То, что Внутренние войска МВД РФ призваны непосредственно поддерживать общественный порядок на территории государства, общеизвестно. Также давно не является секретом факт, что под охраной военнослужащих ВВ находятся важные объекты страны, например, атомные электростанции. Кроме того, Внутренние войска совместно с другими силовыми ведомствами в соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" активно противодействуют этой угрозе, для чего, в частности, созданы 16 отрядов специального назначения в федеральных округах. А на территории Северо-Кавказского региона с сентября 2003 года именно командование ВВ руководит действиями Объединенной группировки по локализации бандгрупп, поиску и ликвидации тайников с вооружениями, обеспечению общественной безопасности в Чеченской Республике. Но вместе с тем эффективному выполнению всех вышеназванных задач, как стало известно "НВО" из компетентных источников в Совете Федерации РФ, мешает целый ряд не решаемых годами острейших проблем.
Так, в составе ВВ имеются разведывательные подразделения и отдельные воинские части специального назначения. Разведчики и спецназовцы с риском для жизни проверяют поступающую информацию о деятельности бандгрупп, о готовящихся террористических актах. Но вот что парадоксально. Внутренние войска согласно Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности"... не обладают правом на ее проведение. То есть фактически они незаконно действуют вот уже шесть лет на Северном Кавказе и в других российских регионах, где, например, вынуждены добывать сведения о вероятных нападениях экстремистов на те же предприятия ядерной отрасли.
Данный вопрос обсуждался еще в апреле 2004 года в Госдуме РФ на слушаниях по проблемам обеспечения борьбы с терроризмом. Тогда парламентарии предложили внести изменения в соответствующий федеральный закон. Но минуло полтора года, а воз и ныне там. Компетентный специалист, который по определенным причинам посчитал остаться неизвестным, заявил "НВО", что причина - в ведомственных интересах. Дело все в том, что основные задачи по обеспечению внутренней безопасности государства распределены между МВД, ФСБ, МЧС, ФСО, Минюстом. И только не конкретизированы и не распределены обязанности между силовиками по пресечению внутренних вооруженных конфликтов. А это как раз основное предназначение ВВ - важнейшей составляющей и правоохранительной системы, и военной организации России. Вот почему, по словам эксперта, было бы вполне уместно законодательно утвердить положение о том, что ВВ "выполняют в государстве основную роль по пресечению, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, а также решают эти задачи в мирное время с применением средств вооруженной борьбы для обеспечения внутренней безопасности РФ". В свою очередь, это даст полное право закрепить за ВВ и соответствующие разведывательные функции.
Впрочем, осложняет службу Внутренних войск... и земельный вопрос. В чем его суть? Итак, напомним еще раз, ВВ охраняют важные государственные объекты, которые включены в утвержденный правительством России соответствующий перечень. Воинские части ВВ находятся на балансе таких объектов, занимают отведенные им земельные участки и капитальные сооружения. Но в ряде случаев по разным причинам отдельные предприятия исключаются из этого перечня. В итоге военнослужащих попросту просят освободить территорию, которая передается или в частную собственность, или новому владельцу.
А куда девать тогда личный состав, семьи офицеров и прапорщиков, вооружение и технику? Не сокращать же и без того урезаемую структуру МВД, численность которой, кстати, утверждена государством. Причем на перебазирование в другие гарнизоны и капитальное обустройство в бюджете ВВ средства не предусмотрены. Как считают эксперты, надо изменить статью 4 Федерального закона о Внутренних войсках. Если важные государственные объекты выводятся из правительственного перечня, то земли, на которых располагались ВВ, передавать им безвозмездно и закреплять для оперативного управления. Таким образом, независимо от рыночной конъюнктуры будет стабильной структура самих войск и их штатная численность.
К сожалению, приходится ВВ преодолевать еще одну немалую трудность. В нашей стране химическое оружие производилось и накапливалось аж со времен Первой мировой войны. Теперь огромные арсеналы с сотнями тысяч тонн смертоносных отравляющих веществ уничтожаются в соответствии с международными договорами. Заводы по их переработке указаны в правительственном перечне как важные государственные объекты. Не дай-то бог, если с них пропадут даже граммы ОВ. А потому предприятия круглосуточно охраняют усиленные караулы ВВ.
Но для гражданских и военных специалистов, которые трудятся на таких спецобъектах, специально разработан и действует Федеральный закон "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". На них распространяются различные социальные льготы - бесплатное лечение, санаторно-курортное обслуживание, выделение жилья. Только военнослужащие ВВ всего этого лишены. Почему - непонятно...
Между тем согласно статье 44 Федерального закона о Внутренних войсках семейным военнослужащим, заключившим контракты, жилье предоставляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями, в которых ВВ охраняют важные объекты. Однако в последние десять лет из-за отсутствия целевого финансирования пресловутые квадратные метры практически не выделяются. В итоге прекращено долевое участие ВВ в жилищном строительстве. Деньги из бюджета выдаются только на квартиры для семей погибших военнослужащих, и этих денег едва хватает на обретение крыши над головой в периферийных российских регионах да сельской местности. В результате под угрозой срыва может оказаться комплектование войск военнослужащими-контрактниками.
Таким образом, по мнению экспертов, нужно не только внести соответствующие дополнения в интересах Внутренних войск в Закон "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". Необходимо распространить президентскую программу государственных жилищных сертификатов на военнослужащих ВВ, уволенных по истечению срока службы, по семейным обстоятельствам, просто нуждающихся в улучшении условий проживания.