Почти все крупномасштабные вооруженные конфликты XX века сопровождались пропагандистскими усилиями воюющих сторон с целью деморализовать и разложить изнутри вражескую армию, склонить солдат к сдаче в плен.
В годы Второй мировой войны в нацистской Германии для этой цели был создан специальный аппарат. "...Пропаганда, - считал Гитлер, - является тем же орудием борьбы, а в руках знатока этого дела - самым страшным из орудий". Общее руководство пропагандистской работой в Третьем рейхе осуществляло Министерство пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом. Параллельно действовала система пропаганды в ведомстве Альфреда Розенберга, имперского министра восточных территорий. Специальное управление по ведению пропаганды среди войск противника и населения оккупированных территорий работало при генеральном штабе германской армии.
И ВДОБАВОК ПРОПУСК
Самым простым и эффективным средством морально-психологического разложения советских войск в условиях войны немецкие пропагандисты считали листовки. Они изготавливались в огромном количестве и ассортименте. О масштабах тиражей можно судить по одной только записи Геббельса, сделанной им в своем дневнике в июне 1941 года: "Около 50 млн. листовок для Красной Армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией┘"
Основные тезисы "листовочной" пропаганды были разработаны фашистами еще до начала военных действий против Советского Союза: "┘никакого антисоциализма, никакого возвращения царизма; не говорить о расчленении русского государства (иначе озлобим настроенную великорусски армию); против Сталина и его еврейских приспешников; земля - крестьянам┘ Резко обвинять большевизм, разоблачать его неудачи во всех областях. В остальном ориентироваться на ход событий┘"
Характерная особенность "окопных" листовок - практически все они служили одновременно пропуском для добровольного перехода бойцов и командиров РККА на сторону германских войск. Текст пропуска на русском и немецком языках особо очерчивали в листовке.
ВРАГИ СТАЛИНА - НАШИ ДРУЗЬЯ!
Особые усилия немецкой пропаганды были сосредоточены на фигуре Сталина. В одной из листовок привычная аббревиатура "СССР" расшифровывалась как "Смерть Сталина Спасет Россию". Тут же карикатура: пролетарский молот ударяет Иосифа Виссарионовича по голове, а крестьянский серп приставлен к его шее.
В другой листовке карикатурный Сталин с хищническим оскалом строгает гробы, на гробах - номера погибших дивизий и армий. Подпись под рисунком: "Батюшка Сталин заботится о своих дивизиях┘"
В июле 1941 года под Витебском попал в плен сын Сталина - командир батареи 14-го гаубичного артиллерийского полка Яков Джугашвили. Для германских пропагандистов это стало настоящей удачей. В срочном порядке была изготовлена листовка, озаглавленная "А вы знаете, кто это?", где были помещены фотографии Якова в окружении немецких офицеров.
Однако это было еще не все. Немцы пустились на откровенную фальсификацию. Появилась листовка "Вслед за сыном Сталина сдался в плен и сын Ворошилова". На ней размещалась карикатура: Сталин и Климентий Ворошилов трусливо выглядывают из-за Кремлевской стены. Рядом с ней - немецкий солдат, у которого в руках табличка "Здесь сдаются в плен". Яков Джугашвили с распростертыми объятиями приветствует Сергея Ворошилова. За спиной Сергея - целая колонна детей кремлевских сановников, идущих к немцам. Ниже карикатуры была напечатана небольшая пропагандистская "поэма".
Немцы прибегали и к более изощренным способам пропаганды. Они распространяли, например, провокационные листовки, написанные якобы командирами и комиссарами РККА для тех своих бойцов, которые, искренне сражаясь за социализм, не могли не видеть порочные черты сталинского режима. В них говорилось: "Сам Ленин не желал, чтобы Сталин стал его преемником. Ленин не доверял Сталину и чувствовал, что при нем Советский Союз погибнет┘ В наших руках оружие, и мы сбросим проклятое сталинское иго!"
Даже союзнические отношения СССР с Великобританией и США нацистская пропаганда вменяла в вину Сталину, пытаясь доказать, что эта война для советских солдат является войной за чужие интересы. Трудящиеся России, убеждали немцы, - не враги Германии. Враги Германии - Сталин и его приспешники, вступившие в сговор с англо-американскими капиталистами. Поэтому защищать сталинский режим на деле означает оказывать поддержку мировой буржуазии.
ВЕЧНЫЕ ВРАГИ
Не меньше усилий нацистские пропагандисты приложили к разжиганию в красноармейской среде самого примитивного, буквально-таки животного антисемитизма. Гитлеровцы утверждали, что большевистская партия и ее карательные органы - ГПУ-НКВД - на самом деле являются марионетками в руках всемирного еврейского заговора, цель которого - порабощение народов мира. Евреев обвиняли в том, что начавшаяся война была развязана по их инициативе; что они принадлежат к нации-паразиту, живущей за счет других.
Вывод из всего этого делался следующий: большевизм и еврейство есть одно целое. И то, и другое является врагом народов России и подлежит уничтожению.
