0
4783
Газета Спецслужбы Интернет-версия

22.03.2019 00:01:00

Непростая судьба военного министра

Впервые представлена полная биография Алексея Николаевича Куропаткина

Тэги: куропаткин, вчк, 20е годы, кокандский поход, блканы, русскояпонская война, первая мировая


9-15-2.jpg
Шаваев А.В. Куропаткин. Судьба оболганного
генерала. – М.: ИПО «У Никитских ворот»,
2019. - 488 с.

В отличие от, казалось бы, не такого уж и далекого советского прошлого, когда каждая книга на военно-историческую тематику была на вес золота (отредактированные «в интересах партии и правительства» многочисленные мемуары – не в счет), сегодня на рынке царит настоящее изобилие. Однако в действительности интересных и добротно написанных книг выходит не так уж и много. И тем ценнее каждый труд такого рода, появившийся на полках книжных магазинов. Под данное определение подпадает и книга автора «НВО» доктора юридических наук Андрея Гургеновича Шаваева, посвященная жизни и деятельности участника Русско-японской войны, военного министра России Алексея Николаевича Куропаткина.

«Генерал Куропаткин – не просто знаковая фигура эпохи поступательного развития и обвального крушения трехсотлетней Российской романовской империи, вдруг, в мгновение ока, оказавшейся ранней весной 1917 года не монолитом, но колоссом на глиняных ногах; он не только военный министр, но еще и руководитель всегда боевых, не знающих перекура, отбоя и привала структур военной разведки и военной контрразведки», – подчеркивает автор в начале своего уникального повествования о непростой судьбе знаменитого генерала.

В прологе книги автор рассказывает малоизвестную широкому кругу читателей предысторию публикации дневников бывшего царского военного министра А.Н. Куропаткина в журнале «Красный архив» в начале 1920-х годов, а также повествует об интриге, связанной с таинственным исчезновением части подлинников дневников и возможном участии в этом органов ВЧК или белоэмигрантских организаций.

Построение глав осуществлено автором в хронологической последовательности.

Глава 1 посвящена семье А.Н. Куропаткина, а также описанию его учебы в 1-м Санкт-Петербургском кадетском корпусе и 1-м Павловском военном училище, характеристике офицеров, преподавателей, сослуживцев, изучаемых общеобразовательных и специальных военных дисциплин, особенностей быта и обстановки в военно-учебных заведениях России середины ХIХ века.

Главы 2 и 3 посвящены соответственно службе А.Н. Куропаткина в Туркестанском военном округе (включая его участие в боевых походах против войск Бухарского эмирата) и его учебе в Николаевской академии Генерального штаба. В том числе даны сведения о начальнике академии, известных преподавателях – видных военных теоретиках, показана система обучения и подготовки высшего командного и штабного состава армии, дана характеристика изучаемым предметам и практиковавшейся в то время методике их освоения.

В главе 4 подробно рассмотрено выполнение А.Н. Куропаткиным военно-разведывательной миссии в Алжире, где дислоцировался французский отдельный армейский корпус. Проведен анализ особенностей сбора развединформации о французской армии, отмечена важность полученных сведений для организации деятельности русских войск в сходных с африканскими природно-климатических условиях Средней Азии. В свою очередь, глава 5 посвящена участию А.Н. Куропаткина в Кокандском походе совместно с генералом М.Д. Скобелевым, уделено внимание его личному мужеству и храбрости при штурме крепости Уч-Курган, а также его разведмиссии в Кашгарию для решения вопросов пограничного урегулирования и сбора информации об иностранных войсках в сопредельной с Россией провинции Восточного Туркестана.

Глава 6 посвящена участию А.Н. Куропаткина в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов в должности начштаба дивизии, штурму Плевны и переходу через Балканы на Шейново. Показаны организаторская деятельность Куропаткина как начштаба соединения, стиль его деятельности, отношения с М.Д. Скобелевым.

В главе 7 рассказано о работе А.Н. Куропаткина во главе центрального органа военной разведки – Азиатской части Главного штаба. Дана характеристика разведываемых государств, описаны военно-политическая обстановка, задачи российской военной разведки и методы получения развединформации в 1870–1880-е годы.

В главе 8 описана деятельность А.Н. Куропаткина в качестве командира стрелковой бригады Туркестанского военного округа и его участие в Кульджинской превентивной оборонительной операции в Синьцзяне и Ахал-Текинском походе под руководством М.Д. Скобелева, а в главе 9 – основные моменты деятельности А.Н. Куропаткина в период службы в Главном штабе с 1882 по 1890 год, включая рекогносцировку в Турции района проведения десантной операции на Босфоре.

