Американская армия устала от бесконечной борьбы с террористами, и не прочь передоверить её спецслужбам.
Фото Reuters
Борьба США с глобальным террором в большей степени, чем любые другие войны, которые на протяжении всей своей истории вела Америка, является войной американской разведки. Такое заявление в докладе, опубликованном фондом «Наследие» (Heritage Foundation), крупнейшим американским научно-исследовательским центром консервативной ориентации, занимающимся широким спектром исследований международной политики, сделал до 2009 года возглавлявший ЦРУ, а до этого времени занимавший посты директора Агентства национальной безопасности и первого заместителя директора национальной разведки США, бывший генерал ВВС США Майк Хайден (Michael Hayden).
АРГУМЕНТЫ ГЕНЕРАЛА
Во времена холодной войны, как отметил отставной глава ЦРУ, главными врагами США были СССР и страны Варшавского договора. Этот противник был на виду, однако его было весьма сложно уничтожить, поскольку он располагал огромными силами. Война с террористами перевернула все с ног на голову. Нового врага Америки крайне сложно обнаружить, и именно это обстоятельство ставит спецслужбы США, владеющие навыками обнаруживать невидимое, во главу угла борьбы с исламскими радикалами. Сегодня только разведка, как считает Хайден, способна обеспечить победу Америки в уже много лет длящемся конфликте, чего до сих пор не было ни в одном противостоянии Белого дома своим противникам.
США, по мнению Хайдена, должны вынудить моджахедов перейти к тактике проведения более простых и предсказуемых атак, вероятность успешного проведения которых, их количество и глобальные последствия должны быть сведены к минимуму.
В постоянных дебатах, которые ведут специалисты в области обеспечения национальной безопасности США и их оппоненты, многократно звучат рассуждения о том, что разведка никогда не предоставит прессе оперативных данных о передвижениях войск Пентагона и их дислокации в горячих точках. Однако американские СМИ довольно свободно и подробно обсуждают многие детали, касающиеся намерения спецслужб США, вот уже много лет пытающихся получить легальный доступ к банковской программе SWIFT, содержащей персонифицированные данные о сделках американцев, чтобы иметь возможность отслеживать финансовые потоки террористических денег. А эти данные, как утверждает генерал, которые весьма активно используют боевики, отнюдь не способствуют повышению уровня безопасности граждан Америки.
Два года назад Хайден в беседе с репортером газеты The Washington Post заметил, что дела коалиционных войск в Ираке и Афганистане продвигаются совсем «не плохо». Он сказал, что «Аль-Каида» понесла практически стратегическое поражение в Ираке, но не от американцев, а от вооруженных формирований суннитов в провинции Анбар. В Саудовской Аравии, где боевики предприняли серьезные усилия по ослаблению королевской власти и подрыва стабильности в этой стране, они тоже потерпели поражение. Находящееся в зоне племен Пакистана руководство «Аль-Каиды» озабоченно тем, чтобы выжить, а вовсе не тем, чтобы нанести очередные удары по странам Запада.
Пакистанская армия нанесла поражение контингентам «Талибана» в долине Свэт, где они напали на полицейский участок и захватили 30 заложников, разгромила ячейки талибов в округе Баджаур и провела несколько операций в расположенном в так называемой зоне племен у афгано-пакистанской границы в Южном Вазиристане. Однако пакистанские военные во всех этих схватках потерпели тяжелые потери. Как считает Хайден, это объясняется тем, что пакистанская армия еще не готова вести эффективные бои с партизанами, имеет тяжелое вооружение, предпочитает передвигаться только по дорогам, а ее командиры слишком большое значение придают действиям артиллерии.
НОВАЯ ТАКТИКА МОДЖАХЕДОВ
Бывший начальник ЦРУ и ряд служащих под его началом офицеров были крайне озабочены атакой боевиков на Мумбаи. Это было вызвано их боязнью, что небольшая группа моджахедов «Аль-Каиды», вооруженных всего лишь автоматами и гранатами, нападет на одну из школ города. Эта террористическая организация всегда отличалась тем, что для своих акций выбирала цели, нападение на которые должно иметь масштабный характер, страшные разрушительные последствия и вызывать огромный политический резонанс. Руководство коалиционных сил тоже опасалось, что «Аль-Каида» сменила свою тактику и от масштабных операций перешла к мелким вылазкам. Подобные акции всегда крайне трудно выявлять и предотвращать.
В последнее время участились случаи, когда радикально настроенные мусульмане предпринимали попытки совершить или проводили террористические акции, никак не планируемые организациями боевиков. Так, молодой нигериец Умар Фарук Абдулмуталлаб пытался взорвать трансатлантический лайнер Northwest Airlines, когда тот приближался к посадочной полосе в Детройте. Выходец из Пакистана Фейсал Шахзад намеревался произвести взрыв на самой людной площади Нью-Йорка Тайм-сквер. Майор армии США, психиатр Малик Надаль Хасан устроил бойню на военной базе Форт-Худ, жертвами которой стали 12 военнослужащих, а еще 31 человек был ранен. Американец афганского происхождения 25-летний Наджибулла Зази признал себя виновным в намерении осуществить теракт в Нью-Йоркском метро.
