0
2016
Газета Спецслужбы Интернет-версия

26.08.2005 00:00:00

Диверсант, ставший министром

Евгений Киселев

Об авторе: Евгений Киселев - историк.

Тэги: волльвебер, диверсант, министр, агент


Он родился в 1898 году в семье бедного шахтера. Рано оставив школу, скитался по разным портам Северного моря, где в основном работал в доках. В его семье придерживались крайне левых взглядов, поэтому Эрнст присоединился к движению молодых социалистов. В 19 лет Волльвебера призвали на службу в кайзермарине (германский императорский ВМФ). К осени 1918 года молодой кочегар линейного корабля "Гельголанд" был одним из лидеров революционного движения на флоте (к тому времени он вступил в "Союз Спартака", из которого потом возникла Коммунистическая партия Германии). В начале ноября в Киле началось восстание военных моряков, сигналом к которому явился красный флаг, поднятый на "Гельголанде" матросом Волльвебером.

ПОД ПАРЛАМЕНТСКИМ ПРИКРЫТИЕМ

После установления Веймарской республики Эрнст и познакомившийся с ним в бурные революционные дни в Киле Рихард Зорге переехали в Гамбург, где вскоре возникла штаб-квартира Коммунистической партии Северной Германии. Там Волльвебер вскоре стал весьма заметной фигурой. В 1922 году он занял пост председателя Интернационала портов и доков - важной структуры Коминтерна. В сентябре 1923 года он занимался подготовкой вооруженного восстания в Германии, которое, начавшись в Гамбурге, было, однако, в считаные дни разгромлено.

В начале 1920-х годов советским и коминтерновским лидерам требовались надежные люди для выполнения совершенно особых и отнюдь не афишируемых задач, именно тогда в Москве и обратили внимание на Волльвебера. Один из руководящих деятелей Третьего интернационала Дмитрий Мануильский, занимавшийся вербовкой агентов в разных странах, в очередной раз приехал в Германию и убедил Эрнста отправиться для обучения в Советскую Россию. Здесь Волльвебер провел два года. Он осваивал основы проведения специальных операций в качестве командира диверсионной группы в случае войны между Советским Союзом и капиталистическими государствами.

В конце двадцатых годов Волльвебер вернулся в Германию. В 1928-м он был избран членом ландтага Пруссии (в либеральной Веймарской республике ратовавшие за ее ликвидацию коммунисты и нацисты имели все возможности для легальной политической борьбы), а в 1932-м - депутатом рейхстага.

Тогда же Волльвебер создал Международный союз моряков (МСМ). Эта мощная организация, отделения которой находились в 22 государствах и в 15 английских и французских колониях, субсидировалась Коминтерном, так как МСМ был прикрытием для диверсионной работы Волльвебера - клубы МСМ являлись его резидентурами (например, в Гамбурге, Бремене, Данциге, Роттердаме, Амстердаме, Копенгагене, Осло, Риге и Таллине). Там планировались операции, изготавливались мины, подделывались паспорта, инструктировались агенты. Кроме того, они использовались в качестве почтовых ящиков для связников советской разведки. Штаб Волльвебера состоял из 25 человек, подобранных им лично. Среди них были немцы, датчане, шведы, голландцы, бельгийцы, французы, англичанин.

Обычно, рассказывая о Волльвебере, многие авторы идут по одному и тому же пути: описав могущественную сеть во главе с самим товарищем Эрнстом и 25 его ближайшими соратниками, они пускаются в долгое и порой утомительное перечисление потопленных или поврежденных ими судов. Но детальное изучение всех этих акций свидетельствует: их жертвами довольно часто становились и пассажирские пароходы.

Кстати, в разных источниках приводятся различные цифры, отражающие деятельность людей Волльвебера, - от 20 успешных диверсий (причем за все время существования организации) до сотни (и только в 1930-1933 годах) и даже до 900 на одних лишь немецких судах в 1937-1939 годах.

К абсолютно доказанным успехам Волльвебера можно причислить уничтожение после оккупации Японией Маньчжурии японских судов "Тайима Мару" (на пути из Роттердама на Дальний Восток) и "Биао", а также пожар на французском лайнере "Жорж Филиппар", который помимо пассажиров вез и снаряжение для японских войск. Во время гражданской войны в Испании, как утверждают некоторые исследователи, "┘каждый пятый корабль, следовавший из Германии в Испанию, вдруг в открытом море, далеко от берегов, взрывался, а моряки спасались в шлюпках". Хотя из конкретных достижений известен лишь "Баторий".

ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННИКОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ

Тем не менее коллеги очень положительно отзывались о Волльвебере. Ныне хорошо известный генерал-чекист Павел Судоплатов так писал о нем: "По пути... я проверил работу сети наших нелегалов в Норвегии, в задачу которых входила подготовка диверсий на морских судах Германии и Японии, базировавшихся в Европе и используемых для поставок оружия и сырья режиму Франко в Испании. Возглавлял эту сеть Эрнст Волльвебер, известный мне в то время под кодовым именем "Антон". Под его началом находилась, в частности, группа поляков, которые обладали опытом работы на шахтах со взрывчаткой... С группой из пяти польских агентов мы встретились в норвежском порту Берген. Я заслушал отчет об операции на польском грузовом судне "Стефан Баторий", следовавшем в Испанию с партией стратегических материалов для Франко. До места своего назначения оно так и не дошло, затонув в Северном море после возникшего в его трюме пожара в результате взрыва подложенной нашими людьми бомбы.

Волльвебер произвел на меня сильное впечатление..."

А вот что докладывал руководитель Главного управления имперской безопасности Германии Рейнхардт Гейдрих своему непосредственному шефу рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру 1 июня 1941 года: "Наряду с созданными английской секретной службой группами саботажников, целью которых еще в мирное время было уничтожение немецких судов, существовала еще более разветвленная, созданная Коминтерном террористическая организация, главной задачей которой было уничтожение судов тех государств, которые в свое время примкнули к Антикоминтерновскому блоку.

Доказано, что члены этой организации до конца 1940 года действовали в Дании и оттуда пытались снова перенести свою деятельность на территорию рейха. Руководителем этой организации был немецкий эмигрант Эрнст Волльвебер, который в 1931 году был членом общегерманского руководства РГО (Красной профсоюзной оппозиции), а в ноябре 1932 года был избран депутатом Рейхстага от КПГ. Волльвебер после своей эмиграции в Копенгаген в 1933 году стал руководителем Интернационала пролетарских моряков и портовых рабочих, который осуществлял по приказу Коминтерна акты саботажа, особенно против немецких судов. Он в значительной степени несет ответственность за организацию и активную деятельность созданных по указанию из Москвы групп саботажников в Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Голландии, Бельгии, Франции и бывших прибалтийских государствах-лимитрофах. Он осуществлял в широких масштабах закупку и транспортировку взрывчатых веществ и других материалов для саботажа и располагал большими денежными средствами, ассигнованными Коминтерном для финансирования этой организации и для оплаты агентов. После вступления немецких войск в Осло в мае 1940 года Волльвебер бежал в Швецию, где до сих пор находится в Стокгольме под арестом. Со стороны советского правительства предпринимались шаги с целью побудить шведское правительство выслать Волльвебера в Советскую Россию, так как он за свою успешную работу в Коминтерне получил советское гражданство.

Деятельность этих распространившихся на всю Европу коммунистических террористических групп включает в себя акты саботажа против 16 немецких, 3 итальянских и 2 японских судов, которые в двух случаях привели к их полной потере. Сначала преступники пытались уничтожать суда путем поджогов, но, поскольку этот способ обычно не приводил к полной потере судов, в последнее время перешли к использованию взрывчатых веществ против судов, курсирующих в Балтийском и Северном морях. Главные опорные пункты организации находятся в портах Гамбург, Бремен, Данциг, Роттердам, Амстердам, Копенгаген, Осло, Ревель и Рига

Делом рук коммунистических диверсионных групп в Дании являются, в частности, диверсии на немецком пароходе "Фила" в Кенигсбергском порту, в результате которых на пароходе "Фила" в носовой части борта на уровне ватерлинии возникла пробоина. Химические дистанционные взрыватели были доставлены на борт корабля в Рижском порту. Взрывчатка и бикфордовы шнуры, применявшиеся датской коммунистической организацией, были доставлены из Швеции. Их перевез специальный курьер из магазина мужской одежды в Мальме, где они хранились, в Копенгаген. Важнейшие сведения о деятельности Коминтерна против Германии получены также из показаний других коммунистических террористов в Дании. Например, особое значение Коминтерн придавал вербовке скандинавских моряков и привлечению их к подрывной работе, поскольку в Коминтерне считали, что в будущей войне одни лишь Скандинавские страны останутся нейтральными, в результате чего граждане этих государств будут иметь возможность совершать террористические акты в германских портах и на немецких судах. Кроме того, Коминтерн усиленно настаивал на том, чтобы скандинавы уничтожали собственные грузы, поджигая или взрывая их, если это послужит интересам Советского Союза.

