0
1806
Газета Спецслужбы Интернет-версия

10.08.2007 00:00:00

«Зефир» и его боевая подруга

Владимир Антонов

Об авторе: Владимир Сергеевич Антонов - ведущий эксперт Кабинета истории внешней разведки.

Тэги: разведка, мукасей


Сначала – несколько строк из «Календаря дат и событий» ИТАР-ТАСС на август 2007 года: «100 лет назад (1907) родился М.И.Мукасей, деятель российских органов государственной безопасности, почетный сотрудник госбезопасности, полковник...»

ОДНИ ИЗ НЕМНОГИХ

Следует подчеркнуть, что операции разведчиков-нелегалов всегда были окружены плотной завесой секретности. Виртуоз-профессионал, не допустивший ни единого промаха и, к счастью, избежавший провала, обречен оставаться неизвестным общественности. А потому высшей оценкой достигнутых им результатов является лишь признание коллег да награды, которые и показать-то подчас никому нельзя.

В то же время о некоторых офицерах СВР широкая публика узнавала. Но случалось нечто подобное лишь тогда, когда разведчик подвергался аресту в стране пребывания, как правило, в результате предательства, как это произошло, например, с Вильямом Фишером (Рудольфом Абелем) или Кононом Молодым.

Но были и другие нелегалы, которым удалось благополучно проработать весь отпущенный им срок и получить по решению руководства Службы внешней разведки за свой непомерный труд малую часть причитающегося им признания от сограждан. Среди них – и супруги Мукасеи. Впрочем, и о деятельности Михаила Исааковича и Елизаветы Ивановны за кордоном можно рассказать не многое.

«Если страна нас не знала, значит, мы ее не подвели», – считают разведчики, 22 года находившиеся на боевой работе в особых условиях.

ОТ КУЗНИЦЫ ДО РАЗВЕДШКОЛЫ

Михаил Мукасей появился на свет 13 августа 1907 года в Белоруссии в десяти километрах от Слуцка в семье потомственных деревенских кузнецов. В родном Замостье, где жили почти одни поляки, окончил 4-летнюю сельскую польскую школу. В совершенстве овладел польским языком и катехизисом. Отец с детства приучал Мишу к кузнечному делу: подростком он был подмастерьем, а к 17 годам мог уже работать самостоятельно.

Но Михаил хотел учиться. Услышав, что в Ленинграде есть Институт труда, он решил ехать туда.

Северная столица произвела ошеломляющее впечатление на молодого человека. Восхищенный, он пришел в институт, но с огорчением узнал, что для поступления требуются направление и рекомендации, которых у него не было. Учебу пришлось отложить. Через биржу труда он получил место подметальщика на Балтийском судостроительном заводе. Парнем он был работящим, участвовал в общественной жизни большого предприятия, поступил на вечернее отделение рабфака. Через некоторое время Михаила перевели в кузнечный цех, где он очень быстро снискал уважение среди рабочих. В 1929 году его приняли в Коммунистическую партию. Получив на рабфаке среднее техническое образование, Мукасей решил поступать в Ленинградский государственный университет.

С 1929 по 1935 год Михаил – студент экономико-географического факультета ЛГУ. Здесь он и познакомился со своей будущей женой ≈ студенткой биологического факультета...

Из биографической справки:

Елизавета Мукасей (в девичестве – Емельянова) родилась 9 марта 1912 года в Уфимской губернии в бедной рабочей семье. В конце 1917 года, спасаясь от голода и разрухи, семья переезжает в Ташкент. Лиза попадает в интернат, успешно заканчивает среднюю школу. В 1929 году поступила в Ленинградский университет. Окончив ЛГУ, некоторое время работала преподавателем, а затем ≈ директором школы рабочей молодежи.

...Михаил Мукасей с увлечением грыз гранит науки. Это было замечено, а потому выпускника университета откомандировали для продолжения учебы в Ленинградский институт востоковедения, где он штудировал бенгальский и английский языки.

В 1937 году Мукасей неожиданно получил повестку, в которой ему предписывалось явиться в ЦК ВКП(б). Его и нескольких других сравнительно молодых людей принял членом Политбюро Георгий Маленков. После беседы с ним Михаилу объявили, что он направляется на учебу в разведшколу Разведупра Генштаба РККА.

ИСТОЧНИКИ В ГОЛЛИВУДЕ

Уже в июле 1939 года Мукасей оказался за кордоном в качестве резидента советской военной разведки. Вместе с женой и двумя детьми он был направлен в долгосрочную загранкомандировку в США. Работать предстояло в Лос-Анджелесе под прикрытием советского консульства.

