Командиры диверсионных групп (слева направо): Николай Архипов, Дмитрий Каверзнев, Виктор Карасев и Вадим Бабакин обсуждают предстоящую операцию в Угодском Заводе. Ноябрь 1941 года. Фото предоставлено автором
Начальный период Великой Отечественной войны был особенно трудным для советского народа. Гитлеровская Германия, покорившая всю Европу, использовала ее военный потенциал для того, чтобы уничтожить советское государство. Красная Армия отступала, нанося урон врагу в кровопролитных сражениях.27 июня 1941 года Политбюро ВКП (б) и СНК СССР принимают решение о создании Особой группы войск при Народном комиссариате внутренних дел, предназначенной для выполнения особых заданий Верховного командования на фронте и в тылу врага. В октябре 1941 года на базе Особой группы была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР в составе двух полков.
Местом формирования бригады стал Центральный стадион «Динамо», расположенный в старинном Петровском парке. Помимо чекистов, в бригаду влились свыше 800 спортсменов, среди которых было немало заслуженных мастеров спорта, известных тренеров, чемпионов и рекордсменов СССР, Европы и мира. Среди них: знаменитые легкоатлеты братья Знаменские, чемпион СССР по боксу Николай Королев, группа футболистов минского «Динамо» и многие другие известные спортсмены. Общая численность бригады составляла в тот период 10,5 тыс. человек. В первые годы войны не каждая стрелковая дивизия могла сравниться с ней по численности и по обученности.
На подмосковном стрельбище «Динамо» в Мытищах вновь созданные оперативные группы особого назначения изучали минное дело, подрывную технику противника, овладевали тактикой действий небольшими группами, приемами ведения ночной разведки, топографией, радиоделом, совершали марш-броски, прыжки с парашютом – короче, учились всему, что необходимо на войне.
ОПЕРАТИВНЫЕ ОТРЯДЫ
В январе 1942 года в составе НКВД для руководства зафронтовой работой органов госбезопасности и ОМСБОН было создано 4-е Управление. Его начальник генерал-лейтенант Судоплатов одновременно являлся заместителем руководителя советской внешней разведки. Костяк управления составили кадровые сотрудники внешней разведки.
Всего в годы войны в тылу противника действовало 2200 оперативных отрядов и групп. Диверсионно-разведывательные подразделения НКВД уничтожили 230 тыс. гитлеровских солдат и офицеров, подорвали 2,8 тыс. вражеских эшелонов с живой силой и техникой, добывали важную военную, стратегическую и политическую информацию, которая имела большое значение для советского военного командования.
В составе отрядов специального назначения воевали представители всех республик Советского Союза.
Перед сформированной Отдельной мотострелковой бригадой особого назначения Верховным военным командованием страны были поставлены следующие основные задачи:
– оказание помощи Красной Армии средствами разведывательно-диверсионных и боевых действий;
– содействие развитию партизанского движения;
– дезорганизация тыла противника;
– осуществление агентурной разведки на временно оккупированных территориях;
– проведение контрразведывательных операций.
Разведывательно-диверсионные отряды специального назначения ОМСБОН получили боевое крещение в ходе битвы под Москвой. Действуя на основных оперативных направлениях, перекрывавших подходы к столице, разрушая коммуникации и дезорганизуя вражеский тыл, они активно способствовали тому, чтобы немецкие войска уже в ноябре 1941 года утратили свои наступательные возможности.
Нередко бойцы этих отрядов, сформированных в первую очередь для ведения диверсионно-разведывательной работы в тылу врага на оккупированной немцами советской территории, в самые тяжелые дни битвы за Москву бросались в открытый бой с противником. И слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!», – стали призывом к действию и для воинов-чекистов.
Одним из ярких примеров активного участия сотрудников госбезопасности в обороне Москвы явилась операция по уничтожению штаба 12-го армейского корпуса вермахта, расположившегося в небольшом районном центре Московской области Угодский Завод (родина четырежды Героя Советского Союза Георгия Жукова, ныне – поселок Жуково). И не случайно этой операции посвящены экспонаты, представленные в экспозиции Зала истории внешней разведки, рассказывающей о деятельности чекистов в период Великой Отечественной войны, а также в Центральном историческом музее.
