0
2443
Газета Спецслужбы Интернет-версия

14.12.2007 00:00:00

«Гиа Гулуа»: сначала профи, а потом – стяжатели

Тэги: саакашвили, грузия, мвд, спецназ


Ноябрьские события в Грузии, связанные с неожиданным проявлением дубиночной жесткости режима Саакашвили к собственному народу, привлекли не только внимание мировой общественности, но и специалистов-силовиков. Именно те, которые в силу специфики своей службы обязаны исполнять предписания властей по «умеренному» или «крутому» варианту реагирования на уличные беспорядки.

«НАМ БЫ У НИХ ПОУЧИТЬСЯ...»

По данным «НВО», случившееся 7 ноября в Тбилиси, когда полиция решительно пресекла выступление сил оппозиции, в последующие после этого недели подробно изучали в соответствующих органах ряда стран СНГ, в частности, в России, Армении, Белоруссии и Украине. Источники еженедельника в МВД Белоруссии сказали, что «грузинские стражи порядка действовали куда слаженнее, чем, скажем, их коллеги из Эстонии, которые в мае разгоняли толпы людей, протестующих против сноса памятника Воину-освободителю в центре Таллина. А источник «НВО» в МВД РФ был «вынужден откровенно признать, что, как бы к грузинам из-за их «наездов» на Россию ни относиться, в смысле противостояния полиции несанкционированным массовым уличным выступлениям нам есть чему у них поучиться».

И здесь впору повести речь о вдруг таким образом «заявившем о себе» грузинском спецназе. Ибо ни разу прежде он в подобных делах себя не проявлял. «Вне зависимости от того, как оценивать данные события с политической или с моральной точек зрения, – констатировал источник в МВД России, – с точки зрения профессиональной действия тбилисской спецполиции достойны всяческого восхищения. Кто бы что ни говорил, а она в рамках выполнения поставленных перед ней задач действовала последовательно, совершенно адекватно развивающейся на площадях и улицах Тбилиси ситуации и с применением тех именно средств, которые на каждом конкретном этапе обстановки были необходимы». И добавил: «Именно благодаря профессионализму спецназовцев удалось избежать развития событий по, как говорят, худшему сценарию, который мог быть сопряжен с калечением и смертями людей. Как это было в памятный «день саперных лопаток» в той же грузинской столице 9 апреля 1989 года. Ну а то, что там дубинкой кому-то перепало, газом люди надышались... В конце концов они могли предполагать, на что шли».

В революцию роз в ноябре 2003 года тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, по его собственному признанию, остерегся прибегать к помощи спецназа МВД, «дабы не пролилась кровь невинных». Хотя, по некоторым сведениям, национальный ОМОН (если можно так выразиться) был готов действенно выполнить соответствующий приказ главы государства. Так это или нет, осталось в истории, однако ныне доподлинно очевидно, что за четыре года правления Саакашвили элита грузинской полиции обрела мастерскую выучку.

Узнать какие-либо мало-мальские подробности о том, «где она этому набралась», не представляется возможным: официально в Тбилиси не рассказывают ни о структуре национального МВД (разве лишь в самых общих чертах), ни как и кем готовятся эти «люди в черном». Кстати, по впечатлениям от 7 ноября вооружены они были самым современным нелетальным оружием для действий в условиях уличных беспорядков.

СПЕЦНАЗ ОТ РЕВОЛЮЦИИ РОЗ

Судя по почерку, грузинских спецполицейских явно натаскивали профессионалы из США, которые «вахтовым методом» работают в республике с конца 1990-х годов. Ученики, надо полагать, оказались весьма способными. Впрочем отбор был очень щепетильным. То, что физическая подготовленность кандидата в спецназ МВД должна быть «на уровне» – это само собой. Но молодых кандидатов (а возраст тех, кто разгонял марш оппозиции 7 ноября, не превышает 30 лет) американские инструкторы отбирали и по другим критериям.

Наблюдатели небезосновательно полагают, что Вашингтон в течение ряда лет целенаправленно и последовательно готовил свержение власти Эдуарда Шеварднадзе, который, «хитрый лис» в политике, вел себя недостаточно антироссийски. Поэтому американцы каждого кандидата в спецназ потихоньку проверяли на лояльность к движению оппозиции, в которой лидировали Михаил Саакашвили и Зураб Жвания. Элита полиции идеологически негласно готовилась так, чтобы в час Х осталась в стороне от происходящих событий. Это вопреки утверждению Шеварднадзе, что силовики-правоохранители готовы были защитить его в трудную минуту.

Ну а дальше, когда алые розы вспыхнули на вновь утвержденном национальном флаге Грузии, полицейский спецназ стал подковываться «за Саакашвили». А тот, в свою очередь, по советам «дяди Сэма» (и не без его ощутимой финансовой поддержки) значительно поднял «национальному ОМОНу» зарплаты и не уставал навещать его на базах или в ходе тренировок. Численность элиты грузинского МВД с месяцами наращивалась и сегодня может составлять не менее 5 тыс. человек.

