0
12791
Газета Спецслужбы Интернет-версия

27.06.2008 00:00:00

Один из немногих известных...

Тэги: киев, святогоров, судьба, разведка


22 июня в Киеве скончался полковник в отставке Александр Святогоров. Ему, выдающемуся советскому разведчику, было 94 года. Про таких людей не говорят «бывший». Они всегда, всю свою жизнь, остаются на боевом посту. И порой становятся известными только тогда, когда перестают активно действовать на полях сражений тайной войны. А о работе многих из них до сих пор ничего не знают даже родные и близкие. Такова судьба солдат невидимого фронта.

Однако Александру Святогорову в этом смысле, если можно так сказать, повезло. «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом» – вот лишь три книги, в которых рассказано о подвигах этого человека. Стал он и одним из прототипов героя знаменитого романа Вадима Кожевникова «Щит и меч» советского разведчика Александра Белова, выехавшего в сороковом году в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса. По этой книге был снят фильм, который с огромным успехом прошел по экранам всех кинотеатров СССР и до сих пор демонстрируется по российским телеканалам. О судьбе Святогорова рассказывалось и в нескольких документальных лентах, посвященных его жизненному пути.

В годы Великой Отечественной Святогоров работал под началом одного из руководителей советской разведки генерала Павла Судоплатова. Во время войны и после ее окончания Святогоров занимался организацией разведывательных сетей НКВД. После Победы, уже под эгидой КГБ, он выполнял «ответственные государственные задания», находясь в командировках как в странах социалистического лагеря, так и в некоторых государствах Запада.

За несколько месяцев до своей смерти, в конце прошлого года, знаменитый разведчик, за голову которого зимой 1944-го фашистский комендант словацкого города Злата-Моравца назначил вознаграждение в 500 тыс. крон, рассказал о своей судьбе одному из украинских информационных агентств.

После окончания техникума в 1932 году трудился в Запорожье на огнеупорном заводе, где прошел путь от мастера до начальника цеха. «Надо представлять ту эпоху. Атмосфера в стране жуткая, вокруг – сплошная «посадка»┘ С нашего завода черный воронок каждый день кого-то увозил – главного инженера, начальников цехов, рабочих┘» – вспоминал Святогоров. Он отметил, что в те времена «Сталина превозносили просто немыслимо». «На собраниях рабочих коллективов была такая практика: только скажет кто-нибудь в своем выступлении слово «Сталин» – вставай и пять минут аплодируй┘ Кто-то еще упомянет вождя – и снова десять минут оваций┘ Молодежь воспринимала это скептически», – говорил полковник.

Тогда он, как и многие другие его соотечественники, задавал себе вопрос – за что и почему арестовывают? Но ответа на него не было. Несколько позднее, после того как в конце 1939 года Святогорова направили на службу в органы НКВД, он продолжал искать ответ на этот вопрос. «Помню, я беседовал с директором завода «Коммунар». Говорю: «Слушайте, как это вы сознались, что были шпионом?» Он рассказал мне следующее. Его забросили в камеру, где должен был сидеть только один заключенный, а там было человек тридцать. Негде было даже сесть. Они стояли спрессованные, как селедки в бочке┘ Не могли спать. На полу вонючая жижа, делали все под себя┘ И так их держали сутками. А потом следователь требовал: или подписывай все составленные мной протоколы, или назад, в камеру! И люди ломались, подписывали все что угодно┘»

В августе 1944 года на территории Словакии Святогоров, которого забросили в тыл противника с документами унтер-офицера дивизии СС «Галичина», возглавил разведывательно-диверсионный отряд «Зарубежные». Он участвовал в Словацком национальном восстании, организовывал диверсии против высокопоставленных гитлеровцев, занимался разработками операции по освобождению из фашистских застенков коммунистических лидеров Чехословакии...

После войны, в декабре 1945-го, пройдя стажировку в МИДе, Святогоров некоторое время занимал должность вице-консула СССР в Братиславе. А во второй половине 1948 года был направлен в Берлин, где при проведении оперативных мероприятий действовал под крышей «невозвращенца». Вплоть до 1961 года Святогоров выполнял различные задания в ЧССР и ГДР.

Полковник очень хотел поведать обо всем, что ему довелось пережить, в мемуарах. «Есть такая мечта. Все, что написано о наших разведоперациях – я имею в виду книги «Смерть и жизнь рядом», «Двойная западня», «Его звали Зорич», – не полностью отражает масштабы наших действий, их подготовку и проведение. В то время, когда писались эти книги, многие мои друзья еще работали за границей, и более подробное освещение некоторых операций могло бы привести к их провалу┘ А сейчас я могу говорить и писать более откровенно», – признался Александр Святогоров в своем последнем интервью.

Смог он реализовать свою мечту или нет – пока не известно...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
595
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
596
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
538
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
530

Другие новости