– Ваше Превосходительство, на одном из индийских веб-сайтов была помещена информация, что Дели намерен создать военную базу в Таджикистане. Насколько это соответствует действительности и планирует ли ваша страна развертывание военных баз за рубежом?
– Это абсолютно неверная информация, которая только вводит в заблуждение мировую общественность. В рамках программы двусторонней помощи Индия принимает участие в восстановлении одного из таджикских аэродромов. Все сообщения, что моя страна намерена развернуть эскадрильи новейших истребителей в Таджикистане, лишены каких-либо оснований.
– Господин посол, министр обороны РФ Сергей Иванов уже в течение нескольких лет предпринимает попытки организовать трехсторонние российско-индийско-китайские учения. Как в Дели относятся к этой идее?
– Я не располагаю данными о каком-то конкретном предложении российской стороны по данному поводу. Однако мне известно, что министр обороны России высказывался о проведении совместных учений в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с участием стран, входящих в нее в качестве наблюдателей. Но подобные учения будут иметь совсем иной характер, чем те возможные трехсторонние маневры, о которых вы говорите.
– Не так давно появились данные о многочисленных претензиях к надежности российской военной техники и медленному выполнению заключенных контрактов. Считает ли ваша страна, как один из основных покупателей российского оружия, что ситуация в этом смысле имеет тенденцию к ухудшению?
– Действительно, в настоящее время Индия испытывает некоторые трудности с материальным обеспечением приобретенной в России военной техники. И этот вопрос мы будем решать в будущем. Россия является основным поставщиком вооружений нашей стране. В настоящее время на разных стадиях реализации находится несколько контрактов на общую сумму около 10 млрд. долларов. Значительная часть вооружений индийской армии закуплена в России. Нашу уверенность в российской технике лучше всего подтверждает то, что Индия закупает в вашей стране крупные партии танков Т-90, фрегаты и боевые самолеты фирмы «Сухой». Совсем недавно моя страна приобрела у России авианосец «Адмирал Горшков». Одной из важнейших особенностей военного сотрудничества России и Индии является тот факт, что наши отношения в военной сфере перестали быть просто отношениями продавца и покупателя. Рядом контрактов, заключенных с вашей страной, предусматривается и передача технологий. Кроме того, мы осуществляем совместные разработки и производство военной техники и совместно проводим маркетинговые исследования. Весьма наглядным примером такой деятельности является проект по созданию ракеты «Брамос», которая была разработана совместным индийско-российским предприятием. В декабре прошлого года нашими странами было подписано соглашение о защите прав на интеллектуальную собственность в области военных технологий. Это будет серьезно способствовать повышению качества российско-индийского сотрудничества в будущем.
Вполне естественно, что при таких масштабах военного взаимодействия время от времени могут возникать некоторые процедурные и технические проблемы. Нашими странами создано несколько рабочих групп, которые призваны решать эти вопросы. Я уверен, что российское правительство и ваша оборонная промышленность предпринимают все необходимые меры для решения вопроса послепродажного обслуживания военной техники. Это соответствует нашим взаимным интересам сохранения России как преимущественного партнера Индии в военной сфере.
– Индия – ядерная держава. С какой целью ваша страна создала атомную бомбу? Что вы можете сказать о ядерной доктрине Дели?
– Современные ядерные державы в самую последнюю очередь должны задавать вопрос об индийском атомном оружии. Им хорошо известна цель его создания. Они проторили этот путь. И сейчас все еще идут разговоры о разработке новых видов ядерного оружия и более эффективных средств его доставки. В такой ситуации усилия Индии в данном направлении совершенно понятны. Однако я должен сказать, что моя страна была вынуждена создать ядерное оружие. Она пошла по этому пути только тогда, когда стало совершенно ясно, что современные ядерные державы никогда не откажутся от этого оружия. И именно по этой причине мы были вынуждены принять это трудное решение.
Главной задачей Индии является решение вопросов экономического, политического, социального и технологического развития в рамках мирного строительства и укрепления демократии. Для этого необходимо поддержание мирных условий жизни на земле и обеспечение гарантий от потенциальных угроз миру и стабильности и политических императивов положения на планете.
В отсутствие намерений стран – членов ядерного клуба провести всемирное разоружение стратегические интересы Индии требуют поддержания эффективной и надежной системы сдерживания применения этого оружия и возможности нанесения ответного удара, если усилия по поддержанию режима ядерной безопасности потерпят неудачу.
Ядерная доктрина Индии включает следующие компоненты:
– создание и поддержание на минимально необходимом уровне сил и средств ядерного сдерживания;
– твердое следование принципу неприменения первыми ядерного оружия и полное исключение возможности его использования против стран, не владеющих таким оружием;
– непрерывный и жесткий контроль экспорта ядерных технологий и материалов, а также технологий создания средств доставки ядерных зарядов;
– непрерывное принятие всех необходимых мер для решения задачи освобождения мира от ядерного оружия путем проведения всеобщего, контролируемого и недискриминационного ядерного разоружения.
