Капрал Джеймс в Афганистане.
Фото Reuters
В начале ноября все британские СМИ сообщили, что Центральный уголовный суд в Лондоне признал капрала Дэниеля Джеймса виновным в шпионаже. 45-летний военнослужащий, будучи личным переводчиком генерала Дэвида Ричардса, возглавлявшего войска НАТО в Афганистане, работал на иранскую разведку и передавал ей сведения о перемещениях коалиционных сил по афганской территории, а также о действиях американских подразделений на границе Ирана и Ирака.
«ИЗМЕНА ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ»
16 декабря 2006 года Джеймс на один день прилетел из Кабула в Великобританию, чтобы сдать экзамены по языковой подготовке для подтверждения своей квалификации военного переводчика. Вечером того же дня он был задержан сотрудниками британской контрразведки на авиабазе Брайз Нортон в графстве Оксфордшир, где ждал самолет, чтобы вернуться в Афганистан.
Выяснилось, что Джеймс передавал закрытую информацию военному атташе Ирана в Кабуле полковнику Мохаммеду Хоссейну Хейдари. Сообщения отправлялись по электронной почте в закодированном виде. Каждое из них заканчивалось фразой: «Я готов выполнить любое Ваше задание. Остаюсь в Вашем распоряжении». Свои послания шпион подписывал псевдонимом «Переводчик Исмаил». При обыске у него была изъята флэш-карта, содержащая закрытую информацию и большую часть писем, адресованных полковнику Хейдари.
Кроме контактов с представителем враждебной страны, против Джеймса были также выдвинуты обвинения в нарушении закона о государственной тайне и превышении служебных полномочий. Однако он не был признан виновным по этим двум пунктам, в противном случае срок его пребывания в тюрьме мог составить не 10 лет, а 24 года. Суд указал, что реального вреда коалиционным силам осужденный не принес. Джеймс передавал информацию, которая не могла повредить операциям натовских войск в Афганистане и не использовал свое служебное положение.
Вместе с тем отягчающим обстоятельством для «переводчика Исмаила» стал тот факт, что преступление было совершено им как военнослужащим во время боевых действий и его предательство могло стоить жизни британским солдатам. Главный обвинитель прокурор Марк Денис даже назвал деятельность Джеймса «изменой высшей степени».
Кстати, и определение суда, и высказывание прокурора базировались на письменном заявлении начальника разведки НАТО в Афганистане, который официально в документах расследования фигурирует как полковник «М». Именно он отметил: хотя информация, которую Джеймс поставлял военному атташе Ирана, и не нанесла серьезного ущерба коалиционным войскам, все же была вероятность «чрезвычайно серьезных» последствий. «Своевременно переданные данные всегда могут помочь враждебному государству в его усилиях по проведению тактической передислокации своих сил. А это является прямой угрозой жизни английских военнослужащих и представителей других воинских контингентов в Афганистане. Кроме того, подобное информирование противника создает однозначные угрозы национальной безопасности Великобритании», – подчеркнул разведчик.
В ходе расследования было установлено, что Джеймс, который родился в Тегеране, неоднократно признавался сослуживцам в симпатиях к своей первой родине Ирану и выражал недовольство действиями британских политиков в отношении этой страны. В связи с этим капрал не раз в приватных беседах с коллегами высказывал критику в адрес премьер-министра Великобритании Тони Блэра, который в 2006 году посетил расположение его части в Афганистане.
Министр обороны теневого кабинета британских консерваторов Лайам Фокс назвал случившееся «шокирующей ошибкой» контрразведки Соединенного Королевства. Фокс также отметил, что контрразведчики должны предпринять все необходимые меры для исключения подобных прецедентов в будущем и выявления потенциальных шпионов еще до того, как они будут приняты в вооруженные силы Великобритании и получат доступ к национальным секретам.
Генерал Ричардс, который в будущем году должен занять пост начальника Генерального штаба ВС Великобритании, на вопрос судей – сомневался ли он когда-нибудь в лояльности капрала Джеймса? – ответил, что не имел для этого «никаких оснований». «Мы, военные, считаем, что любой гражданин Великобритании, поступающий на службу в английскую армию, являются лояльными короне. И в 99,9 случая – это оказывается верным», – заявил генерал. По словам Ричардса, он хотел, чтобы его переводчик был солдатом и других «альтернатив у него не было».
На суде Джеймс полностью отрицал предъявленные ему обвинения и утверждал, что он – верный британский солдат, а люди, считающие его изменником, просто «сошли с ума». Капрал утверждал, что он якобы просто пытался оказать помощь властям Тегерана в подписании соглашения о транспортировке газа из Ирана в Афганистан и делал это только исходя из тех соображений, что заключение такого договора между Тегераном и Кабулом было бы серьезным шагом в нормализации отношений двух стран.
ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ТАНЦОРА И ФАНТАЗЕРА
Исмаил Гамазари, так до изменения имени и фамилии в 1997 году звали Дэниеля Джеймса, прибыл в Великобританию со своими родителями в возрасте 15 лет. Его отец открыл риелторское агентство в Брайтоне, а Исмаила приняли в платный колледж Святой Мэри. Однако через год юношу отчислили за академическую неуспеваемость, и он начал работать крупье в одном из казино города. Затем стал охранником в одном из ночных клубов Брайтона, а после этого возглавил службу безопасности в самом известном развлекательном заведении города Brighton's Palace Pier, несмотря на то, что возрасте 18 лет он получил административное наказание за «агрессивные действия» против посетителей.
