Самолет F-35, созданный в рамках программы JSF.
Фото из книги «Военный паритет»
Недавно в Соединенных Штатах достоянием общественности стали результаты специального служебного расследования, проведенного экспертами Пентагона в отношении обеспечения надлежащего уровня секретности работ по программе новейшего истребителя JSF. Вывод специалистов оказался неутешительным – система безопасности имеет целый ряд уязвимых мест, которыми могут воспользоваться агенты зарубежных разведок.
ГРОМКИЙ СКАНДАЛ
Исследование проводилось Управлением генерального инспектора Минобороны США и было инициировано после скандального происшествия с одним из участников программы – британской компанией BAE Systems, где посторонним удалось получить доступ к ее внутренней информации. Выводы Пентагону пришлось обнародовать в соответствии с законом о свободе информации – в ответ на запрос, поступивший от комитета по контролю за работой правительства. При этом военные вынужденно признали, что «не всегда могут предпринять все необходимое для предотвращения несанкционированного доступа к секретным технологиям Соединенных Штатов».
Официальные лица Службы безопасности МО США (Defense Security Service или DSS) пока еще не завершили изучение всех обстоятельств ЧП на предприятиях BAE Systems, расположенных на территории Соединенных Штатов и вовлеченных в работы по проекту JSF, но уже сделали предварительные выводы о необходимости кардинального пересмотра основ своей деятельности. Причем к настоящему времени BAE Systems является крупнейшим зарубежным подрядчиком по данной программе и установила тесное сотрудничество с главным подрядчиком корпорацией Lockheed Martin и вторым основным субподрядчиком – компанией Northrop Grumman.
Здесь следует отметить, что на сегодня Служба безопасности Министерства обороны США является фактически основным государственным ведомством, занимающимся вопросами обеспечения безопасности информации военного характера, передаваемой на предприятия американского военно-промышленного комплекса зарубежными странами и, наоборот, за экспортом таковой за рубеж. Таким образом, кража сведений, не предназначенных для чужих глаз, с заводов и из офисов BAE Systems является не только упущением службы безопасности британской компании, но и серьезным ударом по престижу американского военного ведомства. Поэтому еще 16 октября 2007 года директор DSS Катлин Уотсон была вынуждена специально давать пояснения СМИ и американским парламентариям насчет того, сможет ли ее агентство полноценно выполнять свою работу после недавней реорганизации.
Вместе с тем, к счастью военных США, эксперты Управления генерального инспектора Пентагона не обнаружили фактов утечки сверхсекретной информации от лиц, задействованных над новым американским истребителем, получившим обозначение «Лайтнинг II».
«Я безмерно счастлива, что Ваши специалисты не обнаружили фактов несанкционированного доступа к «чувствительной» информации или утечки секретных технологий, разработанных в рамках проекта JSF», – особо подчеркнула директор DSS в обращении на имя руководителя Управления генерального инспектора МО США Дэниса Конвея. Но Кэтлин Уотсон не согласилась с достаточно нелицеприятным выводом, который сделало ведомство господина Конвея в отношении ее службы: в докладе были отмечены «слабые возможности DSS по осуществлению внутреннего контроля в области обеспечения безопасности технологий военного назначения».
Однако в выводах обнародованного расследования указано, что эксперты Службы безопасности МО США в отношении компании BAE Systems допустили целый ряд просчетов, в частности:
– не проводили тщательного анализа и не делали необходимых выводов из отчетов внутренней службы безопасности американского подразделения британской компании 2004–2005 годов, что, вероятно, могло послужить причиной упомянутой выше утечки информации;
– руководство Службы приказало уничтожить старые отчеты по обеспечению безопасности на предприятиях BAE Systems, расположенных на территории Соединенных Штатов, что в ходе проводимого расследования не позволило доподлинно установить факт устранения нарушений, обнаруженных в системе безопасности британской компании в течение 2001–2003 годов;
– DSS допустила возникновение потенциальной угрозы национальной безопасности США и возможность утечки жизненно важных технологий военного назначения, когда в ответ на отказ службы безопасности BAE Systems в доступе к своим внутренним аналитическим отчетам ее руководство решило отложить «визит» своих аудиторов и экспертов. Таким образом, Служба безопасности Пентагона, несмотря на прямое нарушение британской компанией соглашения по вопросам безопасности при осуществлении работ военного характера по подряду правительства США, не предприняло соответствующих действий.
