В декабре минувшего года информационные агентства распространили заявление руководителя контрразведывательного подразделения Управления ФСБ по Республике Башкортостан Рустема Ибрагимова об активизации зарубежных разведок в исламских регионах России. Спецслужбы некоторых государств «пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местной политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь», – утверждал Рустем Ибрагимов. Контрразведчик особо отметил деятельность турецких лицеев в Башкирии, где еще недавно «молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки».
Речь, по всей видимости, идет о сети образовательных учреждений, созданной турецким религиозным деятелем Фейтуллой Гюленом, ныне проживающим в США. Эти школы действуют в мусульманских республиках Кавказа и Поволжья. Привлекая учеников высоким уровнем преподавания иностранных языков, прежде всего турецкого, они пропагандируют в регионах России и в странах СНГ идеи жившего в прошлом веке исламского проповедника Саида Нурси, чьи сочинения в сентябре 2007 года Мосгорсудом были признаны экстремистскими.
В те же дни, когда прозвучало заявление Рустема Ибрагимова, от последователей Саида Нурси поступила информация о произведенных в Набережных Челнах обысках и изъятии экземпляров турецкоязычного издания «Рисале-и Нур» («Миссия Света») – основного сочинения Саида Нурси.
В последнее время все более заметно постепенное сближение России и Турции на фоне растущего напряжения между Анкарой и Вашингтоном. История с турецкими лицеями может несколько нарушить взаимное притяжение наших стран.
«НВО» обратилось за комментариями к эксперту по «евразийскому направлению», одному из руководителей Рабочей партии Турции профессору Семиху Кораю.
«Школы Фейтуллы Гюлена, разбросанные по России, конечно, не совсем турецкие школы, – сказал Семих Корай. – В Турции есть силы, следующие в русле американского проекта «Большой Средний Восток». К ним относится и движение Фейтуллы Гюлена, чьи школы действуют и в Турции, оказывая отрицательное воздействие на нашу молодежь. Нет сомнений, что это движение напрямую связано с соответствующими организациями в США. Поскольку Турция имеет давние традиции взаимоотношений с НАТО, под ее прикрытием последователи Гюлена угнездились в Турции и создают тайно действующие силовые структуры, которые мы называем «супер-НАТО». Эта разрушительная деятельность имеет целью ослабление стран, на которые она направлена. Образовательная сеть Гюлена подрывает благонадежность Турции в глазах других стран. Надеюсь, что в ближайшее время национальные силы Турции придут к власти, и тогда вся эта система будет ликвидирована», – заключил Семих Корай.
Политики Турции, приверженные кемалистским основам своего государства, декларируют отказ от пропаганды идей пантюркизма среди тюркских народов России, имевших место в начале 1990-х годов. Они сконцентрировались на внутренней борьбе с «умеренными исламистами», все более популярными в турецком обществе. Зато сотрудники ФСБ отмечают нарастание вала «экспорта исламизма» в национальные регионы России как со стороны Турции, так и других мусульманских государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Особенность исламистских движений состоит в их транснациональном характере и способности участвовать в конфликтах в самых разных точках планеты. Возможно, российские регионы однажды встанут перед проблемой растущего влияния организаций типа ХАМАС, в свое время искусственно взращенных западными спецслужбами, но вскоре вышедших из-под контроля и начавших самостоятельное движение к власти.