Он родился в 1898 году в семье бедного шахтера. Рано оставив школу, скитался по разным портам Северного моря, где в основном работал в доках. В его семье придерживались крайне левых взглядов, поэтому Эрнст присоединился к движению молодых социалистов. В 19 лет Волльвебера призвали на службу в кайзермарине (германский императорский ВМФ). К осени 1918 года молодой кочегар линейного корабля "Гельголанд" был одним из лидеров революционного движения на флоте (к тому времени он вступил в "Союз Спартака", из которого потом возникла Коммунистическая партия Германии). В начале ноября в Киле началось восстание военных моряков, сигналом к которому явился красный флаг, поднятый на "Гельголанде" матросом Волльвебером.
ПОД ПАРЛАМЕНТСКИМ ПРИКРЫТИЕМ
После установления Веймарской республики Эрнст и познакомившийся с ним в бурные революционные дни в Киле Рихард Зорге переехали в Гамбург, где вскоре возникла штаб-квартира Коммунистической партии Северной Германии. Там Волльвебер вскоре стал весьма заметной фигурой. В 1922 году он занял пост председателя Интернационала портов и доков - важной структуры Коминтерна. В сентябре 1923 года он занимался подготовкой вооруженного восстания в Германии, которое, начавшись в Гамбурге, было, однако, в считаные дни разгромлено.
В начале 1920-х годов советским и коминтерновским лидерам требовались надежные люди для выполнения совершенно особых и отнюдь не афишируемых задач, именно тогда в Москве и обратили внимание на Волльвебера. Один из руководящих деятелей Третьего интернационала Дмитрий Мануильский, занимавшийся вербовкой агентов в разных странах, в очередной раз приехал в Германию и убедил Эрнста отправиться для обучения в Советскую Россию. Здесь Волльвебер провел два года. Он осваивал основы проведения специальных операций в качестве командира диверсионной группы в случае войны между Советским Союзом и капиталистическими государствами.
В конце двадцатых годов Волльвебер вернулся в Германию. В 1928-м он был избран членом ландтага Пруссии (в либеральной Веймарской республике ратовавшие за ее ликвидацию коммунисты и нацисты имели все возможности для легальной политической борьбы), а в 1932-м - депутатом рейхстага.
Тогда же Волльвебер создал Международный союз моряков (МСМ). Эта мощная организация, отделения которой находились в 22 государствах и в 15 английских и французских колониях, субсидировалась Коминтерном, так как МСМ был прикрытием для диверсионной работы Волльвебера - клубы МСМ являлись его резидентурами (например, в Гамбурге, Бремене, Данциге, Роттердаме, Амстердаме, Копенгагене, Осло, Риге и Таллине). Там планировались операции, изготавливались мины, подделывались паспорта, инструктировались агенты. Кроме того, они использовались в качестве почтовых ящиков для связников советской разведки. Штаб Волльвебера состоял из 25 человек, подобранных им лично. Среди них были немцы, датчане, шведы, голландцы, бельгийцы, французы, англичанин.
Обычно, рассказывая о Волльвебере, многие авторы идут по одному и тому же пути: описав могущественную сеть во главе с самим товарищем Эрнстом и 25 его ближайшими соратниками, они пускаются в долгое и порой утомительное перечисление потопленных или поврежденных ими судов. Но детальное изучение всех этих акций свидетельствует: их жертвами довольно часто становились и пассажирские пароходы.
Кстати, в разных источниках приводятся различные цифры, отражающие деятельность людей Волльвебера, - от 20 успешных диверсий (причем за все время существования организации) до сотни (и только в 1930-1933 годах) и даже до 900 на одних лишь немецких судах в 1937-1939 годах.
К абсолютно доказанным успехам Волльвебера можно причислить уничтожение после оккупации Японией Маньчжурии японских судов "Тайима Мару" (на пути из Роттердама на Дальний Восток) и "Биао", а также пожар на французском лайнере "Жорж Филиппар", который помимо пассажиров вез и снаряжение для японских войск. Во время гражданской войны в Испании, как утверждают некоторые исследователи, "┘каждый пятый корабль, следовавший из Германии в Испанию, вдруг в открытом море, далеко от берегов, взрывался, а моряки спасались в шлюпках". Хотя из конкретных достижений известен лишь "Баторий".
ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННИКОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
Тем не менее коллеги очень положительно отзывались о Волльвебере. Ныне хорошо известный генерал-чекист Павел Судоплатов так писал о нем: "По пути... я проверил работу сети наших нелегалов в Норвегии, в задачу которых входила подготовка диверсий на морских судах Германии и Японии, базировавшихся в Европе и используемых для поставок оружия и сырья режиму Франко в Испании. Возглавлял эту сеть Эрнст Волльвебер, известный мне в то время под кодовым именем "Антон". Под его началом находилась, в частности, группа поляков, которые обладали опытом работы на шахтах со взрывчаткой... С группой из пяти польских агентов мы встретились в норвежском порту Берген. Я заслушал отчет об операции на польском грузовом судне "Стефан Баторий", следовавшем в Испанию с партией стратегических материалов для Франко. До места своего назначения оно так и не дошло, затонув в Северном море после возникшего в его трюме пожара в результате взрыва подложенной нашими людьми бомбы.
Волльвебер произвел на меня сильное впечатление..."
А вот что докладывал руководитель Главного управления имперской безопасности Германии Рейнхардт Гейдрих своему непосредственному шефу рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру 1 июня 1941 года: "Наряду с созданными английской секретной службой группами саботажников, целью которых еще в мирное время было уничтожение немецких судов, существовала еще более разветвленная, созданная Коминтерном террористическая организация, главной задачей которой было уничтожение судов тех государств, которые в свое время примкнули к Антикоминтерновскому блоку.
Доказано, что члены этой организации до конца 1940 года действовали в Дании и оттуда пытались снова перенести свою деятельность на территорию рейха. Руководителем этой организации был немецкий эмигрант Эрнст Волльвебер, который в 1931 году был членом общегерманского руководства РГО (Красной профсоюзной оппозиции), а в ноябре 1932 года был избран депутатом Рейхстага от КПГ. Волльвебер после своей эмиграции в Копенгаген в 1933 году стал руководителем Интернационала пролетарских моряков и портовых рабочих, который осуществлял по приказу Коминтерна акты саботажа, особенно против немецких судов. Он в значительной степени несет ответственность за организацию и активную деятельность созданных по указанию из Москвы групп саботажников в Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Голландии, Бельгии, Франции и бывших прибалтийских государствах-лимитрофах. Он осуществлял в широких масштабах закупку и транспортировку взрывчатых веществ и других материалов для саботажа и располагал большими денежными средствами, ассигнованными Коминтерном для финансирования этой организации и для оплаты агентов. После вступления немецких войск в Осло в мае 1940 года Волльвебер бежал в Швецию, где до сих пор находится в Стокгольме под арестом. Со стороны советского правительства предпринимались шаги с целью побудить шведское правительство выслать Волльвебера в Советскую Россию, так как он за свою успешную работу в Коминтерне получил советское гражданство.
Деятельность этих распространившихся на всю Европу коммунистических террористических групп включает в себя акты саботажа против 16 немецких, 3 итальянских и 2 японских судов, которые в двух случаях привели к их полной потере. Сначала преступники пытались уничтожать суда путем поджогов, но, поскольку этот способ обычно не приводил к полной потере судов, в последнее время перешли к использованию взрывчатых веществ против судов, курсирующих в Балтийском и Северном морях. Главные опорные пункты организации находятся в портах Гамбург, Бремен, Данциг, Роттердам, Амстердам, Копенгаген, Осло, Ревель и Рига
Делом рук коммунистических диверсионных групп в Дании являются, в частности, диверсии на немецком пароходе "Фила" в Кенигсбергском порту, в результате которых на пароходе "Фила" в носовой части борта на уровне ватерлинии возникла пробоина. Химические дистанционные взрыватели были доставлены на борт корабля в Рижском порту. Взрывчатка и бикфордовы шнуры, применявшиеся датской коммунистической организацией, были доставлены из Швеции. Их перевез специальный курьер из магазина мужской одежды в Мальме, где они хранились, в Копенгаген. Важнейшие сведения о деятельности Коминтерна против Германии получены также из показаний других коммунистических террористов в Дании. Например, особое значение Коминтерн придавал вербовке скандинавских моряков и привлечению их к подрывной работе, поскольку в Коминтерне считали, что в будущей войне одни лишь Скандинавские страны останутся нейтральными, в результате чего граждане этих государств будут иметь возможность совершать террористические акты в германских портах и на немецких судах. Кроме того, Коминтерн усиленно настаивал на том, чтобы скандинавы уничтожали собственные грузы, поджигая или взрывая их, если это послужит интересам Советского Союза.
