Вскоре, очевидно, лишь президент РФ будет решать, сколько разведчиков нужно России и какие льготы им устанавливать. Такую норму 24 января окончательно утвердили депутаты Государственной Думы, приняв в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О внешней разведке». Теперь документ должны рассмотреть сенаторы в Совете Федерации, а затем он отправится на подпись к Владимиру Путину.
АПОЛИТИЧНОЕ ВЕДОМСТВО
Напомню читателям, что Федеральный закон «О внешней разведке» вступил в силу 10 января 1996 года. В 2000 году его слегка подкорректировали. А теперь решили подправить еще раз. Однако каких-либо значительных новшеств в регламенте, определяющем порядок прохождения службы сотрудниками СВР, нет.
Изменения коснулись главным образом 17-й статьи закона – «Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации». Теперь в соответствии с ее требованиями в СВР будут служить только граждане России, не имеющие двойного гражданства. В прежней редакции подобное ограничение отсутствовало. «Бойцам невидимого фронта» запрещается заниматься политической деятельностью, входить в состав политических партий и самим создавать какие-либо объединения, преследующие политические цели.
Правда, не совсем понятно, как последнее требование будет распространяться на категорию граждан, к которой, согласно подправленному Закону, относятся «не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы» (то есть внешнюю разведку. – В.И.).
18-я статья действующего Закона о СВР гласит, что «сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации для выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки Российской Федерации занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях». Но ни для кого не секрет, что сегодня партийная принадлежность является далеко не последним критерием профпригодности к службе в ветвях исполнительной власти. И партийный нейтралитет работающего здесь сотрудника наверняка будет вызывать определенные вопросы. Тем более что «должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки Российской Федерации».
Оговорены в поправках к Закону и условия перевода сотрудников СВР в другие ведомства или расторжения контрактов с ними, если они не соответствуют предъявляемым требованиям, касающимся профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья или каким-то другим требованиям, установленным федеральным законодательством.
В доработанном ФЗ еще раз повторена и обязательность государственной дактилоскопической регистрации сотрудников спецслужбы в соответствии с законодательством РФ. Впервые эта норма появилась еще в 1996 году. Остается только гадать, зачем о ней специально заговорили еще раз.
БОРЬБА С КАДРОВЫМ НЕДУГОМ
Как сообщил «НВО» ветеран Службы внешней разведки полковник в отставке Станислав Лекарев, принятие поправок к Закону о СВР направлено на дальнейшее укрепление кадровой основы этого ведомства. «Сегодня совершенствование данной законодательной нормы весьма актуально. Ни для кого не секрет, что после 1991 года наша служба потерпела огромные потери. Из нее по разным причинам было уволено много классных специалистов. Немало высокообразованных сотрудников ушло из службы по собственной инициативе. Часть из них просто уехала за пределы России», – пояснил собеседник.
По его словам, в то время профессионалы такого класса были очень востребованы во многих вновь образующихся структурах, включая банки, крупные и мелкие фирмы, различные предприятия, заинтересованные в организации экспорта своей продукции за рубеж, и в немалой степени в криминальных группировках, начинавших приспосабливаться к новым формам экономических отношений.
«К настоящему моменту уже многое сделано для борьбы с этим кадровым недугом СВР. Существенно повышена заработная плата. Действует очень приличная система льгот. Все это позволило повысить благосостояние людей. Кадры внешней разведки практически перестали разбегаться. Что кривить душой, в прошлые времена вербовка сотрудников нашего ведомства зарубежными спецслужбами в большинстве случаев основывалась на материальном интересе и неудовлетворенности своим финансовым положением. Я не помню, чтобы кто-то из предателей ушел за рубеж только из-за того, что лютой ненавистью ненавидел коммунизм. Все они хотели иметь много денег, жить, ни в чем себе не отказывая. Одним из способов противодействия этому является обеспечение достойного образа жизни разведчикам и членам их семей. Конечно, улучшить материальное положение до уровня западных коллег – очень непростая задача, которую полностью можно будет решить только в далеком послезавтра. Но нужно делать все, чтобы люди, часто рискующие очень многим и даже жизнью, получали достойное вознаграждение за свой тяжелый и нелегкий труд», – сказал ветеран.
