Спецназ появляется из ниоткуда и исчезает в никуда.
Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Войсковая разведка Вооруженных сил РФ и спецназ Внутренних войск МВД России начали выходить на новый качественный уровень подготовки личного состава своих подразделений. Минувшим летом были приняты значительные изменения в соответствующие руководства, которые тогда же отчасти были уже опробованы в ходе тренировок, учений и соревнований в различных регионах страны. Осенью эта практика продолжается.
Обучали инструкторы-практики
Нетрадиционные методы тренировок подразделений войсковой разведки по вновь принятой методике в течение августа–сентября впервые были опробованы в Западном военном округе (ЗВО). Согласно нововведению, боевую работу в тылу потенциального врага заброшенные группы проводили без оружия и каких бы то ни было средств к существованию. В том же контексте и специальная психологическая подготовка.
Официальный представитель ЗВО полковник Андрей Бобрун подчеркивает, что «подобный лагерный сбор проходит впервые», а география его достаточно широка: полигоны округа разбросаны на огромной территории «от Североморска до Воронежа и от Калининграда до Нижнего Новгорода».
По его словам, «диверсантам приходится выживать в условиях дикой природы, добывать еду и пищу в лесу». Но главное при этом – они должны выполнить поставленную перед ними задачу. Поэтому участники сбора приобретали навыки по завладению оружием противника и возможности его использования при выполнении полученного задания.
Чтобы успешно с ним справиться, разведчики досконально изучали образцы стрелкового оружия различных государств, а также учились различным методам прицеливания и стрельбы из него.
Уникальность новой методики, опробованной на прошедших сборах, еще и в том, что различным подразделениям ставились независимые задачи по действиям в одном районе. К примеру, одна группа получала задачу на ведение разведывательно-поисковых действий с целью найти и условно уничтожить другую разведгруппу, которой, в свою очередь, ставилась задача скрытно преодолеть район учения. Причем подразделения до вступления в учебный бой не знали, против кого им предстоит «воевать».
Обучение проводили офицеры-инструкторы, имеющие большой боевой опыт, приобретенный в ходе локальных вооруженных конфликтов.
Все это осуществлялось вкупе с повторением фундаментального курса специальных дисциплин. По информации полковника Бобруна, в начале сбора войсковые разведчики выполнили обязательную программу по прыжкам с парашютом, совершив более 4 тыс. успешных приземлений под куполом из вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-12 и Ан-26.
На земле молодых разведчиков натаскивали тому, как без лишнего шума взять языка, какими способами можно нарушить управление и связь противника. Где с наибольшей выгодой для пользы дела устроить засаду. Учили также выбору места для обустройства в нем «невидимого» базового лагеря.
При отработке вопросов противостояния в рамках сбора военные разведчики ЗВО регулярно проводили «снайперские дуэли». Огневое противостояние заканчивалось только после условного уничтожения снайперов «противника». В рамках этого противоборства снайперские пары разведывательных рот оттачивали искусство маскировки на пересеченной местности с использованием природного ландшафта, подручных средств, а также штатных средств маскировки. «Ворошиловские стрелки», со своей стороны, тренировались в поиске и уничтожении снайперов «неприятеля». Такое противоборство продолжалось по несколько часов.
В ходе учебы разведывательно-диверсионные группы организовывали засады на маршрутах выдвижения «противника», совершали налеты на его позиции, уничтожали узлы и линии связи с целью нарушить управление в его боевых порядках.
Все это невозможно без прохождения серьезной психологической подготовки, которая кардинально корректирует внутренне состояние участников столь сложных испытаний. В ЦВО отмечают, что подобный подход «позволяет принимать грамотные и взвешенные решения в любых условиях боевой обстановки». А она может сложиться так, что, допустим, при действиях в тылу врага будет отсутствовать связь с командиром. Тот или иной разведчик по воле обстоятельств вполне может оказаться и в отрыве от товарищей. И тут действовать на свой страх и риск, порой доверяясь одной лишь интуиции, он должен выверенно, точно, дабы не дать противнику шансов принять эффективные меры против всей группы.
УДАР ПО АЭРОДРОМУ – НА «ГУСАРАХ»
О других значимых учениях разведчиков ЦВО, прошедших в конце сентября на территории Самарской и Оренбургской областей, известно следующее. В данных учениях участвовали более полутысячи военнослужащих специальных подразделений округа и около 80 единиц авиационной, разведывательной и специальной техники. На самолетах Ан-12 и Ан-26 группы были доставлены в район выполнения боевой задачи, которая состояла в обнаружении и уничтожении боевых машин системы ПВО условного противника. В ходе скрытной разведки местности офицеры и солдаты совершили 50-километровый марш.
В штабе округа рассказали, что «разведчики обнаружили несколько зенитных ракетных комплексов условного противника и устроили на них засады. Личный состав в ходе боевых стрельб из различных видов специального оружия поразил полноразмерные мишени и макеты, имитирующие боевую технику и систему противовоздушной обороны противника».
В ходе следующего тактического эпизода учений личный состав на вертолетах Ми-8 доставили в окрестности «неприятельского» аэродрома. Винтокрылые тяжеловозы Ми-26 забросили восемь боевых автомобилей «Гусар». Это модернизированный армейский «УАЗ», удлиненный, с люком на крыше, в котором может быть установлен крупнокалиберный пулемет или переносной зенитно-ракетный комплекс. В ходе проведения спецоперации под прикрытием вертолетов поддержки Ми-24 разведчики захватили аэродром и успешно удерживали его до подхода основных сил. В процессе захвата ими были отработаны навыки рукопашного боя с использованием холодного оружия.
