0
8593
Газета Спецслужбы Интернет-версия

26.01.2007 00:00:00

Музей «Гороховая, 2»

Тэги: гороховая, вчк, музей


В Санкт-Петербурге, напротив здания Адмиралтейства, находится старинный четырехэтажный особняк, возведенный в конце XVIII века известным архитектором Джакомо Кваренги для лейб-медика императрицы Екатерины барона Фитингофа. Ныне здесь размещен музей, который, к сожалению, не известен широкой публике, поскольку не включен в перечень основных достопримечательностей Северной столицы. А между тем его экспозиция, пожалуй, могла бы заинтересовать многих людей, ведь посвящена она политической полиции России и органам госбезопасности.

ДО РЕВОЛЮЦИИ...

Почему музей разместился именно в этом доме?

После смерти Фитингофа особняк был выкуплен городской казной у его наследников, и с 1804 года в нем расположились «губернские присутственные места», то есть часть администрации Санкт-Петербурга. Факт этот интересен еще и потому, что здесь трудились будущие декабристы Кондратий Рылеев и Иван Пущин.

С конца 1877 года дом передается санкт-петербургскому градоначальнику, для служебной квартиры которого со стороны двора пристраивается пятый этаж. При высшем столичном должностном лице, ведавшим административно-полицейскими вопросами, непосредственно в помещении бывших присутственных мест размещаются Отделение по охране общественной безопасности и спокойствия, или хорошо знакомая нам охранка, а по соседству – губернское жандармское управление. Правда, затем они сменили адреса: губернское жандармское управление в 1898 году перебралось на Миллионную улицу, 11; в 1906-м Охранное отделение переехало в бывшую квартиру Александра Сергеевича Пушкина на набережную Мойки, 12.

Именно в доме на Гороховой, 2 24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в градоначальника генерала Федора Трепова. Сюда привозили покушавшихся на жизнь императора Александра II народовольцев Александра Соловьева, Николая Рысакова, Николая Кибальчича, других менее именитых государственных преступников.

В мемориальном кабинете, ныне воссозданном в интерьерах конца XIX века, после Трепова восседал жандармский подполковник Георгий Судейкин – несмотря на столь скромный чин, фактически являвшийся руководителем российской политической полиции и впоследствии убитый собственным агентом – знаменитым провокатором Сергеем Дегаевым...

...И ПОСЛЕ

По иронии судьбы, в том же доме в течение 80 дней – в декабре 1917-го – марте 1918 года – будет находиться Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а ее председатель, «рыцарь революции» Феликс Дзержинский ненадолго займет кабинет Трепова и Судейкина...

До окончания строительства широко известного в Ленинграде-Петербурге «большого дома» на Литейном проспекте в старом особняке располагались питерские подразделения ВЧК и ОГПУ. 30 августа 1918 года в подъезде дома эсер Канигиссер застрелил председателя Петроградской чрезвычайной комиссии Моисея Урицкого.

Между прочим, еще в 1925–1929 годах в особняке существовал первый Музей ВЧК-ОГПУ, правом посещения которого обладали все члены ВКП(б). Его появлению предшествовало следующее обращение Дзержинского к сотрудникам органов ОГПУ от 13 марта 1925 года:

«Дорогие товарищи!

История ВЧК-ОГПУ как органа диктатуры пролетариата имеет громадное значение не только при изучении Октябрьской революции и последовавшей затем борьбы за сохранение и укрепление власти пролетариата, но и практическое для европейского в его борьбе с капитализмом.

В будущем историки обратятся к нашим архивам, но материалов, имеющихся в них, конечно, совершенно недостаточно, так как все они сводятся в громадном большинстве к показаниям лиц, привлекавшихся к ответственности, а потому зачастую весьма односторонне освещают как отдельные штрихи деятельности ВЧК-ОГПУ, так и события, относящиеся к истории революции. В то же время кадры старых чекистов все больше распыляются, и они уносят с собой богатейший материал воспоминаний об отдельных моментах, не имеющих зачастую своего письменного отражения.

Поэтому мы, учитывая необходимость подбора материалов, которые полностью и со всех сторон осветили бы многогранную работу всех его органов, обращаемся ко всем старым чекистам с просьбой заняться составлением воспоминаний, охватывая в них не только работу органов ВЧК в разных ее направлениях, но и политическую и экономическую, сопровождающую описываемые события, а также характеристики отдельных товарищей, принимавших активное участие в той или иной работе, как из числа чекистов, так и местных партийцев вообще».

Но Дзержинский потребовал: «Все составленные таким образом материалы считаются совершенно секретными, пишутся от руки, на машинках не перепечатываются и в подлинниках (не оставляя у себя копии) направляются через фельдъегерский корпус лично в адрес заместителя председателя ОГПУ». И это во многом сказалось на историографии советских органов госбезопасности. В дальнейшем, в ходе проведения репрессий и чисток, бесценные документы были уничтожены.

И БЕНКЕНДОРФ, И КАЛУГИН

Чуть более тридцати лет назад в особняке Фитингофа, который еще в 1918 году был взят под охрану государства как памятник архитектуры и истории, открылся Мемориальный музей-кабинет Дзержинского, от которого и ведет свою родословную сегодняшний музей «Гороховая, 2» – филиал Петербургского музея политической истории России.

Есть тут свои герои и антигерои. От первого шефа жандармов и начальника Третьего отделения Александра Бенкендорфа до Николая Клеточникова, проникшего в святая святых политического сыска империи по заданию народовольцев. Или от друга Пушкина Ивана Липранди, по мнению многих литературоведов, выведенного в образе главного героя Марио в повести «Выстрел», до Федора Достоевского, проходившего обвиняемым первой категории по делу «противоправительственного кружка» петрашевцев.

Одним из интересных экспонатов этого дореволюционного раздела музея является картина Лупанова, запечатлевшего взрыв кареты Александра II 1 марта 1881 года, – художник оказался случайным свидетелем этого события.

В других залах представлена история советских и нынешних российских органов государственной безопасности. На первоначальном этапе существования музея немалую помощь ему в пополнении экспозиции оказывало Ленинградское управление КГБ, а затем УФСБ по г. Санкт-Петербургу.

Среди экспонатов, кстати, – фотография руководителей областного управления КГБ, на которой (среди прочих) запечатлен и небезызвестный генерал Олег Калугин. И это понятно: он, подобно многим другим, скажем так, «негативным персонажам», тоже навеки неотделим от недавнего прошлого страны.

– Мы видим свою задачу в том, чтобы донести до наших современников свидетельства прошедших эпох, – говорит директор музея Людмила Михайлова. – Мы не стремимся расставлять каких бы то ни было оценок – это дело историков и профессионалов других специальностей, мы же обязаны показать историю в наших экспонатах, рассказать о ней, в том числе и через судьбы конкретных людей┘

Олег Максимович Хлобустов – полковник запаса, эксперт Фонда национальной и международной безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1184
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
730
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1428
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1389

Другие новости