– Соединенные Штаты Америки объявили Центральную и Южную Азию зоной своих экономических интересов. Они отменили эмбарго на поставки вооружений в вашу страну. ВВС Индии и Америки проводят совместные учения. В каком направлении в дальнейшем будет развиваться военно-техническое сотрудничество Вашингтона и Дели?
– Нет ничего плохого в том, что США намерены и дальше расширять свое экономическое присутствие в Южной Азии. Сегодня Соединенные Штаты уже стали крупнейшим торговым партнером Индии, и мы только приветствуем увеличение американских инвестиций в экономику нашей страны. Я не понимаю, как США могут считать Центральную Азию «зоной» своих экономических интересов, если этому придается некоторый оттенок эксклюзивности. В реальности Россия и Китай, если говорить даже только в географическом смысле, просто обязаны обеспечивать еще большее присутствие в этом регионе.
В проведении совместных американо-индийских учений нет ничего нового. Это началось значительно раньше современного возобновления двусторонних связей в военной сфере. Время от времени Индия проводит совместные военные учения с рядом других стран, включая Россию, и мы хотели бы, чтобы именно с вашей страной проводилось больше совместных маневров. Как вы правильно отметили, США отменило эмбарго на поставки вооружений в Индию. Этот факт сам по себе подчеркивает, какое сопротивление придется преодолеть Америке и какой долгий путь придется преодолеть до того момента, когда техническое сотрудничество двух наших стран выйдет на серьезный уровень. США хотят создать для себя рынок в нашей стране и конкурировать на нем с другими государствами.
– Некоторые политики нашей страны верят, что Россия, Индия и Китай намерены создать «трехсторонние силы», некий военный блок. Нужен ли такой альянс в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Как Индия относится к организации военных союзов с ее участием?
– Мне до сих пор не попадались какие-либо серьезные данные о политиках, выступающих с предложениями о создании военного блока с участием России, Индии и Китая. Я также не знаю политиков в Индии, которые выступали бы с выдвижением подобной идеи. Она не соответствует внешней и оборонной политике, которой моя страна следует вот уже на протяжении почти шести десятков лет. Индия никогда не делала ставку на военную силу. Даже во времена холодной войны, когда существовали такие блоки, она оставалась в стороне от военных союзов, твердо и последовательно придерживалась политики неприсоединения.
Сегодня холодная война закончилась, и тенденции к объединению военных и политических сил в блоки прекратились. В наше время не имеет никакого смысла размышлять о подобных предложениях. Однако это совсем не означает, что Россия, Индия и Китай не способны изменить свои взгляды или предпринять определенные усилия в направлении решения каких-то проблем. В настоящее время три наши страны ведут определенные переговоры, однако они не направлены против какого-то конкретного государства. Этот триалог не предполагает намерения создать атмосферу соперничества или обострения обстановки. Его истинной целью является гармонизация и приведение в состояние полного соответствия совершенно различных интересов. Три наши страны полностью разделят точку зрения на некоторые глобальные проблемы XXI столетия и в трехстороннем формате сотрудничают в направлении противодействия вызовам и угрозам нового века, включая борьбу с мировым терроризмом и распространение наркотиков. Существуют большие перспективы экономического сотрудничества России, Индии и Китая, включая торговлю, инвестиции, банковскую сферу, транспорт, сельское хозяйство, энергетику и высокие технологии.
– России и Индии приходится воевать с терроризмом. Каким образом наши страны могут сотрудничать в этой области?
– В отношении международного терроризма взгляды России и Индии полностью совпадают. Мы выступаем против двойных стандартов. Мы глубоко симпатизируем российскому правительству и русским людям, которые пострадали от атак боевиков. Такие же настроения существуют в России в отношении Индии. Наши страны имеют большой опыт борьбы с террором. Они в равной степени пострадали от него. Россия поддерживает индийский проект Всесторонней конвенции по международному терроризму. В декабре 2002 года наши страны подписали Меморандум о взаимопонимании по борьбе с терроризмом, и созданная на его базе Объединенная рабочая группа уже провела три встречи, на которых обсуждалась эта проблема.
Из досье «НВО»
Канвал Сибал родился в 1943 году. В 1966-м поступил на дипломатическую службу. Работал в Париже третьим и вторым секретарем посольства (1968–1973 годы), являлся заместителем секретаря МИДа по особым поручениям (1973–1975 годы). В 1975–1976 годах учился в Оксфордском университете. Затем был помощником специального представителя Индии в Дар-эс-Саламе (Танзания, 1976–1979 годы). В 1980–1982 годах – консул в Лиссабоне (Португалия). В 1982–1985 годах – заместитель главы миссии в Катманду (Непал). С 1986 по 1989 год занимал пост директора-администратора по Западной Европе в Министерстве иностранных дел. В 1989–1992 годах – посол в Турции. С 1992 по 1995 год был заместителем посла в США. В 1995–1998 годах – посол в Египте. В 1998–2002 годах – посол во Франции. После этого стал заместителем министра иностранных дел. 20 сентября 2003 года назначен послом Индии в Российской Федерации.
Бакалавр юриспруденции, кандидат филологических наук. Владеет английским, французским, португальским и испанским языками.