Президент Хамид Карзай словно не замечает обвинений, звучащих в адрес младшего брата.
Фото Reuters
В конце октября американская газета New York Тimes, ссылаясь на бывших и действующих официальных лиц администрации Белого дома, сообщила своим читателям, что на счета младшего брата президента Афганистана Ахмеда Вали Карзая ЦРУ вот уже восемь лет регулярно переводит круглые суммы. Эти деньги он получает за определенные услуги, оказываемые им одной из главных спецслужб США. Прозвучали также заявления журналистов и о том, что этот видный афганский чиновник, занимающий пост руководителя совета провинции Кандагар, давно увлекается торговлей наркотиками и контролирует довольно масштабный бизнес, связанный с транспортировкой смертоносного зелья в Европу и Америку.
АГЕНТ ЛЭНГЛИ И АРЕНДОДАТЕЛЬ ВАШИНГТОНА
Как утверждает New York Тimes, ЦРУ платит ближайшему родственнику президента Афганистана за целый ряд весьма полезных для американской разведки дел. Прежде всего он весьма активно способствует привлечению афганцев в полувоенное формирование «Ударные силы Канданара» (УСК). Эта структура, действующая под руководством инструкторов Лэнгли, используется для нанесения ударов по ячейкам боевиков как в самом Кандагаре, так и в окрестностях города. Правда, по словам некоего анонимного американского чиновника, по меньшей мере один раз подразделения УСК были обвинены в несанкционированной акции против представителей афганского правительства.
В свое время Ахмед Карзай позволил агентам ЦРУ и подразделениям сил специального назначения США разместиться в огромной резиденции основателя движения «Талибан» муллы Мохаммеда Омара, которая стала их постоянной базой. Там же дислоцируются и бойцы УСК. «Он – наш арендодатель», – заявил один из высокопоставленных чиновников Пентагона.
Ахмед Вали активно помогает сотрудникам ЦРУ поддерживать контакты, а иногда и встречаться с афганцами, симпатизирующими талибам. Представители американской администрации, ратующие за дальнейшую поддержку президента Хамида Карзая, высоко оценивают роль его брата, выступающего в качестве посредника между эмиссарами Белого дома, Лэнгли, Пентагона и боевиками. Подобная оценка заслуг близкого родственника президента объясняется тем, что многие государственные деятели из окружения Барака Обамы делают все возможное, чтобы переманить лидеров террористических группировок на сторону США или по меньшей мере заручиться их нейтралитетом.
После событий 11 сентября, перед самым началом войны в Афганистане, американцы постоянно выплачивали значительные суммы командирам военизированных подразделений, имевших довольно сомнительную репутацию в прошлом. Это делалось для того, чтобы хотя бы как-то парализовать «Талибан» и обеспечить поддержание порядка в стране силами относительно малочисленных воинских контингентов США. Однако по мере усиления мощи и влияния талибов, а также роста интенсивности боевых действий Вашингтон стал все более и более склоняться к тому, что эффективное сопротивление новоявленным афганским моджахедам может оказать только сильное и надежное центральное правительство в Кабуле.
До недавнего времени Ахмед Карзай постоянно заявлял о своей непричастности к операциям американских разведчиков в его стране. «Я никого не знаю под именем ЦРУ. Я никогда не получал никаких денег от каких-либо организаций. Я действительно оказываю помощь. Я помогаю американцам везде, где я могу. Это – мой долг как афганца», – убеждал брат Хамида Карзая журналистов.
Но один из бывших офицеров ЦРУ, имеющий большой опыт работы в Афганистане, сообщил прессе, что его ведомство достаточно активно пользовалось услугами Ахмеда Вали. По словам источника, значительная часть операций американской спецслужбы готовилась на той самой базе, которую предоставил ей Карзай-младший. Разведчик также отметил, что руководство ЦРУ, организовывавшее и проводившее контртеррористические операции, абсолютно не интересовали дела главы провинции Кандагар в сфере наркобизнеса.
Между тем в одном из своих недавних интервью Ахмед Карзай заявил прессе, что он действительно сотрудничал с военными и гражданскими представителями США. Однако весьма активно настаивал на том, что никогда не получал от ЦРУ каких-либо вознаграждений. Он подчеркнул, что все финансовые средства на определенные виды «расходов» он получал от своего брата, президента Афганистана. Причем Ахмед отметил, не знает источников происхождения этих денег. Брат президента также поведал о том, что он помогал ЦРУ и представителям других ведомств США в установлении контактов с командирами отрядов талибов. По его утверждениям, он это делал для того, чтобы обеспечить возможность перехода последних на сторону американцев. Не отрицал Ахмед Вали и того факта, что снабжал американских союзников разведывательными сведениями. Но категорически настаивал на том, что за все свои услуги не получал никакой компенсации.
