Дональд Рамсфелд, будучи шефом Пентагона, первым подумал о том, что ему нужна своя секретная разведка для тайных операций и ослабления зависимости от ЦРУ в получении разведсведений.
Фото Reuters
В проекте закона о бюджете МО США на 2013 финансовый год, как сообщили американским СМИ некоторые заокеанские эксперты, фигурирует положение, разрешающее специалистам Разведывательного управления МО (РУМО) работать в зарубежных странах, пользуясь статусом сотрудников американских фирм и других организаций, занятых в сфере экономического сотрудничества США с различными государствами.
Проектом нового закона утверждается решение МО о создании в рамках РУМО подразделения агентурной разведки Управления секретных операций (Defense Clandestine Service). На реализацию новых инициатив в области совершенствования военной разведки и повышения ее эффективности Пентагон может получить около миллиарда долларов.
В будущем законе есть положение, в соответствии с которым соответствующие инстанции военного ведомства должны ограничивать рост численности сотрудников агентурной разведки МО и представить законодателям доклад о мероприятиях, направленных на совершенствование системы управления в этой области деятельности.
ОПЫТ ЦРУ – В АРМИЮ
Как сообщил журналистам один из сотрудников Пентагона, вопрос о необходимости создания Управления секретных операций (УСО) возник после проведения в прошлом году экспертами аппарата директора национальной разведки (ДНР) исследования, в котором была оценена эффективность функционирования РУМО и даны рекомендации по совершенствованию его деятельности. Этот доклад носил закрытый характер. Однако, как удалось выяснить прессе, его авторы пришли к заключению, что военным спецслужбам необходимо заниматься сбором информации по приоритетным направлениям обеспечения национальной безопасности США в целом, а не ограничиваться только добыванием сведений в пределах ТВД. Пентагон должным образом отреагировал на замечания ДНР. В результате этого появился план введения в структуру РУМО нового подразделения, приказ о создании которого министр обороны Леон Панетта подписал в середине апреля этого года.
Как полагают американские эксперты, военный министр, который не так давно руководил Центральным разведывательным управлением (ЦРУ), видимо, решил воспользоваться опытом своего бывшего ведомства в проведении тайных операций и отдал команду об учреждении специального подразделения агентурной разведки в МО.
До последнего времени ЦРУ было почти полным монополистом в области проведения тайных операций. Оперативные работники этого ведомства снабжали руководство Пентагона сведениями, которые касались главным образом Ирака, Афганистана. В последние годы они стали обеспечивать военных данными об Иране и о некоторых других государствах. Они также предоставляли МО сведения о террористических группировках, действующих в горячих точках.
Создаваемая структура агентурной разведки МО, формально входящая в состав РУМО, как считают американские эксперты, будет совершенно самостоятельным подразделением разведывательного сообщества США. Они также полагают, что она будет непосредственно подчиняться заместителю министра обороны по разведке, кресло которого в настоящее время занимает Майкл Викерс, принимавший самое активное участие в разработке планов учреждения УСО вместе с коллегой из ЦРУ, возглавляющим Национальную службу тайных операций. До назначения на свой последний пост в Пентагоне Викерс служил в силах специального назначения СВ, в ЦРУ, а также был помощником министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Пентагон не впервые предпринимает попытку создать стратегическую агентурную разведку. Около 10 лет назад первый шаг в этом направлении сделал Дональд Рамсфелд, занимавший в то время пост министра обороны. Сообщение о том, что в Пентагоне существует секретный разведывательный отдел, занимающийся проведением тайных операций, появилось в начале 2005 года в газете Washington Post. Как объявила тогда газета, этот отдел к тому времени функционировал в МО уже в течение двух лет.
По данным издания, идея создания такой структуры принадлежала Рамсфелду. Тогда, как и в этот раз, она была создана без предварительного согласования с законодателями. А средства на ее учреждение были извлечены из ассигнований, выделенных на другие программы. Этот факт крайне возмутил парламентариев. И они потребовали объяснений.
Такая же ситуация сложилась и совсем недавно. Один из высокопоставленных сенаторов, который в самом общем смысле был предварительно ознакомлен с новым решением Пентагона о создании УСО, заявил: «Мой вопрос: зачем это? Чего не хватает сейчас и что происходит?» И в этот раз парламентарии потребовали разъяснений.
Во времена Рамсфелда Washington Post сообщила о том, что сотрудники созданного отдела агентурной разведки работали в Ираке и в Афганистане, а также в некоторых других горячих точках. По данным газеты, военный министр, которому, по ее информации, была непосредственно подчинена новая служба, хотел таким образом повысить эффективность обеспечения руководителей войск информацией о противнике и создать разведывательную структуру, способную выработать новые методы борьбы с ячейкам боевиков. Кроме того, он намеревался в максимальной степени снизить зависимость МО от ЦРУ в области получения разведсведений.
Тогда официальный представитель МО по связям с общественностью подтвердил информацию прессы. Однако он опроверг заявления о том, что новый отдел был непосредственно подчинен военному министру. Он сообщил, что новое подразделение организационно входит в РУМО и подчиняется его руководителю. Правда, его деятельность непосредственно контролируется заместителем министра обороны по разведке.
