узла для нормальной жизнедеятельности ВС неоднократно подтверждалась при проведении крупных учений. В его послужном списке такие мероприятия, как "Дунай" и "Неман", "Электрон" и "Молния", "Океан", "Восток-81" и др. За самоотверженные действия на учениях "Днепр" личный состав узла был награжден грамотой, а за отличное выполнение заданий на учениях "Двина" - правительственными наградами.
В 1971 году для изучения радиообстановки в районах побережья Северного Ледовитого океана группа военнослужащих на морском сухогрузе "Анабар" совершила переход от Севастополя до Мурманска, обогнув Европу. Далее - морским путем до Владивостока. Весь личный состав экспедиции был награжден знаками "За дальний поход". Такие мероприятия, отметим, проводились не случайно, в мире наступила разрядка, западные спецслужбы ни на минуту не прекращали шпионскую деятельность. Причем северные рубежи страны были в зоне их особого внимания.
В начале 70-х годов советские подводники во время проверки наткнулись на необычный предмет огромных размеров. Находился он рядом с кабелем, проложенным по дну Северного Ледовитого океана. Магистраль связывала Мурманск с Петропавловском-Камчатским. Более того, вся прилегающая к кабелю территория была заминирована. Когда агрегат вытащили, оказалось, что этот "жучок" установила натовская подлодка. Сооружение, по свидетельству очевидцев, весило несколько тонн. Разобрав махину до винтика, "жучок" отправили на металлолом.
В 90-е годы, когда на карте бывшего Союза стали появляться горячие точки, офицеры и прапорщики узла неоднократно привлекались к выполнению задач по контролю эфира. Например, в Таджикистане - в интересах Объединенного командования коллективных миротворческих сил в республике, погранотрядов на таджикско-афганской границе. Ежеквартально туда выезжал офицер части. Аналогичные посты контроля работали в Абхазии, Югославии.
Драматические события на Северном Кавказе - особая страница из истории узла. Бандиты, оснащенные самой современной прослушивающей техникой, доставляли немало хлопот нашим подразделениям. Сканируя эфир, они частенько узнавали планы федеральных сил первыми и наносили контрудары. Иногда это заканчивалось трагедией. Как-то два бойца, общаясь по рации в открытом режиме, раскрыли сроки передислокации колонны. Этот разговор засекли и наши часовые эфира, но... Бандиты же сработали молниеносно: расстреляли из засады.
Подобные разговоры, отметим, пресекались неоднократно. Но от человеческого фактора не уйдешь. Не каждый боец понимает, что в боевых условиях нужно держать язык за зубами.
Или другой пример. Во время контртеррористической операции связисты услышали в открытом эфире просьбу о помощи командира подразделения спецназа, попавшего в засаду. По инструкции связист должен был прервать передачу и в закрытом режиме передать ее командованию. Однако счет шел на минуты, и промедление в прямом смысле этого слова было смерти подобно. Понимая сложившуюся ситуацию, связист на свой страх и риск передал просьбу напрямую. "Вертушки" подоспели вовремя. Жертв удалось избежать.
КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ
Святая святых узла - пункт управления. Его без преувеличения можно назвать главным связующим звеном между другими подразделениями. Он также координирует деятельность с аналогичными подразделениями силовых структур. Сюда стекается информация о нарушениях со всех округов и флотов. Вся информация записывается.
- Главная наша задача, - рассказывает командир части полковник Сергей Кириллов, - контроль эфира для обеспечения радиосвязи в любых условиях обстановки. Причем основным слагаемым работы связистов должна стать дисциплина радиосвязи плюс контроль выполнения временных и частотных ограничений.
Заметим, это отнюдь не праздные требования. Если их не соблюдать, то в боевых условиях противник без труда может воспользоваться оплошностями радиста в своих целях. В обычных условиях специалисты узла отлаживают работу радистов при проведении различных войсковых мероприятий. По их окончании офицеры части подготавливают соответствующие материалы. Высокую квалификацию по своевременному установлению радиосвязи, отметили здесь, имеют военнослужащие-контрактники и гражданский персонал.
Объективности ради следует отметить, что далеко не всегда военные радисты соблюдают дисциплину эфира в повседневной деятельности. Не исключены случаи, когда ряд сведений, которые должны храниться в строжайшей тайне, передаются в эфир. Так, по окончании учений на стол командующему одного из военных округов легла распечатка переговоров военнослужащих. Данные поразили даже видавшего виды генерала... Нетрудно догадаться, к чему могла привести такая беспечность при проведении реальных боевых действий.
Еще одно направление деятельности части - мониторинг среды распространения сигналов. Сегодня узел способен осуществлять контроль во всех диапазонах частот. Причем это касается не только радиосредств, но и радиорелейной, тропосферной и спутниковой связи. Следует отметить при этом, что с момента образования части руководство ВС страны придавало огромное внимание оснащенности узла самой передовой аппаратурой. Если раньше параметры вымерялись на осциллографах, то сейчас современная техника делает это в автоматическом режиме, в более сжатые сроки с распечаткой результатов.
Словно в выставочном зале здесь представлена аппаратура, так сказать, всех времен. До сих пор в строю громоздкие магнитофоны 60-х годов. Им на смену приходят современные, цифровые. Параметры передатчиков различных узлов связи ВС измеряет оборудование технического контроля. В случае отклонения от норм операторы сообщают о неисправностях. Иногда узлы сами просят проверить аппаратуру на соответствие параметрам. На сегодняшний день немалая часть передатчиков требует регулировки.
