Современные войны характеризуются резко возросшим информационным давлением на войска и население противной стороны. Фото с сайта www.army.mil
В настоящий момент на Украине вершится история, и мы не имеем права оставаться в стороне и быть пассивными зрителями с попкорном в первом ряду. Именно поэтому я со своей, не претендующей на полную объективность стороны ознакомлю вас с тем, что происходит в сфере информационного противоборства между Российской Федерацией и ее оппонентами на международной арене, то есть преимущественно так называемыми странами Запада.
СУЩНОСТЬ ВОЙНЫ ИЗМЕНИЛАСЬ
Начну с небольшой порции лестных слов в отношении статьи Мусы Хамзатова «Территориальная оборона в современных условиях», увидевшей свет в «Независимом военном обозрении» № 10 за 21–27 марта 2014 года. Автор грамотно и аргументированно, с примерами из истории и современных реалий доводит до читателя очень простую, по сути, мысль о том, что сущность войны в последние годы изменилась кардинальным образом. Все верно, все так. Однако ни слова не сказано о том, что, помимо военных диверсий на территории страны, будут иметь место и информационные диверсии, а также резко возрастет информационное давление как на собственные войска и население, так и на противника.
К выводам статьи, на мой взгляд, необходимо добавить также и тезис о том, что, помимо хорошего вооружения, оснащения и экипировки, для успешного ведения войн нового поколения российским Вооруженным силам просто жизненно необходимо иметь качественное, полноценное, непрерывное, устойчивое и всеохватывающее информационное обеспечение. Но есть один нюанс. Если бойца можно одеть, обуть, вооружить и за короткий срок натренировать до полного автоматизма, чтобы в бою в условиях критической обстановки он не растерялся, а поступил единственно правильным образом, то в том, что касается информационного противодействия, так не получится. А ведь идеологическая мотивировка так же важна, как и качественная экипировка. Но в идеологию не обуешь, ее не навесишь на «разгрузку». Качественно противостоять дезинформации противника, заблаговременно вскрыть его цели и замысел может только хорошо подготовленный специалист – человек, который постоянно держит руку на пульсе событий и молниеносно реагирует на них.
Если этим постоянно не заниматься на должном уровне, то опять получится как в начальный период Великой Отечественной войны, когда на продвигающихся вперед просто рекордными темпами немцев, чувствующих свое идеологическое и, что уж скрывать, расовое превосходство, сыпались листовки со смешными для них призывами остановиться, потому что здесь, дескать, страна рабочих и крестьян. «О, замечательно», – думали, вероятно, в ответ на такие призывы захватчики: «Нам как раз нужны рабочие и крестьяне, чтобы прислуживать!»
СОВПАДЕНИЯ НЕУМЕСТНЫ
Мы с вами давно уже живем в новом, цифровом и информационном XXI веке. Пора всем зарубить себе на носу, что чем дальше развивается человеческое общество, тем больше оно зависит от информации. В современном военном противоборстве не обязательно говорить пушкам. Сегодня вместо них вполне успешно говорят социальные сети, различные СМИ и Интернет. В этом аспекте обратите внимание на Турцию, где 21 марта 2014 года на государственном уровне было принято решение о блокировании Twitter, а затем и видеохостинга YouTube. Какую бурную реакцию это решение сразу вызвало.
Но вернемся к событиям на Украине. После того как 13 марта туда прибыла с «рабочим визитом» группа сил психологических операций (ПсО) ВС США, страна полностью очутилась в информационной блокаде. Напомню несколько известных эпизодов, получивших широкую огласку: средствами РЭБ была прекращена ретрансляция некоторых российских спутниковых телеканалов, был полностью блокирован въезд на материковую часть страны для российских журналистов, произведен силовой захват неугодных новому правительству местных СМИ, ведется прослушка всех международных телефонных переговоров и даже осуществляется беспардонное и не выдерживающее никакой критики вклинивание в беседу российских журналистов во время их выхода в прямой эфир.
Ярким примером служат репортажи собственного корреспондента «Вести ФМ» Владимира Синельникова из Киева. Во время его выходов в эфир постоянно слышны щелчки, какие-то переключения, тоновые сигналы и другие помехи. В разгар майдановских событий, когда американские кураторы еще лично не присутствовали на территории Украины, связь банально прерывалась сотрудниками украинской СБУ, блокировались SIM-карты. Однако сейчас никаких помех нет, что лично меня настораживает. Видимо, американские специалисты приехали не с пустыми руками и ловят журналиста на живца, пытаются отследить звонок и направить по адресу молодчиков из новоявленной национальной гвардии, чтобы те выполнили за них грязную работу по нейтрализации неугодного журналиста, объективно освещающего события. Такое вот а-ля гестапо на новом, высокотехнологичном уровне.
22 марта 2014 года на радиостанции «Эхо Москвы» в вечерней передаче из уст Юлии Латыниной прозвучало сравнение Владимира Путина с Гитлером. Сравнение основывалось на вырванных из контекста фразах из той речи, которую Владимир Путин произнес 18 марта 2014 года. Это могло бы показаться странным, наивным, ужасным, непрофессиональным, отвратительным, если бы не одно «но». Точнее таких «но» много. Например, за день до этого, 21 марта 2014 года, на сайте эстонской газеты Postimees – самой массовой газеты в стране – появилась статья с точно таким же содержанием. В этой статье, помимо сравнительной таблицы с цитатами, был размещен фотоколлаж, призванный закрепить визуальный образ о том, что в своих поступках и речах Путин и Гитлер одинаковы. В тот же день появились многочисленные «перепосты» в социальных сетях. Незадолго до этого, 6 марта 2014 года, сенатор-республиканец США Джон Маккейн и сенатор-демократ США Хиллари Клинтон в разных интервью выступили с единодушным сравнением Путина и Гитлера.