Впрочем, руководство BAE Systems резко отрицает саму возможность какой-либо утечки информации из ее подразделений. «Управление главного инспектора не обнаружило никаких следов утечки секретной информации или информации, подлежащей экспортному контролю, и мы рассматриваем как несостоятельные предположения его специалистов о том, что само наличие недостатков в нашей системе безопасности наносит ущерб ценности такой информации, которая может быть «скомпрометирована каким-либо способом». Для этого нет никаких причин, а утверждение о том, что мы не соблюдаем соглашение по вопросам безопасности, является просто фальшивым», – подчеркивается в специальном заявлении BAE Systems по этому поводу. Разрешить ситуацию планируется на совещании с высшим руководством Пентагона, о проведении которого запросила BAE Systems.
...И ЕГО ПРИЧИНЫ
Ряд американских специалистов, работающих в области соблюдения безопасности сопровождения контрактов, подписанных национальными и зарубежными оборонными концернами с Пентагоном, уже выступили с осуждением решения Управления генерального инспектора МО США возложить ответственность за провалы в системе безопасности подразделений BAE Systems на британскую сторону и отметили, что в данном случае виновата именно Служба безопасности американского Минобороны. Хотя и британский концерн тоже не получил полного оправдания – аналитики вменяют ему в вину «отсутствие желания пойти на тесное сотрудничество с указанными специальными ведомствами».
Особо надо отметить, что скандал возник в очень неподходящее время: в Сенате как раз идет обсуждение законопроектов в области международного военно-технического сотрудничества, которые могут существенно облегчить процесс экспорта американскими компаниями продукции военного назначения, а также импорта таковой из других стран. Сегодня он в высокой степени забюрократизирован (в частности, требуется достаточно много времени на получение в США так называемой экспортной лицензии на продаваемое за рубеж ВВТ), что накладывает «временной отпечаток» и не способствует оперативному решению ряда вопросов.
В первую очередь новые законы должны способствовать укреплению и расширению сотрудничества в военно-технической области с ближайшими союзниками Соединенных Штатов, а именно Великобританией и Австралией. И тут вдруг такой скандал, связанный с одним из них! А ведь именно способность американских спецслужб и служб безопасности оборонных компаний обеспечить сохранность важных промышленных информации и технологий является одним из тех приоритетных вопросов, которые Сенат обязал решить для того, чтобы получить его одобрение на эти законопроекты.
«Это очень навредит делу, – подчеркнул в интервью авторитетному американскому еженедельнику Defense News бывший помощник госсекретаря США по вопросам поставок вооружения и военной техники Грег Сачань. – Сначала заявить на слушаниях сенатского комитета по вопросам международных отношений, что процедуры работают, а затем издать доклад, утверждающий, что мы не в состоянии следовать своим собственным регламентам».
Другая важная и особо опасная проблема, которую удалось выявить в ходе упомянутого служебного расследования, заключается в том, что соответствующие агентства и службы Минобороны и Госдепа Соединенных Штатов, как выяснилось, имеют слишком мало ресурсов для полноценного, качественного и высокоэффективного исполнения возложенных на них обязанностей, имеющих чрезвычайно огромное значение для национальной безопасности США и их ближайших союзников. Названа и основная причина этого – нехватка специалистов. Причем – не только высококвалифицированных экспертов, но даже сотрудников низшего и среднего уровня. Низкие зарплаты, утрата интереса к госслужбе на фоне все большей притягательности частного сектора, ворочающего миллиардами долларов, а также различные ограничения в отношении свободы передвижения (например, ограничения на поездки за границу), привело к тому, что желающих пойти работать в такие подразделения среди «настоящих американцев» становится все меньше.
Вдобавок, в отличие от армейского командования, набирающего в воинские части иммигрантов латиноамериканского и африканского происхождения с последующим предоставлением им вида на жительство, руководство сверхрежимных подразделений правительственных ведомств, ввиду определенных ограничений, не может делать то же самое – во избежание появления «кротов» или недобросовестного и неквалифицированного исполнения такими сотрудниками своих обязанностей, что также может стать причиной нанесения урона национальной безопасности Соединенных Штатов.
Ведь именно плохая подготовка сотрудников и халатное отношение к своим обязанностям были названы одними из причин потрясших недавно Америку скандалов с потерями и кражами ноутбуков и устройств хранения информации в ряде правительственных учреждений, работающих со сведениями высшей степени секретности.