В этом году 20 декабря отмечается 90-летие со дня создания органов государственной безопасности. После Октябрьской революции 1917 года наибольшую угрозу для новой власти представляли боевые подпольные организации белогвардейских офицеров, саботаж старых царских чиновников, бандитизм, разгул анархии и пьяные погромы. В это же время все чаще стали выявляться и агрессивные действия так называемых «союзников»: был уже очевиден и внешний фронт. В записке Ф.Э.Дзержинскому 7 декабря 1917 года Председатель Совнаркома В.И.Ленин писал: «┘Буржуазия, помещики и все богатые классы напрягают отчаянные усилия для подрыва революции [┘]. Доходит дело даже до саботажа продовольственной работы, грозящего голодом миллионам людей. Нам необходимы экстренные меры борьбы с контрреволюционерами и саботажниками┘»
В ГОЛОДНЫЕ ГОДЫ
Сама действительность того времени, сами факты жизни заставляли власть действовать. 20 декабря по инициативе Ленина была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия во главе с ее первым председателем Дзержинским, прошедшим суровую школу царских тюрем, каторги и острогов. Мало кому известно, что именно Дзержинский еще в те годы трижды вносил предложение в Совнарком об отмене смертной казни, или, как принято теперь выражаться, применения «высшей меры наказания». Но этот крайний метод борьбы остался незыблемым только потому, что контрреволюционные и уголовные элементы могли расценить эту отмену, как проявление слабости Советского государства.
В марте 1918 года после переезда правительства, в том числе и ВЧК, из Петрограда в Москву началось создание местных чрезвычайных комиссий в губерниях и уездах, а также в армии, на железных дорогах и пограничной полосе. До лета 1918 года ВЧК не применяла расстрелов по отношению к политическим противникам советской власти, вставшим на путь ее свержения. Широкое распространение получила тогда практика проведения профилактических бесед и официальных предостережений через средства массовой информации.
Наибольшую опасность для Советской Республики представляли тогда подпольные боевые организации, финансово и морально подпитываемые резидентурами спецслужб стран Антанты, которые действовали под прикрытием дипломатических представительств. Для пресечения их подрывной деятельности в ВЧК разрабатывались специальные операции по проникновению в среду иностранных разведчиков-дипломатов. Распутывая паутину тайных подрывных действий, чекисты вышли тогда на главу дипмиссии Великобритании в Москве Брюса Локкарта и французского посла Нуланса, на разведчиков – англичанина Сиднея Рейли, американца Ксенофона Каламатиано, французского резидента Акриде Вертимона. В годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны было раскрыто и ликвидировано более сотни заговоров, обезврежены тысячи шпионов, диверсантов, террористов и других врагов Советского государства.
По окончании Гражданской войны и в годы мирного социалистического строительства продолжали активно действовать зарубежные спецслужбы, которые направляли в нашу страну своих разведчиков, эмиссаров и террористов. Сотрудники органов госбезопасности давали им достойный отпор. Но чекисты являлись не только карающим мечом революции. Благородную заботу они проявили о беспризорных детях. Были приняты тогда срочные меры по их спасению. Комсомольцы-чекисты лезли в подвалы домов и на чердаки, проводили ночные облавы на вокзалах и улицах, вытаскивали чумазых и оборванных малышей и подростков из-под котлов, в которых плавили асфальт, и определяли их в детские приюты, интернаты и колонии, производя ежемесячные отчисления однодневного пайка хлеба в пользу голодающих детей.
ОПЕРАТИВНАЯ ЗАЧИСТКА
В тридцатых годах резко возросла угроза военного нападения Германии на Советский Союз. В условиях обострения международной обстановки руководство страны дало старт «массовым оперативным ударам» по потенциально опасным для существовавшего тогда режима слоям общества, стала нагнетаться шпиономания, развернулась «охота на ведьм». Совершенное в Смольном убийство Кирова положило начало мрачному этапу в истории органов безопасности. Но прежде чем запустить в действие, по определению Сталина «обнаженный меч пролетариата», необходимо было провести внутреннюю чистку в самих спецслужбах. Послушный исполнитель указаний вождя нарком Ежов сначала «разобрался» с собственным ведомством: были арестованы и погибли многие почетные сотрудники ВЧК–ОГПУ, активные участники классических разведывательных и контрразведывательных операций, герои Гражданской войны, наркомы республиканских органов госбезопасности и начальники областных управлений НКВД, ответственные работники центрального аппарата и местных органов.