Волльвебер сам отдал отдельным диверсионным группам в прибалтийских государствах и немецких портах Северного моря распоряжение завербовать на всех курсирующих в этом районе судах хотя бы одного надежного человека, который был бы наилучшим образом подготовлен к выполнению в будущем заданий Третьего интернационала. По его распоряжению была также совершена попытка организовать диверсионную группу в Данциге.

Руководящие работники Интернационала моряков и портовых рабочих, входившие в состав этих групп, среди которых был и уроженец Осло, норвежский гражданин Артур Самсинг, длительное время проживавший в Советском Союзе, были арестованы и дали подробные показания о террористических и диверсионных актах, совершенных ими против рейха по заданию Волльвебера. По поручению Коминтерна Волльвебер создал опорные пункты на островах Балтийского моря Даго и Эзеле. Завербованные на этих островах сотрудники должны были начать действовать только в том случае, если в ходе войны между Германией и Советским Союзом германские войска овладеют островами. В первую очередь планировалось совершать диверсии на базах подводных лодок, аэродромах и складах горючего".

В этих строках нет и намека на пренебрежение. В общем-то дана объективная оценка той серьезной угрозе, которую представляла для Третьего рейха сеть Волльвебера.

ПРЕДМЕТ ТОРГА

Сильный удар по диверсионной организации нанесла оккупация Германией Дании и Норвегии в апреле 1940 года. После этого Эрнсту пришлось с поддельными документами на имя гражданина Дании Фрица Келлера перебираться в Швецию. Вскоре его там арестовали и приговорили к 6 месяцам тюрьмы. Но агенты Волльвебера в Северной Европе продолжали действовать и без своего шефа.

После диверсии на финском судне в шведском порту в 1941 году Волльвебер вместе со своими главными немецкими и шведскими сподвижниками был взят под стражу вторично. На сей раз ему дали уже три года тюрьмы. И почти сразу же Москва и Берлин начали добиваться от Швеции его выдачи.

Представители немецкого правительства утверждали, что Волльвебер - подданный Германии, находящийся в розыске за совершение многочисленных диверсионных актов против немецких судов. СССР, в свою очередь, не мог допустить, чтобы в руки нацистов угодил руководитель одной из лучших его агентурных сетей, поэтому советский посол в Швеции Александра Коллонтай объявила, что Волльвебер якобы незаконно присвоил крупную сумму денег, принадлежавших первому на планете государству рабочих и крестьян. Поскольку диверсия - преступление более тяжкое, чем кража, то шведские власти оставили без внимания это заявление. Затем Коллонтай принялась утверждать, что Волльвебер - гражданин СССР (это, впрочем, было сущей правдой).

Однако на судьбу узника повлияла отнюдь не весомость приводимых дипломатами аргументов. К 1944 году стало окончательно ясно, кто побеждает в войне, поэтому советские доводы казались шведам все более и более значимыми, и, когда срок заключения Волльвебера подошел к концу, он был передан советским представителям и самолетом доставлен в Москву.

Между тем после начала Второй мировой войны на Северном и Балтийском морях происходили весьма странные ЧП, по "почерку" (очаги пожаров находились, как правило, в машинном отделении) очень похожие на волльвеберовские диверсии. Речь идет о череде пожаров на военных кораблях Германии и Швеции: 29 декабря 1939 года - на немецком эсминце "Бруно Хейнеманн", 25 января 1940 года - на эсминце "Антон Шмидт", 27 декабря 1940 года - на эсминце Z24, 15 июля 1941 года - на линкоре "Тирпиц", 17 сентября 1941 года - на шведском эсминце "Гетеборг" (вследствие разлива топлива огонь распространился на два стоявших рядом эсминца "Класс Хорн" и "Класс Угла", и в результате все три корабля погибли), 27 октября 1943 года - на немецком миноносце Т1. В первые шесть дней января 1944 года на немецком эсминце "Ягуар" произошли сразу три пожара. С 1942 года начались пожары на более мелких кораблях кригсмарине - тральщиках (только в мае 1943 года было официально зарегистрировано 15 пожаров на тральщиках серии "М") и торпедных катерах.