Волльвебер сам отдал отдельным диверсионным группам в прибалтийских государствах и немецких портах Северного моря распоряжение завербовать на всех курсирующих в этом районе судах хотя бы одного надежного человека, который был бы наилучшим образом подготовлен к выполнению в будущем заданий Третьего интернационала. По его распоряжению была также совершена попытка организовать диверсионную группу в Данциге.
Руководящие работники Интернационала моряков и портовых рабочих, входившие в состав этих групп, среди которых был и уроженец Осло, норвежский гражданин Артур Самсинг, длительное время проживавший в Советском Союзе, были арестованы и дали подробные показания о террористических и диверсионных актах, совершенных ими против рейха по заданию Волльвебера. По поручению Коминтерна Волльвебер создал опорные пункты на островах Балтийского моря Даго и Эзеле. Завербованные на этих островах сотрудники должны были начать действовать только в том случае, если в ходе войны между Германией и Советским Союзом германские войска овладеют островами. В первую очередь планировалось совершать диверсии на базах подводных лодок, аэродромах и складах горючего".
В этих строках нет и намека на пренебрежение. В общем-то дана объективная оценка той серьезной угрозе, которую представляла для Третьего рейха сеть Волльвебера.
ПРЕДМЕТ ТОРГА
Сильный удар по диверсионной организации нанесла оккупация Германией Дании и Норвегии в апреле 1940 года. После этого Эрнсту пришлось с поддельными документами на имя гражданина Дании Фрица Келлера перебираться в Швецию. Вскоре его там арестовали и приговорили к 6 месяцам тюрьмы. Но агенты Волльвебера в Северной Европе продолжали действовать и без своего шефа.
После диверсии на финском судне в шведском порту в 1941 году Волльвебер вместе со своими главными немецкими и шведскими сподвижниками был взят под стражу вторично. На сей раз ему дали уже три года тюрьмы. И почти сразу же Москва и Берлин начали добиваться от Швеции его выдачи.
Представители немецкого правительства утверждали, что Волльвебер - подданный Германии, находящийся в розыске за совершение многочисленных диверсионных актов против немецких судов. СССР, в свою очередь, не мог допустить, чтобы в руки нацистов угодил руководитель одной из лучших его агентурных сетей, поэтому советский посол в Швеции Александра Коллонтай объявила, что Волльвебер якобы незаконно присвоил крупную сумму денег, принадлежавших первому на планете государству рабочих и крестьян. Поскольку диверсия - преступление более тяжкое, чем кража, то шведские власти оставили без внимания это заявление. Затем Коллонтай принялась утверждать, что Волльвебер - гражданин СССР (это, впрочем, было сущей правдой).
Однако на судьбу узника повлияла отнюдь не весомость приводимых дипломатами аргументов. К 1944 году стало окончательно ясно, кто побеждает в войне, поэтому советские доводы казались шведам все более и более значимыми, и, когда срок заключения Волльвебера подошел к концу, он был передан советским представителям и самолетом доставлен в Москву.
Между тем после начала Второй мировой войны на Северном и Балтийском морях происходили весьма странные ЧП, по "почерку" (очаги пожаров находились, как правило, в машинном отделении) очень похожие на волльвеберовские диверсии. Речь идет о череде пожаров на военных кораблях Германии и Швеции: 29 декабря 1939 года - на немецком эсминце "Бруно Хейнеманн", 25 января 1940 года - на эсминце "Антон Шмидт", 27 декабря 1940 года - на эсминце Z24, 15 июля 1941 года - на линкоре "Тирпиц", 17 сентября 1941 года - на шведском эсминце "Гетеборг" (вследствие разлива топлива огонь распространился на два стоявших рядом эсминца "Класс Хорн" и "Класс Угла", и в результате все три корабля погибли), 27 октября 1943 года - на немецком миноносце Т1. В первые шесть дней января 1944 года на немецком эсминце "Ягуар" произошли сразу три пожара. С 1942 года начались пожары на более мелких кораблях кригсмарине - тральщиках (только в мае 1943 года было официально зарегистрировано 15 пожаров на тральщиках серии "М") и торпедных катерах.