ЦРУ отказалось комментировать публикации о своем сотрудничестве с Ахмедом Карзаем. Официальный представитель Лэнгли Поль Джимиглиано заявил журналистам, что ни одна разведывательная структура «не может быть достойна своего названия, если она когда-либо будет принимать во внимание голословные утверждения подобного рода».
НАРКОБАРОН
Еще несколько лет назад, в середине 2006 года, в американское информационное агентство ABC News попали секретные документы Пентагона, из которых следовало, что брат президента Афганистана является человеком, «создающим проблемы» для Соединенных Штатов и получающим взятки от местных наркобаронов. Согласно информации военного ведомства США, наркодельцы платили Ахмеду Карзаю за то, что он «облегчал их работу и передвижение».
В документах были упомянуты и девять других представителей правящей элиты Афганистана, которые по различным причинам тоже были отнесены к категории людей, «создающих проблемы», включая их тесные связи с продавцами опиума. Эти сведения были извлечены из флэш-карты, купленной за 200 долларов на одном из уличных базаров в Кабуле. Пресс-секретарь Пентагона тогда отказался дать какие-либо комментарии по этому поводу. Однако один из чиновников Минобороны заявил, что документы «скорее всего подлинные». Чем кончилось расследование этого дела, неизвестно. Но, судя по недавней публикации New York Тimes, брат президента и сегодня продолжает свое дело.
Как утверждают специалисты Управления по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США (Drug Enforcement Administration – DEA), своего влияния в наркобизнесе Ахмед Карзай добился после того, как американцы в 2005 году арестовали главного накркобарона Афганистана во времена правления талибов Хаджи Башира Нурзая, который в 2008 году был осужден в Америке на пожизненное заключение.
Один из местных полевых командиров провинции Кандагар, который впоследствии стал членом парламента Афганистана от этого региона страны, сообщил представителям DEA, что Ахмед Карзай, чтобы получить свою долю в нарконаследстве Хаджи Нурзая, довольно активно сотрудничал с весьма влиятельным наркодельцом Афганистана Хаджой Джума Ханом.
Американский эксперт, близкий к разведке, заметил, что пока «не существует никаких доказательств причастности Ахмеда Карзая к наркотраффику, и добавил: «Во всяком случае, таких, которые позволили бы привлечь его к суду». Тот же источник счел должным подчеркнуть, что нельзя сбрасывать со счетов ту положительную роль, которую афганское правительство сыграло в «контртеррористических усилиях США». А некоторые официальные представители правящих кругов Америки заявили, что все утверждения прессы о роли Ахмеда Карзая в торговле наркотиками нельзя считать достаточно убедительными.
Однако часть американских политиков считает, что ставка, которую Белый дом делает на брата афганского президента, самой влиятельной политической фигуры на юге страны, где наиболее сильны позиции талибов, крайне негативно сказывается на стремлении США создать эффективное центральное правительство в Кабуле, способное поддерживать законность и порядок в Афганистане, и в конечном итоге могло бы позволить Вашингтону вывести оттуда свои войска.
«Если мы собираемся реализовывать в Афганистане стратегию, направленную на защиту населения страны, а войска США воспринимаются афганцами как сила, поддерживающая головорезов, то мы наносим ущерб сами себе», – заявил один из высокопоставленных сотрудников американской военной разведки генерал-майор Майкл Флинн.
Сегодня, когда в различных провинциях Афганистана сражается большое количество американских солдат, отношения Белого дома с Ахмедом Карзаем вызывают большое раздражение в среде военных США и некоторых соратников президента Обамы. Они считают, что причастность брата Хамида Карзая к торговле героином и те «мафиозные» методы, которые он использует в управлении южными районами Афганистана, делают его весьма зловещей фигурой.
Приводятся достаточно обоснованные аргументы в пользу того, что значительная часть своих доходов Ахмед Карзай получает от содействия наркобизнесу. «Через южный регион Афганистана проходят сотни миллионов наркотических долларов. А здесь ничего не происходит без ведома региональных властей», – сообщил журналистам высокопоставленный американский военный в Кабуле.