Можно, конечно, возразить, что участие организации Волльвебера в этих акциях не доказано. Но, во-первых, его не удалось доказать и в других случаях, во-вторых, как уже говорилось выше, сходен почерк, в-третьих, все эти пожары вряд ли были случайностью: как следует из книги Короткина "Аварии и катастрофы кораблей", на других театрах военных действий, где боевые корабли использовались не менее активно, подобные случаи практически не происходили.

Также можно предположить, что все эти пожары - дело рук британских диверсантов. Однако это предположение опровергается тем, что сами британцы на эти лавры не претендуют, хотя не скрывают заслуги своих спецслужб в ту войну. Поэтому вывод напрашивается один - арест Волльвебера не парализовал деятельность его сети.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАЛО...

Почти сразу же после окончания Второй мировой войны началась холодная война, а потому Волльвебер и его люди без дела не засиделись. Поскольку на рубеже 1940-1950-х годов вооруженным силам США и их союзников пришлось сражаться в Корее, а Франции вести борьбу с национально-освободительными движениями в Индокитае, то есть на довольно далеких ТВД, требовавших снабжения по морю, то диверсии на боевых кораблях и судах воюющих стран не заставили себя ждать.

Были взорваны британские суда "Индиан экспресс" и "Беденхэм" с грузом оружия. В апреле 1950 года под паровым котлом британского авианосца "Илластриес" обнаружили три магниевых заряда, которые непременно воспламенились бы при повышении температуры. В мае того же года в машинном отделении французского лайнера "Оран", перевозившего оружие из Марселя в Сайгон, сработала термитная бомба. В середине июня в двигателе вставшей на ремонт в Девенпорте подводной лодки был найден песок. В июле в гавани Портсмута произошли взрывы на девяти баржах с боеприпасами, через 10 дней произошла авария на находившемся в море британском миноносце "Кавендиш", позже в его машинном отделении нашли инородные тела.

Но сам Эрнст Волльвебер был в ту пору уже видным государственным мужем - министром транспорта Восточной Германии. Хотя и не долго. Важные обстоятельства вновь вернули его в разведку. Дело в том, что в 1953 году на заседании партийной комиссии, разбиравшей причины восстания немецких рабочих, жестоко подавленного с помощью советских войск, заместитель министра госбезопасности ГДР (по-немецки "Штаатсзихерхайт", отсюда и "Штази") Эрих Мильке обвинил своего шефа Вильгельма Цайссера в неспособности руководить МГБ, а также в том, что он призывал к сближению с Западной Германией. Цайссера сняли с должности, вывели из состава политбюро и Центрального комитета, исключили из СЕПГ. Статус Штази был понижен - его подчинили Министерству внутренних дел. Новым руководителем секретариата госбезопасности назначили Волльвебера, Мильке - его заместителем.

Штази в ту пору только набирало обороты, но именно тогда была проведена операция, которой гордилась бы любая разведка мира - 20 мая 1956 года работавший на ГДР Хорст Гессе вынес из штаба 522-го батальона военной разведки США два сейфа с секретными документами и доставил их в Восточную Германию.

Волльвебер добился бы многого, но однажды он поведал председателю КГБ СССР Ивану Серову о разногласиях среди руководства ГДР, считая их проявлением прозападных настроений, противоречивших линии международного коммунистического движения. Серов сообщил об этом разговоре Никите Хрущеву, а тот на обеде с обильной выпивкой сказал первому секретарю ЦК СЕПГ Вальтеру Ульбрихту:

- Почему вы держите министра госбезопасности, который сообщает нам об идеологических разногласиях внутри вашей партии? Это же продолжение традиции Берии и Меркулова, с которыми Волльвебер встречался в сороковых годах, когда приезжал в Москву.

Ульбрихт понял, что следует делать, и немедленно обвинил Волльвебера в "антипартийном поведении". Поспешил обрушиться на своего шефа и Мильке, заявивший, что тот занимается "идеологической подрывной деятельностью".

1 ноября 1957 года Волльвебер подал в отставку, сославшись на здоровье. В тот же день на посту министра госбезопасности его сменил Мильке, руководивший Штази вплоть до кончины ГДР.

Эрнст Фридрих Волльвебер умер в Берлине 5 марта 1967 года. Он ушел из жизни в разгар войны во Вьетнаме и арабо-израильского противостояния. Тогда снабжение по морю Израиля и американских войск в Индокитае имело огромное значение, но топить суда, перевозившие вооружение для армий, сражавшихся против друзей СССР, было некому - тон в разведке задавали люди уже другого поколения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1096
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1498
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1131
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
937

Другие новости