0
3707
Газета Спецслужбы Интернет-версия

06.06.2008 00:00:00

Конец "синдрома субмарин"

Юрий Дерябин

Об авторе: Юрий Степанович Дерябин - руководитель Центра Северной Европы в 1991-1992 годах, заместитель министра иностранных дел в 1992-1996 годах, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Финляндии.

Тэги: швеция, подлодка, флот


Многие читатели «НВО», наверное, еще помнят о шуме, который поднялся в Швеции в начале 1980-х годов вокруг советских подлодок, которые якобы занимались разведывательной деятельностью в территориальных водах этого скандинавского королевства. Шведов тогда охватил своего рода «синдром советских субмарин». Этот вопрос стал серьезным обременением для отношений между двумя странами.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

Все началось с того, что в октябре 1981 года была обнаружена советская подводная лодка, севшей на мель у одного из островов, примерно в одной миле к юго-западу от города Карлскруна, где находилась шведская военно-морская база. Из Стокгольма последовал резкий протест в адрес Москвы.

Запросив предварительно Министерство обороны СССР, в советском МИДе подготовили ответ, в котором говорилось, что субмарина выполняла обычное задание в Балтийском море и оказалась в шведских водах в результате неправильного определения курса и неисправности навигационных приборов (она находилась, кстати, в надводном положении при максимальной глубине фиорда 9 м).

Прошли длительные разговоры. МИД СССР упорно отстаивал версию о непреднамеренном заходе советской подлодки, которая представлялась вполне правдоподобной. Ибо иное не оправдывалось бы ни военными, ни политическими соображениями. В конце концов правительство СССР принесло шведам официальное извинение. Субмарина была снята с мели, отбуксирована в нейтральные воды и передана командованию советского Балтийского флота.

Однако истерия в Швеции не утихала. Утверждалось, что советские подводные лодки продолжают нарушать территориальные воды страны. Буквально через год после инцидента вблизи Карлскруны, в октябре 1982 года, примерно в том же районе была обнаружена неизвестная субмарина, против которой шведы, стянувшие сюда буквально все свои военно-морские силы, на этот раз применили глубинные бомбы и мины. Однако каких-либо убедительных доказательств, что речь шла опять о советской подлодке, получить не удалось, хотя операция обошлась в 50 млн. крон.

Была образована специальная комиссия по расследованию, куда вошел Карл Бильдт, который был в то время депутатом риксдага от Умеренной консервативной партии (позднее, в начале 1990-х, возглавлял правительство). Он представил обширный доклад на эту тему, предварительно совершив поездку в Вашингтон для консультаций (за что получил нагоняй от тогдашнего премьер-министра Улафа Пальме).

Охота за подлодками продолжалась почти десять лет. Проводились расследования, создавались различные комиссии. Среди других появилась версия о советских мини-субмаринах. Правда, теперь шведы допускали, что близ их побережья могли находиться и ПЛ других стран. Кстати, американцы не отрицали, что подлодки ВМС США могут оперировать в Балтийском море. А норвежцы, применив глубинные бомбы, заставили еще в ноябре 1970 года всплыть иностранную субмарину, которая оказалась┘ французской.

КОНЕЦ СПЕКУЛЯЦИЯМ

Между тем советское правительство продолжало отрицать обвинения в адрес СССР, но убедительных свидетельств непричастности своего флота к «подводной активности» у шведских берегов не представляло. Интересно, что во время визита финского президента Мауно Койвисто в Москву в июне 1983 года Юрий Андропов назвал обвинения шведов в адрес советских подводных лодок «абсурдом» и попросил передать Улафу Пальме: без всяких церемоний топите любую неизвестную ПЛ, если она окажется в шведских территориальных водах.

Занимаясь в 1991 году в качестве заместителя министра иностранных СССР скандинавскими делами, я решил попытаться развязать один из давних узлов в наших отношениях со Швецией и направил письмо министру обороны маршалу авиации Евгению Шапошникову, в котором попросил провести проверку по архивным и другим материалам, чтобы установить истину в этом деле. В ответ министр сообщил, что после инцидента в октябре 1981 года в Военно-морском флоте был проведен ряд мероприятий, полностью исключающих подобные случаи. В частности, нашим подводным лодкам запрещено подходить к внешней границе шведских территориальных вод ближе 50 км.

Об ответе министра обороны я информировал посла Швеции и сообщил, что наши военные готовы провести со шведской стороной совместные консультации на уровне экспертов по решению данного вопроса. Такие встречи состоялись, но особых результатов они не дали. Шведы не верили нам, утверждая, что и российские подлодки продолжают дело своих советских предшественников.

И вот буквально на днях появилась скандальная сенсация, которая должна положить конец всяким спекуляциям о наших субмаринах.

19 мая специальная комиссия Исследовательского института обороны Швеции, занимавшаяся вопросом о подводных лодках, особенно о событиях в октябре 1982 года, сообщила, что в результате повторного изучения гидрофонных записей она пришла к выводу: «возмутителями спокойствия» стали не советские или чьи-либо еще подводные лодки, а... шведский учебный парусник «Амалия». Шкипер судна Ульф Буш подтвердил, что судно, имея журналистов на борту, действительно находилось в том районе.

Карл Бильдт, занимающий с октября 2006 года пост министра иностранных дел, высказал сомнение в правильности выводов институтской комиссии, заявив, что по-прежнему допускает и другие версии. Но большинство шведов придерживаются иного мнения.

Возникает вопрос: почему потребовалось столько времени для того, чтобы сделать это? Сами представители комиссии говорят, что свое влияние оказали существовавшие в Швеции настроения и никто не хотел ставить под сомнение существовавшую до сих пор официальную версию. Особенно не были заинтересованы в этом военные.

Как бы то ни было, но будем надеяться, что вымыслы о советских субмаринах, угрожавших безопасности Швеции, останутся в прошлом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
284
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
255
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
369
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
246

Другие новости