25 июня Центральное разведывательное управление США передало в Архив национальной безопасности рассекреченные документы, посвященные деятельности сотрудников Лэнгли в 1950–1970-е годы. Резонанс последовал незамедлительно.
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
При этом внимание всех ведущих мировых СМИ, естественно, привлекли материалы, раскрывающие подробности готовившихся покушений на жизнь лидеров ряда иностранных государств, в том числе Патриса Лумумбу и Фиделя Кастро, а также относящиеся к работе главного шпионского ведомства Америки по выведыванию тайн главных противников США той поры. В частности, любой желающий теперь имеет возможность ознакомиться с анализом внутренней политики СССР и Китая с 1953 по 1973 год, с экспертными оценками двусторонних отношений между Москвой и Пекином в этот период; узнать, какими сведениями располагало ЦРУ о военных программах стран Варшавского договора и т.п.
147 документов на 11 тыс. страницах о СССР и Китае стали доступными в соответствии с программой «общественного контракта», в рамках которой в Лэнгли решили раскрывать свои проведенные в прошлом операции и исследования. «Мы верим, что эта коллекция готова к рассекречиванию и настало время это сделать», – сказал представитель ЦРУ Джордж Литтл журналистам. Отвечая на вопрос, не повлияет ли подобный шаг на отношения между Россией, Китаем и США, Литтл заявил, что не может сегодня давать какие-то комментарии по данной теме, поскольку все это – дела давно минувших дней.
Конечно, о том, как воспримут в Москве и Пекине нынешние откровения американских «рыцарей плаща и кинжала», остается только гадать. Однако уже сейчас очевидно, что представленные документы вызвали бурю возмущения в самих Соединенных Штатах. Ибо наибольший интерес для американцев, традиционно весьма остро реагирующих на проявление малейших признаков ущемления своих прав и свобод, вне всякого сомнения, представляют материалы, которые фигурируют под общим названием «фамильные драгоценности». В них содержатся свидетельства о противозаконной деятельности Центрального разведывательного управления внутри США в течение почти 25 лет. Американцы смогли воочию убедиться в том, что ЦРУ нарушало права своих сограждан и занималось деятельностью, не совместимой с его функциональным предназначением.
Правда, Майкл Хейден, теперешний шеф Лэнгли за четыре дня до появления рассекреченных материалов в Интернете заявил, что они относятся лишь к «истории ЦРУ» и никак не связаны с сегодняшним днем возглавляемого им ведомства. «Документы дают представление совершенно о другом времени и совершенно другом управлении», – подчеркнул Хейден.
В свою очередь, директор Архива национальной безопасности (АНБ) Том Блантон сообщил журналистам, что документ, который столь взволновал американскую общественность, был подготовлен в 1975 году специалистами Министерства юстиции США и никогда не публиковался. Блантон также отметил, что после многократных обещаний разведчиков стать более открытыми для общества «это первый случай добровольного предоставления ЦРУ в открытое пользование вызывающих большую полемику материалов».
ИСТОРИЯ БЕЗЗАКОНИЯ
Более 30 лет назад ЦРУ попало в весьма щекотливое положение. Бывший руководитель управления Роберт Гейтс в своих мемуарах, вышедших под заголовкам «Из тени», назвал тот период, относящийся к 1975 году, худшим в истории своего ведомства.
Все началось с того, что одно из влиятельнейших американских изданий – газета New York Times – в конце 1974 года напечатало статью известного журналиста Сеймура Херша об операции, которую сотрудники Лэнгли проводили против антивоенного движения в Соединенных Штатах. Публикация произвела эффект разорвавшейся бомбы. Из нее граждане США узнали, что Центральное разведуправление, нарушая Билль о правах и собственный устав, в котором ему запрещается проводить любые акции на территории своей страны, непрерывно следило за американцами.
Толчком к проведению операции «Хаос» послужило появление на страницах калифорнийского журнала Ramparts разоблачительного материала, в котором излагались факты о выделении некоторым неправительственным организациям средств из фондов ЦРУ. В Лэнгли эту статью сочли за проявление нелояльности и даже заподозрили главного редактора издания в связях с разведками СССР и других социалистических стран. За ним было установлено плотное наблюдение. Год за годом масштабы этой операции росли семимильными шагами. К тому моменту, когда американцы узнали о нарушении их личных свобод и гражданских прав, ЦРУ удалось собрать огромное досье. В нем фигурировали имена около 300 тыс. человек. Причем 10 тыс. из них постоянно находились под «колпаком». В этот список входили не только простые граждане, но и члены Конгресса и некоторые сотрудники Белого дома.