Первая крупная «боевая разминка» грузинского полицейского спецназа случилась 30 июня 2005 года. Тогда на проспекте Руставели в Тбилиси была разогнана мирная акция протеста и задержано 70 человек, в том числе представители оппозиции. А на другой день силовики были переведены на чрезвычайный режим работы. Ибо из-за упомянутого инцидента в парламенте Грузии произошла крупная драка между представителями правящей партии «Национальное движение» и оппозиционными депутатами. Последние призвали тбилисцев выйти на улицы и вместе защитить себя от насилия «шизоидной власти» и «политических экскрементов».

Два месяца спустя полицейский спецназ оскандалился в регионе Шида Картли, непосредственно прилегающему к зоне грузино-югоосетинского конфликта. Причем это было связано не с применением дубинок или конфликтом с российскими миротворцами, а с коррупцией. Дело зашло так далеко, что о стяжательстве своих подчиненных вынужден был даже рассказать министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. В результате он не только упразднил посты спецназа в Шида Картли, но, по сути, и расформировал тамошний отряд специального назначения. «В него будут набраны новые люди», – сказал он. Но чистка не коснулась спецназовцев, находящихся непосредственно на линии грузино-осетинского конфликта. И наблюдатели задавались вопросом: или там несут службу кристально честные бойцы, которым чудным образом претит мздоимство, или беспредел грузинского спецназа в зоне конфликта полностью соответствует политике официального Тбилиси?

2 июля 2006 года в Восточной Грузии спецназ грузинского МВД штурмом «взял» один из монастырей Дманисской епархии. Вооруженные автоматами бойцы в масках под предлогом розыска подозреваемого без предъявления каких-либо документов ворвались в обитель и уложили лицом вниз всех священнослужителей, а также реставраторов, работающих на восстановлении комплекса. Монастырь бесцеремонно был обыскан, причем ордер для этого предъявлен не был. Мерабишвили пришлось извиняться за действия своих подчиненных. Он отдал распоряжение наказать всех виновных в планировании и осуществлении этой хамской спецоперации. Но были ли они наказаны, осталось неизвестно.

Участвовал спецназ МВД Грузии и в реальных боевых действиях – летом 2004 года против Южной Осетии. Тогда даже промелькнуло его название – «Гиа Гулуа». Этих «гиагулуавцев» в район конфликта было переброшено от 250 до 350 человек. Как конкретно они себя там проявили, неизвестно. Но известен общий итог той «освободительно-революционной» операции – грузинским войскам в результате ответных действий югоосетинских боевых сил и добровольцев, прибывших из России, пришлось «убрать руки прочь» от Цхинвали┘

И ДУБИНКОЙ, И «АКУСТИЧЕСКОЙ ПУШКОЙ»

Накануне 7 ноября 2007 года Саакашвили тоже предстал перед людьми в масках (впрочем, перед своим президентом они стояли с открытыми забралами) и выступил с энергичным спичем, смысл которого сводился к тому, что «ребята, надо спасать завоевания революции роз, которой угрожает реальная опасность». Его сопровождали американские инструкторы, непосредственно готовившие спецназовцев к «адекватным действиям». Все это должно было придать «ребятам» боевого духа.

И они им действительно прониклись, отработали достойно. Саакашвили, похоже, толком даже испугаться не успел, как все было кончено. Оставалось только «на всякий случай» ввести чрезвычайное положение на полмесяца.

Действовали парни явно по американским методикам реагирования на выступления подобного рода. Дубинки и водометы, гранаты со слезоточивым газом и ружья с резиновыми пулями, которые применили грузинские полицейские при разгоне скандирующих «Долой!» – это так, «мелочи», которые традиционно используются спецполицейскими во многих странах. Однако на мостовую была выгнана и куда более серьезная техника. В частности, акустическая система нелетального воздействия на человека марки MRAD (Medium Range Acoustic Device – акустический прибор среднего радиуса действия) производства американской компании InstaSol.

Принцип ее действия основан на мощном акустическом излучении с частотой 2000 герц, вызывающей у человека болевые ощущения, приводящие к панике. Известно, что такие установки находятся на вооружении во многих странах, включая сами США, а также Австралию, Великобританию, Израиль, Саудовскую Аравию, Сингапур, Японию. Правда, в этих государствах они используются главным образом для охраны стратегических объектов. Уникальность применения MRAD в Грузии в том и состоит, что она для «демократического» разгона манифестантов была использована впервые. Прежде данная «акустическая пушка» применялась американцами только во время боевых действий в Ираке. Не исключено, что Пентагон поставил в Грузию несколько систем MRAD – и отнюдь не для того, чтобы бить из них по уличным противникам Саакашвили. А для возможного использования их в силовых операциях по восстановлению территориальной целостности Грузии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
934
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1038
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1315
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
927

Другие новости