Хайнц Фромм и Вольфанг Шойбле предостерегают парламентариев и сограждан...
Фото Reuters
На днях президент германского Федерального ведомства по охране Конституции Хайнц Фромм представил Бундестагу ежегодный доклад об обстановке в стране и деятельности на ее территории иностранных спецслужб. Как сообщила английская газета The Financial Times, руководитель немецкой контрразведки в очередной раз обвинил Россию и Китай в промышленном шпионаже против ФРГ, в стремлении незаконными путями получать конфиденциальные сведения о новейших технологиях. Напомним, что под промышленным шпионажем понимаются действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку различных видов информации промышленного, коммерческого и научно-технического характера. Как заявляют эксперты, 80% таких данных черпаются из открытых источников. А вот чтобы заполучить остальные 20% конкурентам по бизнесу и сотрудникам зарубежных разведок приходится порой изрядно потрудиться.
СЕРЬЕЗНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ
По словам главы Федерального ведомства по охране Конституции (ФВОК), иностранные разведслужбы пытаются добывать интересующие их сведения о последних технологических достижениях немецких ученых и инженеров, прежде всего в таких областях, как энергетика, химия, электроника, авиа- и двигателестроение, автомобилестроение, вооружения, а также в других сферах экономики ФРГ. Они уделяют повышенное внимание не только крупным концернам, лидирующим в каких-то научно-технологических и производственных направлениях, но и к различным компаниям малого и среднего бизнеса. Германские контрразведчики считают, что именно последние являются наиболее уязвимыми, а потому и самыми желанными объектами для деятельности зарубежных спецслужб, поскольку применяемые в небольших фирмах методы защиты закрытых данных часто носят достаточно упрощенный характер и не позволяют перекрыть все каналы возможных утечек информации. «В безопасности этих компаний часто существуют большие дыры», – утверждают эксперты.
Как отметил Фромм, есть далеко не малая опасность и того, что в перспективе иностранные шпионы будут все более активно пытаться получить доступ к технологиям, которые могут быть использованы для производства оружия массового уничтожения.
«Интерес других государств к получению информации о немецкой экономике значительно возрос», – подчеркнул Фромм. Он сказал, что результаты исследований, проведенных Университетом Люнебурга, свидетельствуют об огромных убытках национальных компаний ФРГ в результате промышленного шпионажа. Ежегодно подобные действия зарубежных стран наносят ущерб экономике ФРГ в размере около 50 млрд. евро. Причем, заявил Фромм, эта цифра носит весьма приблизительный характер. Более точно определить размер потерь довольно сложно, поскольку ни одна частная фирма не ставит власти в известность об обнаруженных попытках краж имеющихся у нее секретов, чтобы не бросить тень на свою деловую репутацию.
Например, Палата торговли и промышленности ФРГ (DIHK) утверждает, что из 320 изученных ею компаний, которые занимаются разработками новых технологий, 30 стали жертвами иностранного шпионажа и понесли существенные убытки. Тем не менее, как настоятельно отмечает ФВОК, ни одна из этих компаний так и не сообщила о случившихся инцидентах ни полиции, ни спецслужбам.
По оценкам ФВОК, в начале этого года так называемыми «троянцами», то есть программами, позволяющими дистанционно проникать в базы данных, интересующие спецслужбы, было заражено свыше 750 тыс. немецких компьютеров. Неудивительно, что ежегодные потери национальных компаний только от кибершпионажа, по подсчетам экспертов, составляют около 20 млрд. евро.
В связи со сложившейся ситуацией 15 мая ФВОК запустило новый информационный онлайн-портал, где германские бизнесмены могут размещать сообщения об атаках зарубежных спецслужб на их собственность. Фромм призвал производителей эксклюзивной продукции, которые уже столкнулись со шпионажем, открыто говорить о понесенных ими потерях. «У нас есть возможность прийти в подобных ситуациях на помощь», – сказал он.