БОЛТЛИВОСТЬ ПРЕСЕКАЕТСЯ
Значимыми сегментами узла для обывателя являются отделения контроля радиоподвижной и проводной связи. Базовые станции системы "Гранит", находящиеся в Москве, обеспечивают радиоподвижную связь. Все разговоры, само собой, записываются. Чего только не слышат в эфире дежурные операторы! Какие только темы не обсуждаются! Около 90% всех разговоров - частные. Впрочем, это не криминал, считают здесь. А вот когда происходят нарушения передачи информации, дежурный может вклиниться в разговор. О нарушениях докладывается вышестоящему командованию.
- Нарушения самые разные, - поясняет заместитель командира части подполковник Вадим Плетнев. - В основном собеседники допускают нарушения, связанные со сведениями о количестве личного состава, техники и передислокации войск, а в кампанию - о численности призывников. При передаче таких сведений оператор предупреждает абонентов о том, что они разговаривают по открытому каналу связи, разъясняет нарушенные статьи законов, инструкции и предлагает прекратить разговор. Если предупреждение остается без внимания, оператор может отключить связь. Понятно, что такое вмешательство нравится далеко не всем. У некоторых нервы, они выходят из себя, грубят. Подчас отдельные ретивые военачальники угрожают снять с работы, правда, дальше обещаний дело пока не шло.
- Такая неадекватная реакция наших "подопечных" вполне объяснима, - комментирует Вадим Васильевич. - Кому нравится, когда тебя слушают! А за незначительные огрехи нарушитель отделается служебным несоответствием. За более серьезные могут и уволить.
А вот дежурный оператор должен сохранять олимпийское спокойствие несмотря ни на что - ведь все разговоры записываются. Запись хранится определенное время, необходимое для разрешения конфликтных вопросов. И не случайно.
Вот лишь один, наиболее яркий пример. Года четыре назад оператор прервал разговор прокурора одной из областей, который пытался сообщить секретную информацию. Прокурор посчитал, что нарушены его конституционные права на свободу слова и сохранение личной жизни в тайне, и подал в суд. Более года длилось разбирательство. Точку поставила военная коллегия Верховного суда РФ, признав правомерность действий оператора. А министр обороны, в свою очередь, наградил замначальника службы безопасности связи и информации золотыми часами. После этого не было ни одной жалобы на действия дежурного оператора.
Правда, припомнили случай, когда нарушитель отказался от собственных слов. В сентябре прошлого года один офицер во время разговора нарушил требования ведения переговоров по открытым каналам связи. В дальнейшем он доказывал своему начальнику, что отродясь ничего подобного не говорил. Все точки над "i" расставила распечатка того злополучного разговора и звуковой файл.
Наблюдая за отлаженными действиями дежурных операторов, воочию убедился, что работенка у них весьма напряженная, требующая знаний, молниеносной реакции и стальных нервов. В сутки оператор обслуживает около 300 звонков. "Жаркие" деньки наступают во время учений, других войсковых мероприятий. Так что справиться с таким объемом может далеко не каждый. И даже опытный связист не всегда в состоянии разобраться во всех нюансах контроля. Поэтому прежде чем стать оператором, претендент несколько месяцев проходит стажировку, сдает экзамены.
Иногда происходят казусные, спорные случаи. Не так давно оператор услышал информацию о маршруте военного самолета, посчитал ее конфиденциальной и прервал разговор. Самолет, как потом выяснилось, был натовским и выполнял полеты в рамках взаимного сотрудничества между Россией и НАТО.
По телефону кто-то сообщал, что министр обороны остановился в гостинице. Разговор прервали и доложили начальству. "Наверху" решили, что криминала в этом нет, так как была указана только должность (без фамилии), поэтому с юридической точки зрения это нельзя квалифицировать как нарушение.
Хотя часть и находится, так сказать, на передовом рубеже обороны, кадровый вопрос оставляет желать лучшего. Например, нехватка гражданского персонала составляет более половины. Причины до боли знакомы. За мизерную зарплату желающих днем с огнем не сыщешь. Молодежь не идет.
Остро стоит и квартирный вопрос. Из всего личного состава офицеров и прапорщиков только семь обзавелись собственным жильем. Остальные пристраиваются где Бог даст: снимают угол, ютятся в общежитии части. Вот и пустуют 10 офицерских должностей. Если положение вещей не улучшится, признались здесь, то в недалеком будущем преемственность поколений будет прервана. Попросту говоря, служить и работать будет некому.
Ну а пока командование части делает ставку на убеленных сединами "старичков", средний возраст которых составляет около 60 лет. Среди них - Галина Сысуева, Федор Кузнецов, Татьяна Щекаева, Антонина Таисова и другие. Не один десяток лет они проработали здесь, вышли на пенсию, востребованы и сейчас.
Если социально-бытовые проблемы остаются на точке замерзания, то в техническом плане ситуация куда лучше. Государство во все времена понимало значимость системы контроля эфира для обороноспособности страны и обеспечивало часть новейшей аппаратурой. Даже в не столь давние времена так называемых реформ сюда поступало современное оборудование. В следующем году, к примеру, здесь ожидают новый комплекс, позволяющий значительно расширить диапазоны контроля.