Можно, конечно, возразить, что участие организации Волльвебера в этих акциях не доказано. Но, во-первых, его не удалось доказать и в других случаях, во-вторых, как уже говорилось выше, сходен почерк, в-третьих, все эти пожары вряд ли были случайностью: как следует из книги Короткина "Аварии и катастрофы кораблей", на других театрах военных действий, где боевые корабли использовались не менее активно, подобные случаи практически не происходили.
Также можно предположить, что все эти пожары - дело рук британских диверсантов. Однако это предположение опровергается тем, что сами британцы на эти лавры не претендуют, хотя не скрывают заслуги своих спецслужб в ту войну. Поэтому вывод напрашивается один - арест Волльвебера не парализовал деятельность его сети.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАЛО...
Почти сразу же после окончания Второй мировой войны началась холодная война, а потому Волльвебер и его люди без дела не засиделись. Поскольку на рубеже 1940-1950-х годов вооруженным силам США и их союзников пришлось сражаться в Корее, а Франции вести борьбу с национально-освободительными движениями в Индокитае, то есть на довольно далеких ТВД, требовавших снабжения по морю, то диверсии на боевых кораблях и судах воюющих стран не заставили себя ждать.
Были взорваны британские суда "Индиан экспресс" и "Беденхэм" с грузом оружия. В апреле 1950 года под паровым котлом британского авианосца "Илластриес" обнаружили три магниевых заряда, которые непременно воспламенились бы при повышении температуры. В мае того же года в машинном отделении французского лайнера "Оран", перевозившего оружие из Марселя в Сайгон, сработала термитная бомба. В середине июня в двигателе вставшей на ремонт в Девенпорте подводной лодки был найден песок. В июле в гавани Портсмута произошли взрывы на девяти баржах с боеприпасами, через 10 дней произошла авария на находившемся в море британском миноносце "Кавендиш", позже в его машинном отделении нашли инородные тела.
Но сам Эрнст Волльвебер был в ту пору уже видным государственным мужем - министром транспорта Восточной Германии. Хотя и не долго. Важные обстоятельства вновь вернули его в разведку. Дело в том, что в 1953 году на заседании партийной комиссии, разбиравшей причины восстания немецких рабочих, жестоко подавленного с помощью советских войск, заместитель министра госбезопасности ГДР (по-немецки "Штаатсзихерхайт", отсюда и "Штази") Эрих Мильке обвинил своего шефа Вильгельма Цайссера в неспособности руководить МГБ, а также в том, что он призывал к сближению с Западной Германией. Цайссера сняли с должности, вывели из состава политбюро и Центрального комитета, исключили из СЕПГ. Статус Штази был понижен - его подчинили Министерству внутренних дел. Новым руководителем секретариата госбезопасности назначили Волльвебера, Мильке - его заместителем.
Штази в ту пору только набирало обороты, но именно тогда была проведена операция, которой гордилась бы любая разведка мира - 20 мая 1956 года работавший на ГДР Хорст Гессе вынес из штаба 522-го батальона военной разведки США два сейфа с секретными документами и доставил их в Восточную Германию.
Волльвебер добился бы многого, но однажды он поведал председателю КГБ СССР Ивану Серову о разногласиях среди руководства ГДР, считая их проявлением прозападных настроений, противоречивших линии международного коммунистического движения. Серов сообщил об этом разговоре Никите Хрущеву, а тот на обеде с обильной выпивкой сказал первому секретарю ЦК СЕПГ Вальтеру Ульбрихту:
- Почему вы держите министра госбезопасности, который сообщает нам об идеологических разногласиях внутри вашей партии? Это же продолжение традиции Берии и Меркулова, с которыми Волльвебер встречался в сороковых годах, когда приезжал в Москву.
Ульбрихт понял, что следует делать, и немедленно обвинил Волльвебера в "антипартийном поведении". Поспешил обрушиться на своего шефа и Мильке, заявивший, что тот занимается "идеологической подрывной деятельностью".
1 ноября 1957 года Волльвебер подал в отставку, сославшись на здоровье. В тот же день на посту министра госбезопасности его сменил Мильке, руководивший Штази вплоть до кончины ГДР.
Эрнст Фридрих Волльвебер умер в Берлине 5 марта 1967 года. Он ушел из жизни в разгар войны во Вьетнаме и арабо-израильского противостояния. Тогда снабжение по морю Израиля и американских войск в Индокитае имело огромное значение, но топить суда, перевозившие вооружение для армий, сражавшихся против друзей СССР, было некому - тон в разведке задавали люди уже другого поколения.