Лос-Анджелес ≈ один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров на тихоокеанском побережье Соединенных Штатов – тем не менее для военной разведки особого оперативного интереса не представлял. Но не забудем, что одним из районов города был знаменитый на весь мир Голливуд. А проживавшие там звезды кино, писатели, интеллектуалы были вхожи в высшие американские политические сферы...

Со многими знаменитостями у супругов Мукасеев сложились теплые, доверительные отношения. Писатель Теодор Драйзер звал их просто Майкл и Лиза. Часто захаживал в гости замечательный музыкант Леопольд Стоковский. Супруги близко сошлись с Чарли Чаплиным, были знакомы с Мэри Пикфорд, Дугласом Фербенксом, Уолтом Диснеем.

От Мукасея шла важная информация, которая высоко оценивалась в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Центр поставил перед резидентурой конкретный вопрос: «Что будут делать японцы?». Источники Михаила подтвердили сообщение, переданное из Токио другим военным разведчиком ≈ Рихардом Зорге: «Япония на войну с СССР пока не решится». Так и благодаря Мукасею дивизии сибиряков перебросили с Дальнего Востока на запад, на защиту столицы Советского Союза.

Во время пребывания в США впервые пересеклись оперативные пути Михаила Мукасея и легендарного разведчика-нелегала НКВД Василия Зарубина, который впоследствии порекомендовал своему руководству обратить внимание на супругов как на возможных кандидатов для нелегальной работы за рубежом.

ОПЕРАТИВНАЯ ГЕОГРАФИЯ

В 1943 году Михаил Исаакович с семьей возвратился в Москву. Он был назначен заместителем начальника учебной части специальной разведывательной школы и практически сразу же окунулся в процесс подготовки сотрудников, которым предстояло действовать за границами СССР в условиях военного лихолетья. В этой деятельности Мукасею помогали не только превосходное владение иностранными языками, но и опыт, приобретенный за время командировки в Соединенных Штатах.

Елизавета Ивановна с 1943 по 1950 год была секретарем художественного совета МХАТа.

В середине 1950 года Михаила Мукасея пригласили для беседы на Лубянку и предложили работать в особых условиях. Мукасей выразил сомнения: будет ли ему по плечу возлагаемая на него задача. Но присутствовавший на беседе Зарубин уверенно заявил: «Ты справишься».

Не просто перевоплотиться в «иностранца» на долгие годы. Ведь Михаил Исаакович и Елизавета Ивановна вступали на стезю разведчиков-нелегалов уже взрослыми людьми, имея двух несовершеннолетних детей – дочь и сына. Но выбор был сделан.

Через некоторое время Михаил Мукасей (оперативный псевдоним ≈ «Зефир») выезжает в одну из западноевропейских стран. Спустя два года на помощь к своему мужу отправилась Елизавета Ивановна (оперативный псевдоним ≈ «Эльза»).

Началась активная работа разведчиков-нелегалов. Радист резидентуры «Эльза» безотказно поддерживала двустороннюю связь с Центром в течение всего срока командировки. На Лубянку потекли бесперебойные ручейки исключительно важной и надежной информации.

Через несколько лет по согласованию с Центром «Зефир» и «Эльза» переехали в одно из государств Американского континента, где вновь открыли «горячую линию» на Москву. И снова в эфире звучали позывные разведчиков-нелегалов. Оперативная география Мукасеев была довольно обширной: им пришлось выполнять задания на нескольких континентах. По возвращении на родину опытные разведчики занимались подготовкой молодых нелегалов, отдавая их воспитанию и обучению свои силы и знания.

За успехи, достигнутые в разведывательной работе, полковник Михаил Мукасей был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны и Красной Звезды, многими медалями, в том числе «За боевые заслуги», а также нагрудным знаком «Почетный сотрудник госбезопасности». Была отмечена боевыми наградами и его супруга – почетный сотрудник госбезопасности подполковник Елизавета Мукасей.

В заключение хочется привести слова, высказанные Михаилом Исааковичем в беседе с одним из журналистов:

«Что вообще для разведчика наиболее важное? Слава? Но она, если и приходит, то только в результате провала. Так, может, лучшая награда и свидетельство успеха ≈ все-таки безвестность? Ну и стенд, посвященный нам в Кабинете истории внешней разведки в Ясеневе...»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1350
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
871
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1242
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
819

Другие новости