Депортация очередного российского «шпиона» из США.
Фото из журнала «Магистраль»
Недавний обмен десяти российских разведчиков-нелегалов на четырех подданных РФ, сдававших и продававших секреты своей Родины американской и английской разведкам, и разрешение Белого дома на возвращение домой иранского физика Шахрама Амири вызвало множество недоуменных вопросов у зарубежных и отечественных экспертов. Многие из них уверены в том, что столь неразумные действия спецслужб России в определенной мере обусловлены упавшим уровнем профессионализма.
Сегодня информацию политического, экономического и даже военного характера можно добывать, совсем не тратя большие средства на организацию шпионских сетей. Ее можно, не сильно напрягаясь и за не очень большие деньги, получать от компаний, занятых в сфере лоббирования.
ЛОББИСТЫ ВМЕСТО ШПИОНОВ
Вместо того чтобы в течение долгих лет содержать тайных агентов с надеждой на то, что им в конце концов все-таки удастся найти доступ к источникам информации в политических, экономических и военных кругах своих антагонистов и даже друзей, большинство спецслужб предпочитают получать аналитические и достоверные данные от своих сотрудников, работающих под дипломатическими и прочими «крышами» в зарубежных странах. При этом они весьма широко пользуются услугами различных лоббистских фирм, прежде всего в США, которые, правда, в соответствии с американскими законами обязаны информировать федеральное Министерство юстиции в лице его подразделения, именуемого Отделом регистрации иностранных агентов (Foreign Agent Registration Unit), о своих контактах с представителями дружественных и враждебных Америке стран.
Это подразделение в составе более дюжины специалистов было создано в 1996 году. Однако за все время существования главного надзирателя юридических норм Америки в сфере нераспространения национальных секретов Вашингтона этому ведомству удалось выдвинуть обвинения только против нескольких подобных фирм. Установленное законом наказание понесли всего лишь два бывших сотрудника спецслужб. Один из них, Марк Коун, бывший помощник Юридического совета директора ЦРУ, являвшийся партнером компании Patton Boggs, был обвинен в том, что он снабжал конфиденциальной информацией Министерство торговли и промышленности КНР, которое входило в число его клиентов.
Вторая – сотрудница разведки США, обвиненная в незаконной деятельности против интересов Америки, Мелисса Бойль Маль (Melissa Boyle Mahle) проработала в ЦРУ более 16 лет и значительный период времени провела в Палестине в качестве агента главного заокеанского шпионского ведомства.
Минюст США также полностью осведомлен о том, что компанией Jefferson Waterman, которая имеет прямые контакты с администрацией президента Азербайджана и правящими кругами Косово, руководят три ветерана американских спецслужб. Двое из них, Чарльз Вотерман (Charles Waterman) и Самуил Хоскинсон (Samuel Hoskinson), в течение многих лет трудились в Совете национальной разведки США (National Intelligence Council), а третий из бывших разведчиков, Самуил Ваймен (Samuel Wyman), 11 лет подвизался в оперативном штабе ЦРУ.
Разведка КНР в течение многих лет проявляла определенную сдержанность в привлечении американских фирм для получения интересующей её информации. Но с 2005 года она изменила свою тактику и стала пользоваться услугами заокеанских специалистов.
Россия, как утверждают многие зарубежные специалисты, является одной из тех редких стран, которые крайне редко прибегают к услугам лоббистских фирм, в составе которых трудятся бывшие довольно высокопоставленные сотрудники американского разведывательного сообщества. То есть люди, имеющие тесные контакты с действующими специалистами разведывательного сообщества США, знающие многие секреты тайных служб и способные предоставлять иностранным государствам необходимые данные. Тем более те вовсе не лежат за семью печатями, а носят практически открытый характер. Они просто обладают навыками сбора и обработки такой информации, а из данных, разбросанных по различным источникам, способны создать ясную и достоверную картину по интересующим их клиентов вопросам. Именно поэтому, как утверждают заокеанские аналитики, некоторые крупные отечественные компании, как, например, «Газпром», вместо того чтобы обращаться за нужными сведениями к соответствующим структурам отечественных спецслужб, весьма активно использует в своих интересах юридическую американскую фирму Venable и лоббистскую компанию Gavin Anderson, а «Росатом» просто имеет прямые контакты с маркетинговой компанией Apco Worldwide и фирмой White & Case.