Между тем министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле, подчиненные которого тоже принимали участие в составлении доклада, говоря об агентах зарубежных спецслужб, ведущих разведывательную деятельность на территории страны, отметил, в свою очередь, что немецкие компании «часто недооценивают опасность шпионажа». Он подчеркнул, что в настоящее время сотрудники служб обеспечения внутренней безопасности фирм ФРГ, в силу самых различных причин, включая недостаточный профессионализм, очень часто оказываются не в состоянии защитить достижения своих подопечных и предотвратить утечку информации о важнейших технологиях.
Кроме того, сегодня во многих федеральных землях ФРГ для решения проблем борьбы с промышленным шпионажем, направленным против государственных учреждений, предусматривается должность всего лишь одного специалиста. Поэтому в регионах Германии возможности расследования этого вида преступлений, а тем более, организации эффективного противодействия им крайне ограниченны.
В докладе контрразведывательного ведомства Германии говорится, что в условиях, когда другие страны прилагают глобальные усилия по выходу в лидеры на мировых рынках, «деловой шпионаж приобретает все более важное значение для зарубежных разведслужб». Вот почему в начале этого года ФВОК выступило с предложением ужесточения методов борьбы с промышленным шпионажем на территории страны и прежде всего с электронными атаками на базы данных государственных органов и частных фирм. Полномочия на расследование подобных действий Бундестаг предоставил сотрудникам ведомства.
В настоящее время ФВОК осуществляет централизованное руководство всеми мероприятиями по борьбе с промышленным шпионажем в Германии. Каждый отдельный случай взломов информационных баз данных на немецких предприятиях автоматически рассматривается, как атака зарубежных секретных служб. Расследованием этих инцидентов занимаются работники ведомства. Но если выясняется, что электронная атака была осуществлена частной фирмой, то предприятиям приходится предпринимать необходимые контрмеры собственными силами.
Эксперты ФВОК отмечают, что методы, которыми пользуются главные оппоненты контрразведчиков Германии – спецслужбы России и Китая – для добывания сведений в промышленной сфере, значительно разнятся. Хотя они в большинстве случаев в равной степени достигают искомого эффекта.
Над экономическим благополучием ФРГ нависла угроза. Фото из путеводителя «Дрезден» |
МОДЕЛЬ СВР
Как заявил Хайнц Фромм, особую опасность для национальной безопасности ФРГ в экономическом смысле представляют действия российской Службы внешней разведки. Представители его ведомства сообщили журналистам The Financial Times, что назначение в октябре прошлого года главой СВР Михаила Фрадкова вызывает у них большое беспокойство. По их словам, бывший председатель правительства РФ – большой дока по части экономики (экс-премьер имеет степень кандидата экономических наук), однако практически очень мало осведомлен в вопросах организации деятельности внешней разведки. Зато его компетентность в бизнес-делах дает немецкой контрразведке все основания предполагать, что деятельность СВР может быть серьезно переориентирована на промышленную разведку, поскольку по законам РФ эта спецслужба «обязана активно поддерживать российский бизнес», указывают сотрудники ФВОК. Такой поворот событий их сегодня совсем не устраивает.
Без тени сомнения эксперты ведомства называют российские спецслужбы промышленными шпионами, поскольку, как они утверждают, в официальные документы РФ, регламентирующие обязанности разведки, уже давно включены положения, вменяющие им в обязанность сбор ценной с точки зрения технологий и экономики информации. Немецкие контрразведчики заявляют, что для проникновения в немецкие базы данных российские шпионы пользуются всеми новейшими достижениями компьютерных технологий и для решения этой задачи активно эксплуатируют интернет. Однако, по мнению сотрудников ФВОК, спецслужбы России основной упор все же делают на традиционные методы добывания информации. Для получения незаконного доступа к данным они прибегают к услугам завербованных агентов и прочих лиц, а также пускают в ход все те приемы, которые уже много веков стоят на вооружении всех разведок мира.