Совпадение? Не будьте так наивны.
БИТЬ ВРАГА ЕГО ЖЕ
ИНФООРУЖИЕМ
Если посмотреть на то, как подается информация на Украине, то становится ясно – пациент скорее мертв, чем жив. Ведь лишь о покойнике у нас принято говорить только хорошее. Но именно так, исключительно с положительной стороны, происходит освещение событий внутри страны. Бесчинства националистов подаются как провокации российских спецслужб, в экономических трудностях виновата только Россия. В разгуле коррупции угадайте, кого винят. Развал армии? Ответ очевиден. Зато новые старые власти Украины сплошь рыцари на белых конях, радеют за свой народ, обещают отмену виз, свободу, справедливость и прочие благоглупости. Например, обещают сделать из Украины европейскую страну. Если кто-то подзабыл, то взгляните на географическую карту – Украина находится и так едва ли не в центре Европы. Причем все действующие лица, обещающие «европейскую интеграцию» и всяческие блага для народа, уже были при власти. И что, где результаты их труда? Все новое, как известно, хорошо забытое старое.
В сложившейся ситуации удивление вызывает позиция, занятая западными странами в Совете Безопасности ООН. Рекомендую всем заинтересовавшимся ознакомиться с записью заседания Совбеза ООН от 19 марта 2014 года. Очень полезно. К примеру, постпред Украины в ООН Юрий Сергеев, в начале марта уже прославившийся тем, что оправдал украинских националистов-бандеровцев, заявив, что представленные СССР на Нюрнбергском процессе обвинения в их адрес были якобы сфальсифицированы, на этот раз и вовсе договорился до того, что, по его мнению, «ядерный статус России особо опасен для территориальной целостности и независимости Украины, а также для международного мира и безопасности в целом мировому сообществу». Вот так. Ни больше, ни меньше. Причем постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр, подразумевая воссоединение Крыма с Россией, перешла на какую-то уголовную лексику, сравнив нашу страну с вором: «Вор может украсть вещь, но это не значит, что он имеет право владеть ею». Фраза хорошая, но применима пока только ко всем действиям самих Соединенных Штатов и их союзников по НАТО на международной арене за последние два с лишним десятилетия.
Следует особо подчеркнуть, что на упомянутом заседании абсолютно все страны-докладчики выступили против действий Российской Федерации, полностью или частично игнорируя отсутствие пресловутой свободы слова на Украине и ее полную информационную изоляцию. А как же западные стандарты, свобода слова и равный доступ к информации, которые навязываются России? Стоит ли в связи с этим упоминать о том, что 18 марта 2014 года вещание телеканала Russia Today было временно блокировано сервисом YouTube, который принадлежит компании Google, которая, в свою очередь, вот уж открытие, тесно сотрудничает с Агентством национальной безопасности США.
ХВАТИТ КОВЕРКАТЬ ЯЗЫК
Кстати, согласно нормам русского языка, правильно говорить не «в Украине», а «на Украине». Не надо идти на поводу у навязываемых нам западными идеологами или «украинскими патриотами», имеющими, вероятно, какой-то пунктик в этом плане, политкорректных реверансов. Есть нормы русского языка, которых следует придерживаться. Если «Толковый словарь русского языка» говорит, что «Таллин» пишется с одной «н», значит, так оно и есть. С Украиной же все еще проще. Для Киевской Руси, а впоследствии для Российской империи восточные земли Речи Посполитой были на западном краю политической карты, окраиной или приграничной территорией. Следовательно, идти, ехать, плыть или лететь можно только «на окраину» или «на границу», а никак не «в окраину». Говорим же мы «на Кубе», «на Филиппинах», и никто почему-то из кубинцев или филиппинцев не обижается. Не думаю, что ради сиюминутной политкорректной выгоды стоит коверкать родной язык. Лингвистическая безопасность – это тоже, кстати, часть информационного противоборства. И часть весьма немалая и достаточно важная.
Позволю в этой связи процитировать книгу «Грамматическая правильность русской речи» Граудиной Л.К., Ицкович В.А. и Катлинской Л.П., изданную в 2001 году: «В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативными следовало признать варианты в Украину (и соответственно из Украины). Тем самым, по мнению Правительства Украины, разрывалась не устраивающая его этимологическая связь конструкций на Украину и на окраину. Украина как бы получала лингвистическое подтверждение своего статуса суверенного государства, поскольку названия государств, а не регионов, оформляются в русской традиции с помощью предлогов в (во) и из…».
Желание столкнуть лбами Россию и Украину, поссорить два родственных народа у некоторых западных идеологов столь велико, что порой кажется, что военная агрессия неизбежна. Однако существует надежда на трезвые головы в украинской политике, которые понимают происходящие объективные процессы и действительно радеют за благополучие собственного народа, а не танцуют под чужую дудку, руководствуясь шкурными интересами. Куда приводят корысть и личные амбиции, мы с вами неоднократно видели на майдане.
России же пора окончательно перестать жить иллюзиями, что Запад может быть другом. Максимум – партнером. Китай в этом плане ведет себя намного адекватнее. Информационное противоборство, идеологическая война есть данность и объективная реальность. С помощью танков, пушек и самолетов можно властвовать над территорией противника, но никак не над умами. Очень хочется, чтобы те, кто занимается планированием и разработкой военных концепций, не забывали и об информационной составляющей.
Пора использовать информационное оружие против самих его создателей и главных идеологов его применения. Надо бить врага его же собственным оружием, но бить умело и наповал!