Бывший сотрудник разведывательного управления Государственного департамента США Марк Лоуенталь (Mark Lowenthal) заявил журналистам, что русские нелегалы собирали совершенно открытую информацию. По его мнению, ради этого их не стоило засылать в Америку. «Если я хочу узнать о политике США в отношении Ирана, то я могу просто почитать газету», – заметил специалист.
ГЕНИЙ АНАЛИТИКИ
Будущим разведчикам, обучающимся в спецшколах, в качестве одного из главных примеров открывающихся для них возможностей по добыванию сведений рассказывают историю Бертольда Якоба, которого называют журналистом, военным экспертом, профессором, политическим деятелем и даже издателем. Именно его специалисты в области разведки считают классиком извлечения необходимой информации из открытых источников.
В середине 30-х годов прошлого столетия гражданин Германии Бертольд Якоб, спасаясь от нацистов, эмигрировал из «Фатерлянда».
В это время Гитлер пришел к власти, он начал активное перевооружение немецкой армии. Все мероприятия по реформированию вермахта держались в строжайшем секрете и сведения о них были доступны только очень ограниченному кругу лиц.
А практически сразу же после отъезда Якоба на прилавках лондонских магазинов появилась его книга, в которой были приведены подробные данные о новой структуре фашистской армии. В труде профессора или журналиста были приведены биографии всех высших чинов генерального штаба и 168 генералов, командиров немецких дивизий, и даны их характеристики.
В Германии книга Якоба произвела эффект разорвавшейся бомбы. Гитлер решил, что утечка секретной информации произошла из верхних эшелонов власти. Чтобы выявить предателей, фюрер лично отдал приказ шефу немецкой разведки и контрразведки Вальтеру Николаи всеми возможными и невозможными способами доставить автора в Берлин, любыми методами добиться от него признания и получить имена всех его сообщников. Что и было сделано агентами гестапо.
В 1937 году Якоб был приглашен в швейцарский город Базель агентом гестапо и абвера Гансом Веземаном, настоящее имя которого было Генрих Мюллер. Он выдавал себя за заклятого врага нацизма, владельца книжного магазина и издателя. Веземан предложил Якобу организовать в Швейцарии издательство и начать выпуск еженедельной антифашистской газеты. Профессор, испытывавший в то время определенные финансовые трудности, согласился на это предложение. Веземан организовал ему конфиденциальную встречу с двумя его друзьями, которые якобы были готовы финансировать это весьма рискованное предприятие. Встреча состоялась в небольшом ресторане Базеля. Во время застолья собеседники и будущие «партнеры» пили крепкие рейнские вина и в бокал Якоба было добавлено снотворное. Через некоторое время спустя «издатель» и его «друзья» попросили официанта помочь им отнести «опьяневшего друга» в автомобиль. Якоб очнулся на пути в Берлин со связанными руками, кляпом во рту и кандалами на ногах. На следующий день его уже жестоко пытали в штаб-квартире берлинского гестапо.
На допросе, который был весьма кратким, Якоб сказал, что все сведения, опубликованные в его книге, были получены из местных газет. «Основание для утверждения, что генерал-майор Гаазе командует 17-й дивизией, расположенной в Нюрнберге, я извлек из некролога, помещенного в местной газете. В ней говорилось, что на похоронах присутствовал генерал Гаазе, командующий 17-й дивизией. В ульмской газете среди светских новостей я нашел данные о свадьбе дочери полковника Вирова с неким Штеммерманом. В заметке упоминалось, что Виров командует 306-м полком 25-й дивизии. Майор Штеммерман был назван офицером службы связи этой дивизии. В газете сообщалось, что он приехал из Штутгарта, где расквартирована его дивизия», – сказал он. Якоб также привел множество других примеров того, как он, тщательно изучая некрологи, колонки светской хроники о свадебных церемониях с перечислением присутствующих «высоких лиц» из числа военных и подобную информацию, публиковавшуюся в региональной печати, сумел по крупицам воссоздать структуру новой армии Германии, что хранилось под большим секретом и считалось государственной тайной особой важности.