Наделение президента России единоличными полномочиями по определению численности СВР, а также состава и размеров льгот ее сотрудникам Станислав Лекарев считает вполне разумной мерой. По его мнению, это позволит более гибко управлять данной спецслужбой, располагающей все-таки довольно ограниченным бюджетом. Реальная потребность в специалистах СВР находится в постоянной динамике и определяется ситуацией в мире. Поэтому вполне разумно, что именно главе государства, владеющему всей информацией, предоставлено право определять, сколько стране необходимо разведчиков. «Это позволит исключить всякие конъюнктурные и политические соображения, которые после распада СССР преимущественно ставились во главу угла при принятии кадровых решений, что сильно подорвало авторитет и эффективность спецслужб, поскольку очень часто решения принимались, исходя совсем не из принципа целесообразности», – подчеркнул Лекарев.
Пожелавший остаться неизвестным эксперт заявил «НВО», что дактилоскопический контроль был прописан еще в законе, принятом в начале 1996 года и доработанном в 2000 году. Однако он весьма негативно относится к обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников СВР. Эксперт подчеркнул, что в самой технологии реализации этой процедуры (съем отпечатков, их описание, введение в базу данных, ее защита, обновление и т.д.) создает множество предпосылок для утечки информации. Как заметил профессионал, сегодня, несмотря на все принимаемые меры защиты и заверения начальствующих инстанций различных ведомств, на черном рынке появляются самые различные специализированные базы данных, которые должны храниться за семью печатями.
«Из этих баз специалист может почерпнуть море сведений на российских граждан. Вы только представьте себе, что может произойти, если информация на совсем небольшом оптическом диске с отпечатками пальцев разведчиков попадет в руки агентов зарубежных спецслужб. Такие сотрудники СВР уже никогда не смогут выехать за рубеж. А это уже просто катастрофа. Ровно год назад директор Службы генерал Сергей Лебедев в интервью одной из газет объяснил, что перед тем, как взять человека на службу, его тщательно изучают в течение трех-четырех лет. Оцениваются интеллектуальные и морально-волевые качества, коммуникабельность кандидата. Если он прошел отбор, его затем в течение нескольких лет очень серьезно готовят к будущей деятельности. И вдруг из-за какой-то случайности или предательства человек попадает в досье иностранных контрразведчиков! Как тогда в разговоре с журналистами выразился генерал Лебедев, все усилия и огромные деньги полетят псу под хвост. Предатели, сдававшие контрразведывательным органам за рубежом своих коллег и агентов, наносили огромный ущерб разведке. Но все-таки они имели ограниченный доступ к информации и могли рассказать своим новым начальникам только о сравнительно небольшом количестве бывших сослуживцев, а тем более о завербованных агентах. А если в одном наборе сдать отпечатки пальцев всех сразу. Это страшно», – заключил специалист.
Однако все источники согласны в одном: разведчики служат не правящей партии, а стране, и поэтому они должны быть вне каких-либо политических образований. Сотрудникам зарубежных спецслужб тоже запрещено становиться «товарищами по партии». В разведывательных ведомствах США разработаны особые инструкции, регламентирующие политические амбиции сотрудников. Там подробно расписано, что им разрешено делать на политической ниве, а что – строго запрещается.
Выступают источники «НВО» и за то, чтобы в спецслужбы попадали люди без двойного гражданства, имеющие только один паспорт – российский. «Но вот как же тогда считать сотрудниками завербованных агентов, живущих в своих странах и под своими настоящими паспортами? Закон тут надо бы как-то подработать», – шутят разведчики.