Винтокрылая авиация также активно участвовала в тактико-специальных учениях. Летчики на 15 машинах «уничтожили» скопление условных бандформирований. Они были обозначены более чем 200 замаскированными полноразмерными мишенями и макетами боевой техники. Экипажи выпустили по ним свыше 100 неуправляемых авиационных ракет С-8 и сбросили 20 авиабомб на укрепленный объект, имитировавший склад.
ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ И В АТАКУ – С ГОР
Параллельно подразделения разведки Южного военного округа (ЮВО) в рамках аналогичных учений провели трехсуточный рейд по тылам «противника». Это имело место на учебно-тренировочных комплексах, расположенных в Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии, и особенности там были горные. Официально отмечается, что обучение проходило по специально разработанной программе, которая включала занятия по тактике ведения боя, владению современным оружием, а также альпинистской подготовке. Кроме того, каждый военнослужащий выполнил не менее 10 прыжков с парашютом, в том числе и в ночное время.
В ходе рейда разведчики отработали соответствующие учебные задачи по добыче важной информации о «противнике», а также уничтожили на «вражеской» территории узлы связи.
Особое внимание уделялось совершенствованию навыков противодействия диверсионно-разведывательным группам противоборствующей стороны, использованию специальных технических средств разведки. Детально отрабатывалась техника движения в связке в условиях горно-лесистой местности, перемещения по скалам со страховкой, преодоления вертикальных склонов, спуска с помощью веревки. Разведчики учились также организации переправы через водную преграду.
А в октябре в горном учебно-тренировочном лагере «Дарьял», что в Северной Осетии – Алании, более 500 разведчиков ЮВО обучались новым методикам боя в горно-лесистой местности. При этом, по сообщению штаба округа, особое внимание уделялось совершенствованию навыков применения современного комплекса «Стрелец», оснащенного современной системой навигации ГЛОНАСС.
Известно, что эта система была принята на вооружение в 2007 году и с тех пор поставляется в войска серийно, в первую очередь в сухопутные разведывательные подразделения. Внешне данный комплекс разведки управления и связи (КРУС) представляет собой мини-компьютер мобильного типа, к которому можно подключать практически любые устройства. «Стрелец» надежно обеспечивает боевое управление, опознавание обнаруженных объектов и вычисление их координат, целеуказание, а также выработку данных для эффективного применения личного вооружения и средств для ближнего боя. Для разведчиков его удобство в том, что они в ходе рейдов не отвлекаются от выполнения задач, не теряют так важный в разведке визуальный контроль.
За пять лет новинка после прохождения различных полигонных и боевых испытаний не раз попадала на доработку. Войсковые практики, имея опыт эксплуатации зарубежных аналогов FELIN, IdZ-ES и Normans, просили разработчиков улучшить отечественный образец, и конструкторы с пониманием отнеслись к их просьбе. Модернизированным КРУСом после очередных успешных испытаний стали массово обеспечивать сухопутные подразделения. По имеющимся данным, на начало 2012 года в Вооруженные силы РФ поступило более тысячи «Стрелецов».
На упомянутой тренировке в «Дарьяле» разведчики применяли комплекс при ведении разведывательно-поисковых действий в условиях горно-лесистой местности, а также при отработке действий по отражению нападения диверсионно-разведывательных групп условного противника в дневное и ночное время суток.
Одновременно в ходе сбора разведчики совершенствовали навыки по рукопашному и ножевому бою. Ими была выполнена программа по воздушно-десантной подготовке, в том числе с совершением прыжков с парашютом в экстремальных условиях.
ВЫЯВИТЬ И УНИЧТОЖИТЬ ЗА 15 СЕКУНД
Подготовка спецназа Внутренних войск (ВВ) МВД России в текущем году также претерпела ряд изменений. В частности, значительно повышены требования к огневому мастерству. Отныне каждый боец такого подразделения должен не просто уверенно владеть оружием, но быть первоклассным снайпером. И при этом уметь не только метко поражать любые цели, но и эффективно работать в команде.
Вот как ставит задачу штаб ВВ: «Например, второму номеру из снайперской пары показывают фоторобот террориста. Задача снайпера – выявить в толпе преступника исключительно по словесному описанию. Получив указания, снайпер поражает цель. На выполнение этого упражнения отводится 15 секунд».
Весьма жестко! Но с учетом всем известных реалий такой подход вполне оправдан.
Внушительные изменения претерпела и высотная (горная) подготовка элиты ВВ. В ней добавилось проникновение в здание с использованием так называемой живой лестницы. Уточняется, что «взвод спецназа в полном снаряжении должен проникнуть на второй этаж здания без помощи каких-либо вспомогательных средств».
Подобная методика применялась и ранее, но она была как бы факультативной. Кроме того, к элементам такого рода подготовки добавились нормативы по умению вязать 12 различных альпинистских узлов и подниматься по закрепленной веревке с использованием устройства типа «жумар» (это специальные зажимы).
Сдавая нормативы по физической подготовке, краповые береты помимо привычного подъема переворотом и прыжков в длину с разбега должны 30 метров пройти на руках и преодолеть в длину препятствие «конь».
В инженерной подготовке новым элементом стала разведка и обнаружение минно-взрывных устройств по демаскирующим признакам. На соревнованиях спецназовцы должны обнаружить 10 мин или взрывных механизмов, замаскированных на участке местности или дороги.
В военно-медицинской подготовке добавился норматив извлечения раненого из БТР-80 или БМП.
В штабе войск пояснили, что все эти новшества уже учитывались в ходе соревнования взводов спецназначения и разведки на первенство ВВ, которое в конце августа прошло в поселке Горный (Новосибирская область) на базе учебного центра Сибирского регионального командования Внутренних войск. Ныне победившее подразделение носит звание лучшего во Внутренних войсках. Подтвердить (если удастся) это достижение спецназовцам предстоит через два года.