Эта история привела к дипломатическому инциденту. Супруга похищенного профессора фрау Якоб привлекла к этому делу внимание общественности, и правительство Швейцарии выразило официальный протест против нарушения суверенитета страны и потребовало немедленного освобождения украденного Якоба. Фашистская Германия категорически отвергла предъявленные обвинения и заявила, что у нее якобы нет такого человека. Только спустя полгода немецкая полиция передала швейцарским пограничникам истощенного, старого, больного человека со следами глубоких шрамов от перенесенных им пыток на Принц-Альбрехтштрассе, 8. Это и был Бертольд Якоб.
В нейтральных и союзных государствах для ведения с их территории подрывной работы против государств, признанных руководством Третьего рейха враждебными, были созданы военные организации абвера (Krigsorganisation). Для координации действий военных атташе, изучения иностранной прессы, радиопередач и литературы в центральном аппарате абвера был организован специальный зарубежный отдел (Ausland), тесно взаимодействовавший с немецким Министерством иностранных дел.
ОКЕАНЫ ИНФОРМАЦИИ
Сегодня все спецслужбы мира большую часть разведывательной информации черпают из открытых источников. Аналитики, специализирующиеся в области разведки, утверждают, что из газет, журналов, докладов зарубежных «мозговых трестов», материалов научных конференций и т.д. можно получить все сведения, необходимые представления достаточно полной картины о событиях, происходящих в зарубежных странах в самых различных областях начиная с политики и кончая военным производством.
Особое внимание анализу открытых источников уделяется всеми 16 структурами разведывательного сообщества США. В каждом из этих органов функционируют достаточно мощные аналитически аппараты с большим количеством хорошо подготовленных специалистов. Этот вид разведки, действующий в США еще со времен Второй мировой войны, сегодня выделен в отдельную сферу деятельности спецслужб и именуется «разведкой на базе анализа открытых источников информации» (Open Source Intelligence – OSINT).
Бывший президент США Линдон Джонсон, произнося речь на церемонии принятия присяги Ричардом Хелмсом, который в 1966 году был назначен директором ЦРУ, заявил, что «высшие достижения не являются результатом потихоньку пересказанной тайной информации, а происходят из терпеливого, ежечасного изучения печатных источников».
Разведку на базе анализа открытых источников информации специалисты США ведут с февраля 1941 года, когда в составе комиссии по коммуникациям была учреждена Информационная служба зарубежного вещания (Foreign Broadcast Information Service – FBIS). Ее главной задачей был контроль радиовещания стран нацистского блока, на ее функционирование было выделено 150 тыс. долл. После начала Второй мировой войны FBIS была передана в подчинение МО США, в послевоенный период вошла в структуру в ЦРУ.
Еще в 1947 году весьма известный аналитик ЦРУ Шерман Кент, который в США считается основоположником «аналитической разведки», утверждал, что в мирное время до 80% информации, используемой политиками при принятии решений, можно получать из открытых источников. Вслед за ним бывший руководитель Разведывательного управления МО США генерал-лейтенант Самуэль Уилсон еще выше поднял значимость этой формы добывания разведсведений. Он заявил, что 90% необходимых сведений разведка получает из открытых источников, а остальную информацию добывает агентура. Сегодня этот потолок поднят в США до 95%. Правда отдельные американские специалисты утверждают, что заокеанские спецслужбы еще не в полной мере используют все возможности этого весьма дешевого и эффективного способа добывания данных.
Один из специалистов отечественной разведки в беседе с «НВО» заметил, что появление Интернета, из которого сегодня можно извлекать море информации, в значительной мере изменило формы и методы деятельности спецслужб. «Сегодня разведчики могут получать из Всемирной паутины практически все необходимые им сведения. Все дело лишь в том, чтобы правильно скомпоновать отрывочные данные в целостную картину. Поэтому значимость нелегальной агентуры, содержание которой достаточно дорого обходится государству и сопряжено с определенным риском, становится менее весомой. Хотя она, вне всякого сомнения, необходима, поскольку существуют секреты, которые просто невозможно добыть другим путем», – заявил эксперт.