Как сегодня сообщает американская пресса, на начальном этапе в состав УСО будет введено несколько сотен оперативных сотрудников РУМО, которые работали в Ираке и Афганистане, а также в некоторых других регионах мира, где США сохраняют военное присутствие. В соответствии с планами Пентагона в ближайшие годы штатная численность нового управления будет значительно увеличена. В него будет направлено около 15% личного состава РУМО, в основном военнослужащих, имеющих соответствующую подготовку и опыт агентурной работы.
По словам анонимного специалиста Пентагона, создание УСО «не означает привлечения новых людских ресурсов» и появления у МО «новых полномочий». Военное ведомство просто переориентирует свою разведывательную деятельность, поскольку оно выходит «из зон военных действий».
В военной разведке в ее нынешнем состоянии на агентурном направлении карьерный рост офицеров был значительно затруднен. Как установили аналитики аппарата ДНР, руководство Пентагона довольно редко продвигало по служебной лестнице специалистов агентурной разведки, находившихся в зарубежных командировках. По этой причине многие высококвалифицированные сотрудники РУМО управления переходили на работу в ЦРУ или меняли специализацию в рамках МО. Как считают руководители военного ведомства, создаваемая структура даст возможность оперативным сотрудникам агентурной разведки более активно работать за пределами США и обеспечит стабильное повышение по службе. Высшие чиновники Пентагона убеждены в том, что с появлением УСО этот недостаток военной разведки будет в значительной мере ликвидирован, как и текучесть ее кадрового состава.
ПАРАЛЛЕЛЕЙ НЕ БУДЕТ
Эксперты отмечают, что решение Пентагона о создании самостоятельной агентурной структуры, которая будет решать задачи, ранее выполняемые сотрудниками ЦРУ, вызвано тем, что руководство МО и командующих объединенных и специальных командований не всегда устраивали данные по Ираку и Афганистану, предоставляемые специалистами управления, поскольку они недостаточно сведущи в военных вопросах.
Сотрудники РУМО до настоящего времени занимались в основном сбором сведений о непосредственных военных угрозах ВС и не понимали, какие задачи стоят перед ними в более масштабном демографическом и политическом аспектах.
Официальные представители МО утверждают, что новое агентурное ведомство МО будет тесно сотрудничать с ЦРУ и другими структурами разведывательного сообщества. Совместно они будут представлять руководящим инстанциям Белого дома более объективную и достоверную картину ситуации в мире. Они не будут соперничать в той мере, в которой это было до сих пор, а будут только дополнять друг друга и более эффективно обеспечивать защиту безопасности Америки.
Создание УСО происходит в рамках реализуемых руководством Белого дома мероприятий по оптимизации деятельности разведывательного сообщества, организации действенной системы обмена информацией между спецслужбами и повышения эффективности их совместной деятельности. В настоящее время наметилась тенденция сближения разведывательных структур. Так, силы специального назначения Пентагона все шире начинают заниматься сбором разведывательной информации в зарубежных странах и более тесно сотрудничают с ЦРУ по достаточно широкому спектру вопросов.
Сотрудничество начинает становиться более эффективным и на самых высоких уровнях руководства МО и ЦРУ, поскольку лидеры этих структур обретают все больший опыт работы и видят многие проблемы разведки в более широком ракурсе. Как уже отмечалось, нынешний военный министр Леон Панетта, до того как занял свой последний пост, некоторое время руководил ЦРУ. Сменивший его отставной генерал Дэвид Петреус в 2008–2010 годах занимал пост командующего Центральным командованием США, а затем командовал силами США и НАТО в Афганистане. Свою службу в Пентагоне генерал закончил в середине 2011 года, а в сентябре уже занял кресло директора ЦРУ.
Как сообщают американские СМИ, многие специалисты в области разведки не разделяют оптимизма Пентагона и считают, что идея создания новой спецслужбы обречена на провал. В связи с развитием технологий значительную часть разведывательной информации МО получает с помощью электронных средств и из открытых источников. Объем этих данных иногда доходит до 95% всех собираемых разведкой сведений. И только 5–10% сведений добывается сотрудниками агентурной разведки. Это привело к существенному снижению значимости данного направления деятельности агентурной разведки, а ее структуры сильно деградировали.
Существенный урон престижу службы нанесли годы длительного соперничества разведывательных структур, которое началось еще в конце 80-х годов во времена президентства Джимми Картера. Эта проблема так и остается до конца нерешенной. Ее решению, как полагают некоторые американские эксперты, не поможет и появление УСО в Пентагоне, оно лишь усложнит взаимоотношения членов разведывательного сообщества. Они утверждают, что агентурная разведка – крайне дорогое удовольствие. Пентагон уже неоднократно предпринимал попытки усовершенствовать этот вид своей деятельности, но ни одна из предпринятых попыток не дала реально значимых положительных результатов. По мнению специалистов, прежде чем создавать какие-то новые структуры разведки, необходимо навести порядок в существующих. Для начала нужно преодолеть кризис в отношениях разведывательных органов различных ведомств и только после этого заниматься их реконструкцией.