Брат президента категорически отрицает свою причастность к торговле наркотиками. «Я никогда не участвовал в наркобизнесе, я никогда не извлекал из этого выгоду, я никогда не помогал никому транспортировать наркотики», – заявил он недавно в интервью ABC News в Кандагаре. Правда это или нет, со временем станет ясно. Но сегодня Афганистан вырвался на первое место в мире по производству героина.
ГЛАВНЫЙ ИГРОК «ЗОЛОТОГО ПОЛУМЕСЯЦА»
В конце августа 2008 года Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) опубликовало очередной ежегодный доклад о культивировании опиумного мака в Афганистане. «Еще ни одна страна в мире, кроме Китая середины XIX века, не производила столько наркотиков, сколько современный Афганистан», – утверждают составители этого документа.
По оценкам экспертов, в настоящее время более 90% опиума, поступающего на мировой рынок наркотиков, имеет афганское происхождение. Сегодня опиумный мак высевается в Афганистане на площадях, превышающих 190 тыс. гектаров. В 2007 году доходы афганских наркобаронов превысили 3 млрд. долл. По разным выкладкам, это составило от 40 до 50% официального ВВП Афганистана. В настоящее время площади посевов опийного мака в этой стране превосходят размеры плантаций коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятых.
В контролируемых правительством Хамида Карзая северных и центральных районах Афганистана выращивается только 20% опиумного мака. Остальная часть доходного зелья произрастает в южных провинциях страны на границе с Пакистаном, в зоне боевых действий войск НАТО. Главным центром производства наркотиков является находящаяся под опекой британских войск провинция Гильменд.
К сожалению, культивирование мака является единственным источником доходов для афганских крестьян. По свидетельствам земледельцев, постоянные засухи делают крайне нерентабельным производство пшеницы, посевы которой к тому же постоянно погибают. Маку практически не нужно влаги. На мировом рынке цены на пшеницу значительно ниже стоимости опиума. За сезон афганский крестьянин может продать свой урожай полезного злака не более, чем за 250 долларов. А опиум приносит более существенные доходы. Поэтому все усилия Запада по сокращению площадей посевов мака натыкаются на стену крайне жесткого противодействия со стороны афганских земледельцев.
Афганистан вместе с Ираном и Пакистаном входит в так называемые страны «золотого полумесяца», в которых выращиваются значительные количества опиумного мака. В прошлом году неблагоприятные погодные условия привели к снижению урожая до 5500 тонн, что на 31% ниже, чем в предыдущий год. Однако если бы весь этот урожай был переработан, то из него удалось получить около 648 тонн чистого героина.
Производство наркотиков в Афганистане особенно сильно возросло после отстранения от власти в стране лидеров движения «Талибан». В Россию и Западную Европу афганские наркотики поставляются через Таджикистан и Киргизию. Основным каналом поступления афганского героина в США является Мексика. Большая часть «белой смерти», импортируемой в Европу и Восточную Азию, произведена из афганского опиума.
«Талибан» и другие антиправительственные группировки в Афганистане непосредственно участвуют в производстве опиума и получают значительную долю прибыли от торговли им. Основным источником доходов талибов является опиум. Глобальная коррупция и нестабильность внутренней ситуации в государстве серьезно препятствуют эффективной реализации мер по борьбе с наркотиками.
Обвинения, прозвучавшие в адрес ближайшего родственника президента Афганистана Хамида Карзая, не стали каким-то откровением для афганцев. Они уже давно считают младшего брата президента «куклой» Америки. Хотя не так давно, говоря о восстановлении американцами Афганистана, находящегося в состоянии полной экономической разрухи, Ахмед Карзай заметил: «Что они нам дали? Ничего. Народ устал, и я уже не знаю, что говорить ему».
Сообщения о том, что руководитель совета провинции Кандагар уже несколько лет отхватывает жирную часть четырехмиллиардного опиумного пирога Афганистана, тоже мало чем удивили его сограждан. На улицах Кабула и Кандагара имя Ахмеда Вали ассоциируется с преступным миром. В силу своего положения он имеет знакомых в среде дипломатов, сотрудников контртеррористических ведомств, военных США и НАТО. Это позволяет брату президента должным образом улаживать многие дела, в которых в той или иной мере оказываются замешаны антисоциальные элементы афганского общества.