Кстати, и возобновление Россией полетов авиации у границ стран Североатлантического альянса специалисты НАТО рассматривают прежде всего как разведывательную акцию, направленную на добывание информации с помощью электронных средств. Они заявляют, что электронную разведку Россия ведет и с акватории Средиземного моря, с помощью оборудованных специальной аппаратурой судов, маскирующихся под рыболовецкие, заявляют, что в поле их зрения находятся не только военные, но и промышленные объекты. Израиль даже утверждает, что Сирия расширяет порты Латакия и Тартус, чтобы те могли принимать корабли ВМФ и суда российского флота.
ПОДХОДЫ ПОДНЕБЕСНОЙ
А вот разведчикам КНР немецкие охотники за шпионами приписывают другие способы сбора секретной информации.
Сегодня Пекин, убеждены в ФВОК, для того, чтобы заполучить разведданные экономического характера, в основном полагается на интернет. Министерство безопасности и Второе управление Министерства обороны Китая создали особую группу из молодых студентов, поднаторевших по части программного обеспечения. При этом использовалась весьма оригинальная система вербовки. В каждом регионе Поднебесной были организованы чемпионаты хакеров, в ходе которых проводились атаки на информационные сети и базы данных, осуществлялось блокирование «вражеских» сайтов, устанавливалась защита на свои сайты, взламывалась защита других и т.д. То есть проводились все мероприятия, необходимые для добывания разведсведений из всемирной паутины. По завершении этих соревнований отбирались те, кто наилучшим образом смог справиться с подобными заданиями.
Что касается других стран, то вербовка там нужного для КНР человека, говорят сотрудники ФВОК, может начаться с письма, полученного по электронной почте, с предложением скачать какую-то очень полезную программу. Это может быть и приглашение тому или иному предпринимателю совершить «полностью оплаченную» поездку в Поднебесную. Есть и другие варианты, включая предложение о приятном свидании с эмансипированной восточной студенткой. Вот такие сети расставляет весьма искушенная в тонкостях тайной войны разведка КНР.
Плюс к этому Пекин, чтобы сократить разрыв в технологическом превосходстве Запада, понять механизмы экономических систем, действующих в развитых странах, а также получить доступ к последним военным и промышленным секретам, использует мощнейшую агентурную сеть, немалую часть которой составляют этнические китайцы, являющиеся гражданами других государств.
Эти «классические» способы добывания информации, которые не чужды спецслужбам Китая, специалисты ФВОК тоже считают весьма серьезной угрозой. Причем в докладе немецких контрразведчиков акцентируется внимание именно на выходцев из Поднебесной. «Китай может опираться здесь, в Германии, на так называемых непрофессионалов, которые имеют доступ к немецким ноу-хау и обладают большим усердием, жаждой получения новых знаний, стремлением сделать карьеру и высокой долей патриотизма», – предупреждают эксперты. Они имеют в виду прежде всего китайских студентов, обучающихся в ФРГ, ученых или практикантов, прибывающих в командировку и получающих доступ к внутренней информации научных учреждений и компаний.
САМИ ТАКИЕ...
Как сообщил обозревателю «НВО» российский эксперт, некогда близкий к КГБ, «все эти инсинуации Запада относительно того, что их постоянно обкрадывают в области технологий, всего лишь – политические шаги, которые предпринимаются спецслужбами наших контрагентов тогда, когда им нужно получить очередное вливание в свои бюджеты. ЦРУ очень активно работало на территории СССР в годы холодной войны. Сколько технологических новшеств Союза, руководство которого не жалело денег на развитие науки и техники, украли США и другие западные страны, сказать сложно. Но, думаю, что немало. Одному из руководителей главного шпионского ведомства Америки, во времена Никсона возглавлявшего его в течение четырех лет, если мне не изменяет память, кажется, Уильяму Колби, приписывают такое высказывание: «Пока в СССР живут недовольные, я буду читать их чертежи в синьках».