«Чистки» внутри ведомства проходили в несколько этапов. Те, кто ретиво выполнял установки по разоблачению врагов народа, сами потом привлекались к уголовной ответственности за допущенные ими нарушения законности, за выполнение заданий иностранных разведок или за причастность к «заговору в органах НКВД», которого никогда не было.
Впоследствии привлеченный к суду нарком Ежов признался, что он репрессировал 14 тысяч чекистов. Даже длительное пребывание в органах ВЧК–ОГПУ–НКВД давало повод для репрессий: рассуждали, что долго работавший сотрудник слишком много знает и поэтому становится нежелательным свидетелем злоупотреблений и беззаконий своего ведомства. После огульного применения репрессий внутри собственного ведомства острие органов НКВД было направлено на разоблачение врагов народа в обществе. Страну захлестнула волна массовых репрессий, которые обосновывались обострением классовой борьбы по мере строительства социализма, и тем самым подводилась теоретическая база под политику произвола и беззакония. В 1939 году репрессии и разного рода «чистки» были подвергнуты критике публично, и с учетом этого началось постепенное свертывание жесткой репрессивной политики, однако еще некоторое время она продолжалась.
ЗАКОННОСТЬ И ЧЕСТЬ
Сложившаяся в те годы обстановка отрицательно влияла на боеспособность чекистского аппарата и серьезно ослабляла отечественную разведку и контрразведку. В конце тридцатых годов, когда резко возросла угроза военного нападения на Советский Союз, острие чекистов было направлено главным образом вовне, на борьбу с подрывной деятельностью иностранных спецслужб. Когда же началась Великая Отечественная война, органы государственной безопасности всю свою деятельность подчинили борьбе с фашистскими захватчиками. Первыми встретили врага пограничники. Чекисты предпринимали максимум усилий для получения своевременной информации о стратегических и оперативных планах и замыслах противника, выявляли засылаемых в тыл и на фронт шпионов, диверсантов и террористов, оберегали от врага планы крупных операций советского командования и госсекреты научных конструкторских бюро, НИИ и оборонных предприятий. Органы госбезопасности создали тогда плотный и надежный заслон против проникновения вражеской разведки в жизненные центры страны.
Чекисты составили ядро формировавшихся в годы войны истребительных батальонов, разведывательных групп и партизанских отрядов, в тылу врага они наносили ему сокрушительные удары, захватывали в плен крупных представителей фашистского командования, сотрудников и резидентов гитлеровской разведки, не говоря уже об их агентах. Легендарными стали тогда подвиги чекистов Героев Советского Союза Н.И.Кузнецова, Д.Н.Медведева, К.П.Орловского, С.А.Ваупшасова, В.А.Лягина, Ф.Ф.Озмителя, М.С.Прудникова, В.А.Молодцова, Н.А.Прокопюка, И.Д.Кудри, С.И.Солнцева и многих других. Тогда же органы госбезопасности развернули широкую разведывательную и диверсионную деятельность за рубежом. В борьбе против гитлеровской Германии успешно руководил операцией «Д» («Диверсия») с территории Аргентины, Чили и Уругвая нелегальный резидент советской разведки И.Р.Григулевич. Его боевики и он сам уничтожили в припортовых складах этих стран и в трюмах зафрахтованных океанских судов, следовавших в Европу, сотни тысяч тонн стратегических грузов для фашистской Германии. Сотрудники нью-йоркской резидентуры сумели проникнуть в правительственные учреждения и военно-промышленные объекты США. Они добыли информацию по «Манхэттенскому проекту» об американской атомной бомбе, секретные разработки по военной тематике – радиолокации, электронике, управляемым снарядам и взрывчатым веществам.
Особо ценную информацию советская разведка получала от созданной ею в Германии и оккупированных фашистами странах широкомасштабной агентурной сети, вошедшей в историю спецслужб под обобщающим наименованием «Красная капелла».
Окончилась война, но страны Запада не оставили попытки если не повернуть вспять, то хотя бы затормозить мирное строительство Советского государства. В качестве нового оружия были введены в бой идеологические диверсии, а иностранные разведки по-прежнему пытались проникнуть в наши государственные секреты. Строго соблюдая советские законы, органы госбезопасности вели постоянную большую работу по разоблачению шпионской деятельности, пресечению всякого рода подрывных действий и террористических актов, охране священных рубежей России. По сей день российские органы госбезопасности, девизом которых стало литое триединство: «государственность, законность и честь», самоотверженно несут свою нелегкую, но почетную службу.