Тяжелая ситуация на подступах к Москве начала складываться, как известно, уже в начале октября 1941 года. 12 октября Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о строительстве непосредственно в районе столицы оборонительной линии. В городе она проходила по окружной железной дороге. События принимали все более напряженный характер. 14 октября пал Калинин, 18 октября наши войска оставили Можайск и Тарусу. 19 октября постановлением ГКО в Москве и прилегающих к городу районах было введено осадное положение. Воины-чекисты приступили к минированию всех магистралей, ведущих с запада к столице. На заложенных минах подорвались многие танки и автомашины с живой силой противника, что серьезно сказалось на темпах наступления немецких войск.
С 15 ноября руководство НКВД начало забрасывать в оккупированные противником районы Московской области диверсионные отряды. Их задачи сводились к следующему: истребление живой силы и уничтожение материально-технических средств врага; диверсионные действия на коммуникациях и базах противника; разрушение телефонных и телеграфных линий связи; активное ведение разведки.
ПОДВИГ ТРЕХСОТ
Вскоре руководству НКВД стало известно от одной из разведывательно-диверсионных групп, действовавших в Угодско-Заводском районе, что в райцентре разместились штаб 12-го немецкого армейского корпуса и около 4 тыс. немецких солдат и офицеров с вооружением и техникой. Было принято решение разгромить этот штаб силами сводного отряда в составе 300 бойцов. К реализации операции были привлечены разведывательно-диверсионные группы во главе со старшими лейтенантами госбезопасности Николаем Архиповым, Дмитрием Каверзневым и Вадимом Бабакиным. Руководил сводным отрядом капитан госбезопасности Виктор Карасев.
19 ноября 1941 года отряд сосредоточился в 2 километрах от хутора Ясная Поляна и приступил к активной разведке. Операция была назначена на 23 ноября. В 23.00 группы вышли на исходную позицию – опушку леса в 500 метрах от города. Группа Бабакина должна была захватить и разрушить телефонную станцию, радиоузел и почту. Группе Каверзнева поручалось уничтожение офицеров, размещенных в здании бывшего райкома ВКП(б), превращенного в офицерское общежитие. Перед группами Архипова и командира сводного отряда Карасева стояла задача разгромить центральное отделение штаба корпуса и солдатские общежития. Бойцы были вооружены пулеметами, автоматами, винтовками, гранатами РГД и противотанковыми гранатами, а также бутылками с зажигательной смесью. Штурм всех намеченных объектов начался одновременно.
Внезапность налета ошеломила немцев. В ходе операции был полностью уничтожен штаб, захвачены важные документы, уничтожены склад с горючим, авторемонтная база, 80 грузовых и 25 легковых автомобилей, 4 танка, бронемашина, обоз с боеприпасами и несколько пулеметных точек. Противник потерял убитыми около 600 человек, среди которых – много офицеров.
Потери сводного диверсионного отряда составили 16 человек убитыми и 8 – ранеными.
При выходе из района проведения операции подразделениями сводного отряда был разгромлен карательный отряд гестапо, потери которого составили более 40 человек убитыми и ранеными.
Информация об успешных действиях сводного диверсионного отряда 29 ноября вошла в вечернее сообщение от Советского информбюро, а на другой день была напечатана во всех центральных советских газетах.
А ДАЛЬШЕ БЫЛА ВОЙНА
Командир сводного отряда Виктор Карасев в феврале 1943 года возглавил разведывательно-диверсионный отряд специального назначения «Олимп», который действовал на территории Белоруссии, Украины, в Польше, Чехословакии и Венгрии. Бойцы «Олимпа» провели более 130 успешных операций против фашистских захватчиков.
5 ноября 1944 года Виктору Карасеву было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны, окончив Военную академию имени Фрунзе, он работал в системе МГБ-КГБ СССР. Его товарищи, командиры входивших в сводный отряд диверсионных групп, участвовавших в операции в Угодском Заводе, Николай Архипов, Дмитрий Каверзнев и Вадим Бабакин, также активно сражались с врагом до Великой Победы, а после войны успешно работали в различных подразделениях органов государственной безопасности.