Современная молодежь, конечно, этого не знает, но в те времена ксероксов не было и копии конструкторской документации, технических описаний и других документов делались с помощью специальной аппаратуры на светочувствительной бумаге. Их и называли «синьками».
А сколько информации о наших технологиях, которые, кстати, значительно превосходили зарубежные, в период перестройки и хаоса «лихих 90-х» утекло за океан и в страны НАТО, в том числе и в Германию, причем практически даром, сейчас даже трудно определить. Следить за этим было некому. Все ломалось, и все рушилось. Никто этого никогда не считал, а сейчас, видимо, и считать не хочет. А следовало бы. Я полагаю, что потери России в тот период исчисляются отнюдь не десятками, а сотнями миллиардов евро.
Западные спецслужбы всегда охотились за русскими технологиями. Когда у России появился «Буран», говорит он, ЦРУ потратило очень много усилий, чтобы добыть технологию изготовления теплозащитных плиток, устанавливаемых на корпус нашего космического челнока, и рецепт клея, которым они крепились. Мне об этом говорил покойный директор Тушинского машиностроительного завода Николай Васильевич Волков, который отвечал за производство «Бурана». Насколько цэрэушникам удалась эта акция, судить не берусь. Но абсолютно уверен, что не менее активно они работают против России и сегодня. Способы вербовки агентов у всех разведок одинаковы. Семейные проблемы, экономические трудности, соперничество на службе активно используются спецслужбами. Очень часто они применяют и метод «медовых ловушек». Это, когда нужных лиц вербуют с помощью привлекательных девушек, после чего они добровольно идут на предательство или их вынуждают пойти на это под угрозой компромата. Мата Хари бессмертна. Секс, стремление к деньгам, неверность, интриги и прочие человеческие слабости – вот те бреши, через которые шпионы проникают в секреты других стран.
Так что все западные сетования голосами «потерпевших» в равной степени могут быть обращены и на них. Есть очень хорошая русская пословица: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива!». Западу эту нашу народную мудрость надо было бы хотя как-то поиметь в виду», – заключил источник.
Жалобы немцев на вредоносные акции китайской и русской разведок действительно не новы. По данному поводу вот уже несколько лет раздаются стенания и из Вашингтона, и из Лондона, и из столиц некоторых других стран. Причем поминаются не только Россия и Китай, но и Иран, и Северная Корея.
Сегодня, когда холодная война закончилась, схватки разведок переместились на поля науки, техники и экономики. Именно носители знаний – ученые, инженеры, экономисты и люди некоторых других специальностей – являются идеальными объектами разработки для спецслужб всего мира.
Не случайно в списке приоритетов американского ФБР за борьбой с терроризмом, занимающей первую строчку, следует противодействие иностранным разведкам. А под их пристальным вниманием находится экономика США, являющаяся лидером во многих областях. Она, ее достижения детально изучаются в других странах.
Вот почему ФБР составило специальную инструкцию, в которой содержатся многочисленные указания соотечественникам – носителям знаний. В частности, их призывают к осторожности при встречах с незнакомыми людьми на различных банкетах и частных вечеринках. В этом документе службам безопасности предприятий рекомендуется внимательно подходить к запросам на визиты иностранцев, тщательно инструктировать своих сотрудников, участвующих в различных международных конгрессах, пристально приглядываться к своим старым и новым коллегам.
Своеобразную памятку под названием «Шпионские игры» в конце прошлого года на своем сайте ФБР вывесило и для простых американцев. В нем бюро объяснило своим согражданам, не называя разведки конкретных стран, каких подвохов можно ждать от иностранных шпионов.
Да, холодная война закончилась, но экономическая – продолжается. И, видимо, будет идти еще очень долго, если не всегда. Но сегодня разведкам в ней отводится главенствующая роль.