В 1982 году 19-летний Исмаил женился на парикмахерше, англичанке греческого происхождения, и через четыре года получил английское гражданство. У семейной пары вскоре родился сын. Однако в 1990 году их брак распался, и Исмаил остался один.
Будущий военный переводчик весьма активно занимался кикбоксингом, культуризмом и тяжелой атлетикой. Он даже первенствовал на соревнованиях штангистов в Брайтоне в весе до 75 кг. Потом Гамазари вдруг увлекся латиноамериканскими танцами и в конце 1980-х годов отправился на Кубу, где овладел искусством сальсы – очень популярного за океаном танца, впитавшего в себя афрокубинские традиции. В 2000 году теперь уже не Исмаил, а Дэниель Джеймс взял в аренду «Клуб Нью-Йорка» в Брайтоне и читал там лекции по технике сальсы, королем которой он объявил себя по английскому телевидению.
На Кубе Джеймса приобщили к религии вуду, которая является смесью африканских верований, колдовских традиций и католицизма, и даже посвятили в сан жреца. Это достаточно мрачная религия. Ее жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и практикуют черную магию.
Как выяснило следствие, в Кабуле Джеймс снимал квартиру, где совершал обряды вуду. Он объяснил судьям, что пытался таким образом помочь своему шефу Ричардсу, хотел защитить генерала от происков талибов и сохранить ему жизнь.
После получения английского гражданства Джеймс вступил в Территориальную армию Великобритании, которая является резервом вооруженных сил страны. На суде он заявил, что пошел на этот шаг, поскольку осознал свой долг перед новой родиной и свою обязанность служить Соединенному Королевству.
Джеймс был приписан к одному из батальонов полка принцессы Уэльской, который дислоцировался в пригороде Брайтона. В марте 2006 года натурализовавшемуся иранцу, владевшему фарси, который был его родным языком, и дари, являющемуся наряду с пушту официальным языком Афганистана, предложили вступить в регулярную армию. Он охотно согласился и был направлен в Кабул, где и стал переводчиком Дэвида Ричардса.
По словам сослуживцев, Джеймс пользовался большим доверием генерала и принимал самое непосредственное участие в его переговорах с высокопоставленными военными чиновниками и членами правительства Афганистана. Ричардс неоднократно встречался с министром внутренних дел, министром обороны и другими ведущими представителями афганского руководства. Поэтому Джеймс полностью был в курсе происходящих событий и представлял значительный интерес для иранской разведки.
Адъютант генерала Ричардса капитан Саймон Бриггс заявил в суде, что Джеймс, посещавший посольство Ирана в Кабуле, был уличен в том, что он раздает свои самодельные визитные карточки дипломатам Исламской Республики. Адъютант подчеркнул, что сотрудники посольства использовали переводчика для установления контактов с руководством войск НАТО в Афганистане. Такое поведение Джеймса «полностью не соответствовало протоколу» и было вопиющим нарушением всех норм, установленных для военнослужащих.
Сослуживцы Джеймса, выступавшие с суде свидетелями, характеризовали его как большого весельчака, который однажды даже пригласил своего начальника на танцевальный вечер. А генерал Ричардс сравнил своего бывшего подчиненного с известным персонажем классической сказки американского писателя-юмориста Джеймса Тербера «Тайная жизнь Уолтера Митти» – кроткого, невзрачного и незаметного в обыденной жизни человечка, имевшего непомерно раздутое представление о себе и собственной значимости, подверженного многочисленным фантазиям. Он постоянно воображал себя необыкновенным героем, выходящим победителем из любых ситуаций.
На суде Дэвид Ричардс рассказал, что ему часто приходилось одергивать Джеймса, который на встречах с должностными лицами и другими представителями Афганистана вел себя совсем не как переводчик, а как военачальник. На это Джеймс заявил судьям, что, по его разумению, афганская «аудитория не понимала слов генерала Ричардса». «Они смотрели на меня, и я полагал, что должен вести себя как генерал. Я выступал хорошо и публика относилась ко мне с уважением», – отметил экс-переводчик. Он также подчеркнул, что никогда не стремился к должностям и званиям. Но Джеймс не обошел вниманием и тот факт, что в свое время ему обещали присвоить звание сержанта. Однако позднее капрал узнал, что напрасно ожидает дальнейшего продвижения по службе. Как отмечали коллеги Джеймса, он считал, что подобная несправедливость объясняется исключительно завистью, а также расизмом британского армейского командования по отношению к «инородцам».
Однако все самооправдательные речи Джеймса вряд ли были абсолютно искренними. Следователи установили, что он очень нуждался в деньгах. В Англии после возвращения с военной службы ему следовало вернуть долг 25 тыс. фунтов стерлингов и рассчитаться по ранее взятым кредитам под залог четырех квартир в Брайтоне.
Иран – богатая страна, которая в состоянии хорошо оплачивать услуги своих агентов. И, видимо, Джеймс всего лишь хотел серьезно поправить свое финансовое положение. Правда, следователям так и не удалось установить факты получения им каких-то финансовых вознаграждений от своих тегеранских шефов. А там, кто знает...