Возмущенные законодатели из обеих палат американского парламента сразу же после публикации статьи Херша потребовали создать специальные комиссии для расследования деятельности ЦРУ и проверки обвинений журналиста. В Сенате и в Палате представителей были проведены самостоятельные слушания. Директору ЦРУ Уильяму Колби пришлось по нескольку раз в неделю давать показания конгрессменам. В таких условиях, которые Роберт Гейтс назвал «истерией», деятельность Лэнгли была практически остановлена.
Но вот что любопытно. Выяснилось, что еще 9 мая 1973 года Джеймс Шлесинджер, возглавлявший в ту пору ЦРУ, подписал директиву о создании файла документов, касавшихся деяний спецагентов управления на территории США. Она появилась после того, как была вскрыта причастность двух ветеранов ведомства к «грязным делишкам» президента Никсона в связи с уотергейтским скандалом. В директиве также вменялось в обязанность руководителям высшего звена ЦРУ немедленно докладывать обо всех текущих или прошлых действиях своих сотрудников, выходящих за рамки полномочий, предоставленных управлению в соответствии с законом.
Однако в том же мае месяце 1975-го Шлесинджер покинул пост шефа Лэнгли и занял должность министра обороны. На его место заступил Уильям Колби, являвшийся заместителем директора ЦРУ по оперативной работе. На его долю и выпал труд по составлению 693-страничного документа. В 1975 году он вместе с соответствующей пояснительной запиской, получившей название «перечень Колби» и содержащей 18 претензий законодательной власти к шпионскому ведомству, был положен на стол президенту Джеральду Форду. Новоявленному директору ЦРУ пришлось отдуваться за все прошлые беззакония своего ведомства в обеих палатах американского парламента.
СВОИ И ЗАРУБЕЖНЫЕ «КЛИЕНТЫ»
Разумеется, название «фамильные драгоценности» звучит несколько иронично. О каких «драгоценностях» можно говорить, если речь идет о документах, в которых повествуется о многочисленных случаях неблаговидной деятельности тайных агентов, направленной против своих сограждан. Впрочем, если посмотреть с другой стороны, то есть с той точки зрения, что ценные семейные реликвии всегда хранятся в тайниках и не демонстрируются посторонним людям, то появление такого названия приобретает некоторую логику.
В рассекреченных документах ЦРУ содержатся записи разговоров журналистов, сведения о похищении людей, о проведении обысков без соответствующих санкций и планы устранения нежелательных лиц. К числу претензий, выдвинутых в адрес Лэнгли, относится, в частности, незаконное удержание в середине 1960-х годов советского перебежчика Юрия Носенко, который провел под домашним арестом около двух лет, слежка за журналистом Джэком Андерсоном и его коллегами, в том числе Бриттом Хьюмом, нынешним ведущим на телеканале «Фокс» и Лесом Вайттеном, редактором вашингтонского бюро того же канала. В поле зрения агентов ЦРУ попали и многие другие сотрудники американских СМИ, например, репортер газеты «Вашингтон пост» Майкл Гетлер, журналисты Роберт Аллен и Пол Скотт, являвшиеся членами Коммунистической партии США.
Кроме этого, ЦРУ с 1953 по 1973 год проводило незаконную перлюстрации писем, присылаемых в Соединенные Штаты из СССР. А с 1969 года в течение трех лет проверяло послания, поступающие на адреса американских граждан из Китая. В опубликованных документах содержатся сведения о том, что управление испытывало новое оборудование электронного прослушивания телефонных переговоров на внутренних линиях, а его агенты от лица своего ведомства пользовалось поддельными документами, нарушая тем самым законодательство различных штатов. Есть в рассекреченных материалах и данные о том, что разведывательное ведомство проводило эксперименты по модификации поведения ничего не подозревающих об этом американских граждан и незаконно использовало детектор лжи с шерифом города Сан-Матео в штате Калифорния...
После 11 сентября 2001 года спецслужбы США, бьет тревогу американская общественность, снова принялись использовать незаконные методы, включая нарушение прав человека при допросах, прослушивание телефонных переговоров без разрешения судебных инстанций, содержание под стражей без соответствующих санкций и другие нарушения конституции. Все это свидетельствует о том, что профессионалы из Лэнгли, прочие мастера тайной войны, состоящие на службе у правительства Соединенных Штатов, все еще продолжают идти своим уже проверенным путем. Хотя директор АНБ Том Блантон и заметил, что проводить параллели между программами ЦРУ, возникшими вслед за событиями «черного вторника» шесть лет назад, и прошлыми деяниями этого ведомства было бы «неосторожно».