Пираты три недели успешно скрывали это судно в море от разведки ВМФ.
Фото Reuters
В редакцию «НВО» пришло письмо из Лефортовского СИЗО, что вызвало у нас крайнее удивление. Каким образом «Независимое военное обозрение» попадает в места не столь отдаленные – передают ли его, спрятав в краюхе хлеба, как передавали другие газеты заключенным во времена Ульянова (Ленина), или сидельцы читают электронную версию «НВО» в Интернете – для нас остается загадкой. Оба способа выглядят фантастическими, но тем не менее газету в тюрьме тоже читают и даже, как оказалось, пишут отклики на публикации.
Один из таких откликов можно процитировать: «Насчет Artic Sea в статье «Запад опускает морской шлагбаум» (см. «НВО» № 26 от 03.08.12) вы малость погорячились. Как организатор захвата уточняю… порт приписки для моряков давно отменен, а Artic Sea приписан на Мальте. Вернее, был приписан до переименования в Shelley Express.
Кстати, говоря о присутствии наших ВМФ в Мировом океане, во времена СССР именно в районе островов Зеленого Мыса звучал позывной «Рашпиль», услышав который все пираты, диктаторы и просто плохие парни падали в обморок, ибо знали, что если советский моряк позовет «Рашпиля», то примчатся корабли ВМФ СССР и будут азартно топить всех злодеев, а уже потом задавать вопросы. Хотя обычно до второго не доходило.
Да, а вам не кажется, что «НВО» не помешала бы постоянная флотская рубрика? И в ней можно было бы уделять колонку описанию иностранных ВМС. Может быть, это чужое великолепие подстегнуло бы командование ВМФ РФ активнее лоббировать интересы океанского кораблестроения в кулуарах власти? А то уж как-то рьяно все кинулись создавать флот уровня банановой республики – сплошь корветы да фрегаты в планах…
И еще могли бы написать о судьбе остальных соплеменников «Петра Великого». Что с ними?
С уважением, Дмитрийс Савинс».
Неужели тот самый с Artic Sea?!
Сейчас только ленивый не пнет командование ВМФ за развал оперативных группировок кораблей и подводных лодок, хотя адмиралы в этом развале меньше всего виноваты. Любые войны, в данном случае – против собственного Военно-морского флота, начинают политики, а расхлебывать заварившуюся кашу приходится военным. Но если даже пиратам понятно, что государство не может защищать свои интересы без военного флота, то почему эту простую истину так трудно усвоить политикам?
Корни проблемы надо искать не в количестве дивизий, эскадр и флотилий, а прежде всего в реальной сфере экономики, в промышленности. Ведь дошло до того, что предприятия, которые раньше обеспечивали подводные лодки аккумуляторными батареями, сегодня выпускают стеклопакеты, производители компонентов баллистических ракет штампуют одноразовую посуду, а судостроители делают мягкую мебель и хрустальные рождественские яйца. Оставшиеся без работы высококвалифицированные сварщики и другие специалисты сегодня трудятся в иностранных компаниях нефтегазодобывающей отрасли. А новых никто не учит, потому что в 90-х годах правительство уничтожило среднее профессионально-техническое образование как ненужную обузу в бюджете и восстанавливать его теперь некому, так как нет в стране министерства среднего образования. А в итоге наша великая морская держава, как любят кричать на каждом углу ура-патриоты, превращается в падчерицу действительных хозяев Мирового океана.
Наверное, эти слова прозвучали бы банально, если бы не повод вновь вернуться к теме отечественного судостроения и флота. Письмо со штампиком учреждения ИЗ-99/2, а проще – Лефортовской тюрьмы от осужденного на семь лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима Дмитрийса Савинса, того самого капитана пиратской команды, которая 24 июля 2009 года захватила сухогруз Artic Sea в Балтийском море и удерживала его 21 день, скрытно проведя из Балтики в Центральную Атлантику. Это письмо живо напомнило события трехлетней давности, которые вызывают множество вопросов и не дают ответов ни на один из них.
О том, что на судне с грузом древесины, только что отплывшем от берегов Финляндии и взявшем курс на Алжир, что-то случилось, судовладелец узнал через два часа после захвата Artic Sea пиратами. В течение трех недель сухогруз искали и не могли найти. А ведь у ВМФ когда-то была дальняя разведывательная авиация, несущая службу в воздушном пространстве над Атлантикой. Потом ее сменили низкоорбитальные разведывательные спутники морской разведки. Где они были в июле 2009 года?
А еще разведку в Атлантике осуществляли надводные корабли и подводные лодки Северного и Балтийского флотов. Но в июле 2009 года из всей кораблей ВМФ в море находился только сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота, кому и было поручено задержание пиратов на Artic Sea после того, как один из пособников пиратского захвата фактически сдал своих подельников сотрудникам ФСБ.
В целом получилась несуразная история с захватом и освобождением судна. Но Дмитрийс Савинс не теряет чувства юмора и чувствует себя комфортно даже в тюрьме.
На суде в Архангельске он сказал:
– Заказчик, которому я доверял, обещал обеспечить нам эвакуацию.
– И обеспечил? – уточнил прокурор.
– Ну да, за нами военный корабль пришел.
– А вы имели какое-то отношение к экологии? – спросили у Савинса.
– Да! Мы мусор в море не выбрасывали!
Кстати, коротая время в тюрьме, пират решил написать книгу. Отдельные ее главы он уже выкладывает в своем блоге, который завел в Живом Журнале. История еще не закончена, следствие продолжается.