С мнением Хайдена, его подчиненных и руководства коалиционных сил в Ираке и Афганистане полностью согласен председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен. 21 ноября он заявил прессе, что, по его мнению, ячейки «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове будут пробовать тактику нанесения небольших и малозатратных ударов по Америке. Он также добавил, что террористическая группировка боевиков в Йемене значительно увеличила свою численность и стала крайне опасной. В силу этого контртеррористические организации Америки должны более тщательно следить за их деятельностью.
Опасения генералов, ведущих войну с моджахедами, полностью подтвердились. В редакционной статье специального летнего номера журнала «Вдохновение» (Inspire), впускаемого в Интернет отделением «Аль-Каиды», базирующимся на территории Йемена, лидеры боевиков объявили, что они могут добиться более значительно успехов в войне против Америки, если перейдут к тактике нанесения мелких ударов по объектам США, нанося ущерб ее экономике. Такие акции они называют «операциями кровопускания». Их достаточно просто осуществлять с использованием обыкновенных средств нападения, а общие расходы на их подготовку и проведение, как правило, не превышают 4.2 тыс. долл. Боевики считают, что «Аль-Каиде» очень выгодно держать своего главного врага в постоянном страхе и напряжении, не тратя много времени и средств на проведение терактов.
«Для уничтожения Америки у нас нет необходимости наносить масштабные удары», – говорится в редакционной статье этого журнала и отмечается, что при таком подходе к проведению акций в них будут участвовать очень незначительные силы, они будут готовиться очень быстро и американским спецслужбам просто не хватит времени, чтобы выявить грядущее нападение и принять необходимые меры по его предотвращению.
В настоящее время контрразведывательным службам США удается достаточно успешно предотвращать крупные террористические атаки. В организации таких акций, как правило, участвуют значительные силы моджахедов, действия которых просто не могут не попасть в поле зрения спецслужб. Террористические организации должны вербовать своих боевиков и обучать их в специальных лагерях, а эта деятельность тщательно контролируется разведкой. Они должны финансировать готовящиеся акции, предоставить террористам необходимые средства для нанесения ударов и обеспечить их перемещение в районы атак. Все это тоже крайне сложно осуществить с высокой степенью скрытности и не попасть в поле зрения контрразведки.
В США создан достаточно эффективный антитеррористический центр, сотрудники которого занимаются анализом открытых данных. Сегодня «Аль-Каида» находится под большим давлением спецслужб. Она, правда, не становится от этого менее опасной. Боевики имеют достаточно сил и средств и вполне способны, хотя и ограниченном объеме, организовывать крупные удары по Америке.
Однако в целом сегодня возможности проведения «Аль-Каидой» террористических атак стали существенно ниже, чем это было три, шесть и девять лет назад. По мнению Хайдена, на современном этапе террористам стало все-таки значительно труднее проводить масштабные нападения на Америку и другие западные страны. Их акции начинают приобретать более мелкий характер, но проводятся и будут проводиться значительно чаще. Поэтому спецслужбам необходимо всеми мерами получать сведения о такого рода терактах и своевременно предотвращать их.
Для современных политических лидеров Америки самым трудным вопросом является вопрос о том, как разведывательные службы должны изменить свои подходы к обнаружению террористов и предотвращению планируемых ими акций.
В современных условиях разведка играет крайне важную роль, однако ее место и степень активности определяются политиками, устанавливающими пределы, в которых могут действовать спецслужбы. Сегодня политические лидеры Америки должны решить и вопрос о том, в какой мере спецслужбам следует изменить стиль и масштабы своей деятельности, чтобы они были способны своевременно и с большой степенью вероятности обнаруживать и предотвращать готовящиеся атаки боевиков в различных регионах мира.
Хайден поддержал твердое намерение президента США Барака Обамы закрыть тюрьму в Гуантанамо, который во время предвыборной кампании обещал сделать это в 2010 году. Однако тюрьма функционирует до сих пор, и пока нет свидетельств о ее ликвидации в ближайшее время. Экс-глава ЦРУ высказался и за запрет жестоких пыток заключенных, применявшихся следователями ЦРУ и специалистами других спецслужб. Но он посетовал на то, что до сих пор не было предложено никаких других альтернатив этим методам получения от боевиков информации, необходимой разведке для борьбы с мировым терроризмом.
Он также подчеркнул, что сегодня Америка находится в состоянии войны, каждый заключенный является военнопленным и его необходимо допрашивать соответствующими военному времени методами. Это должно делаться в соответствии с нормами федеральной и мировой судебной системы. Однако необходимо отказаться от ненужной риторики и религиозных постулатов и делать только то, что диктуют реальные обстоятельства. С задержанными следует обращаться как с пленниками войны. А это неизбежно ведет к определенной жесткости процесса расследования и применения не слишком мягких методов допросов лиц, подозреваемых в терроризме.