Ассортимент антисемитских листовок был, пожалуй, самым обильным в арсенале пропагандистов рейха. Здесь использовались различные приемы и средства идеологического разложения советских солдат - от примитивных лозунгов типа "Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!" до пламенных воззваний начать новую, на этот раз антибольшевистскую-антиеврейскую революцию.
Не гнушались немецкие пропагандисты и так называемыми "легкими" жанрами: карикатурой, незамысловатыми юмористическими стишками. Они легко запоминались и при случае пересказывались другим.
Немцами был даже придуман некий поэтический герой - русский бывалый солдат Фома Смыслов, который дает житейские советы и наставления молодым красноармейцам. В своем заветном слове дед Фома - этакий народный сказитель - вспоминает, какой могучей и богатой была Русь, пока "в Кремле не завелся жид". Он-де, жид, и развязал эту войну, поссорив русских с немцами, сам спрятался в тылу и гонит оттуда ребят на бойню.
ЖИЗНЬ БЕЗ КАТОРЖНЫХ КОЛХОЗОВ
Деятельность сталинского руководства в 1920-1930-х годах давала нацистам богатую пищу для критики советских порядков. Раскулачивание, массовые репрессии и голод, насильственная коллективизация, гонения на Церковь, стахановщина и соцсоревнования - все эти темы так или иначе обыгрывались немецкой пропагандой, адресованной бойцам и командирам Красной Армии.
"Запомните! - писалось в одной из пропагандистских листовок. - Германия ведет борьбу не против русского народа, а против вашего жидо-коммунистического правительства, которое принесло вам много горя и несчастья". Тут же помещен рисунок: пролетарий с крестьянином, закованные в кандалы, сгорбившись под тяжестью ярма, идут под конвоем чекиста-еврея.
Зная, что основную массу красноармейцев составляли выходцы из крестьян - самого обездоленного и обиженного советской властью сословия, гитлеровцы сделали одним из главных пунктов своей программы обещание ликвидировать колхозы и вернуть селянам единоличные хозяйства. Пропагандисты Третьего рейха твердили, что германский солдат несет в Россию "землю и волю".
Между тем германские фронтовые листовки откровенно лгали, поторапливая красноармейцев сдаваться в плен: "Торопитесь! Немцы в занятых ими областях уже приступают к разрешению земельного вопроса. Красноармейцы, не опоздайте, иначе вы останетесь без земли!"
ВСТРЕТИМ, КАК ТОВАРИЩЕЙ
На третьем году войны тональность нацистских "посланий" существенно изменилась. В них постепенно исчезли, особенно после Сталинградской битвы, тезисы о непобедимости германской армии, о бесперспективности и бессмысленности сопротивления ее боевой мощи. Теперь все чаще, агитируя красноармейцев сложить оружие, военные пропагандисты рейха играли на самых уязвимых человеческих чувствах, апеллируя к инстинкту самосохранения солдат. Тяготы армейского быта, холод, недоедание, жестокость командиров, страх быть убитым, усталость и недосыпание - это становилось темами листовок.
Зачем страдать? Все ужасы фронта можно прекратить в один момент: "Достаточно поднять обе руки и крикнуть: "Сталин капут!" или "Штыки в землю!". И тебе гарантировано "хорошее обращение, питание и возможность устроиться на работу по специальности".
Эксплуатируя чувство тоски по родному дому, помещенные на листовках тексты взывали к красноармейцам: "Почему Вам, бойцам и командирам, пробывшим на фронте уже три года, не предоставляют короткого отпуска домой к семье? Да только потому, чтобы Вы не знали и не видели, что творится в тылу и Вашем доме. Три года Ваши жены и дети не знают сытого дня, а города и села переполнены спекулянтами, которые живут за счет труда Ваших семей".
Для деморализации красноармейцев сотрудники Геббельса публиковали в листовках информацию о командирах РККА, безнаказанно занимавшихся в тылу пьянством и развратом, в то время как на передовой любой солдат за малейший проступок мог быть приговорен к смертной казни. Для большей убедительности в листовках указывались имена казненных военнослужащих, названия и номера воинских частей. Советские бойцы рисовались здесь невинными и молчаливыми жертвами бесчеловечных поступков своих офицеров.
Так, в одной из листовок с характерным названием "Быль" рассказывалось, как молоденький красноармеец нечаянно поранил два пальца при прыжке в окоп. Его товарищи видели, что это был несчастный случай. Однако бедолагу приговорили к смертной казни как самострела. Сразу же вырыли яму, и на глазах у всего полка автоматчик пустил ему пулю в затылок. Текст листовки заканчивался словами: "Бойцы! Ни в чем не повинного вашего товарища расстреляли, как собаку. Вот вам благодарность, оказанная солдату на передовой позиции. А вот наш совет: спасайте вашу жизнь, переходите к нам".
Нацистская "пропаганда разложения", скажем честно, приносила свои плоды в 1941-1942 годах. Но ее действенность значительно поубавилась в 1943 году, а с завершением коренного перелома в войне и массовым отступлением частей германской армии по всему фронту - и вовсе стала ничтожной.