В главе 10 исследована военно-административная, хозяйственно-экономическая, пограничная, просветительская деятельность А.Н. Куропаткина на посту командующего войсками Закаспийской области, руководителя Закаспийской области и Закаспийской военной железной дороги.

Следующая глава посвящена работе А.Н. Куропаткина на посту военного министра России в 1898–1904 годах, включая руководство армией во время войны в Китае, борьбу с «безобразовской кликой», реформирование военной разведки и создание военной контрразведки. Рассказано о военно-дипломатической миссии Куропаткина в Японию в 1903 году и о подготовке армии к войне. А в главе 12 подробно исследована деятельность Куропаткина уже на посту командующего Маньчжурской армией и главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Русско-японской войне.

В главе 13 исследованы основные военно-теоретические работы А.Н. Куропаткина, посвященные итогам Русско-японской войны, истории и перспективным стратегическим задачам русской армии, а также русско-китайским отношениям. Особенно подробно анализируется отчет Куропаткина о Русско-японской войне, который он завершил 17 ноября 1906 года и при составлении которого использовал многочисленные дневники, в которых повседневно детально и скрупулезно описывал обстоятельства своей жизни и службы. Примечательно, что Куропаткин, сделав запись о состоявшемся с кем-то разговоре, при следующей встрече просил это лицо подтвердить правильность записи на соответствие действительным событиям. «Верно, подпись…» было в итоге разбросано по дневникам Куропаткина. Особенностью отчета является стремление Куропаткина всячески избегать нелицеприятного слова «поражение». Хотя он четко и недвусмысленно дает формулировку своего видения итогов войны: «Сухопутная армия, выставленная Россией на Дальнем Востоке в 1904–1905 годах в срок, который был ей предоставлен для борьбы с Японией, не могла победить японцев».

Глава 14 посвящена деятельности А.Н. Куропаткина в годы Первой мировой войны на посту командира корпуса, командующего армией и главнокомандующего войсками Северного фронта. Разобрана деятельность штаба Ставки Верховного главнокомандующего, рассмотрены противоречия между вырабатываемыми в Ставке решениями с оперативной обстановкой на фронтах. А в следующей главе описана его деятельность на посту командующего войсками Туркестанского военного округа в 1916–1917 годы.

Глава 16 посвящена последним годам жизни А.Н. Куропаткина после революции 1917 года: описывается его арест органами ВЧК в 1918 году и последующий оперативный контроль со стороны органов госбезопасности; расстрел сына за участие в антисоветском заговоре; научная, просветительская и хозяйственная деятельность. Особый интерес для читателей представляет та часть главы, которая названа «Таинственный визит». Речь здесь идет о, как представляется автору книги, весьма непростом визите в 1924 году в Шешурино, где жил Куропаткин, Андрея Медардовича Зайончковского – бывшего царского генерала от инфантерии, после революции ставшего профессором кафедры истории мировой войны Военной академии РККА. Официальная цель визита – помощь в работе над мемуарами и урегулирование скандальной ситуации в связи с опубликованием части дневников Куропаткина без ведома автора и выплаты причитающегося гонорара. Но ведь могла быть и иная цель, если принять во внимание, что «в историю отечественных спецслужб генерал Зайончковский вошел как одна из ключевых фигур контрразведывательной операции ОГПУ «Трест». Но не будем раскрывать интригу…

«Биография Куропаткина – сама по себе эпоха в нескольких исторических периодах: жил и служил при четырех царях – двух Николаях и двух Александрах, участвовал в трех войнах – Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой, среднеазиатских походах, осуществил семь военно-дипломатических и разведывательных миссий, написал два десятка содержательных, добротных, объемных военно-научных работ, создал военную контрразведку, – подчеркивает А.Г. Шаваев в заключительной части своего без преувеличения уникального труда. – За свою службу Куропаткин трижды занимал должность командующего армией, дважды – главнокомандующего: в Маньчжурии и на Северном фронте Первой мировой войны, дважды командовал военными округами. Последовательно заслужил воинские звания и чины от поручика до генерала от инфантерии, выше – только генерал-фельдмаршал. За исключительную личную храбрость, героизм и беспримерное мужество стал дважды георгиевским кавалером. Неоднократно ранен и контужен. Удостоен всех российских орденов, за исключением Андрей Первозванного и Святого Георгия I и II степени».

Вряд ли можно что-то добавить к такой характеристике этого в высшей степени неординарного человека. А книгу рекомендуется изучить всем, кому небезразлична отечественная военная история. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Крепости не должны сдаваться

Крепости не должны сдаваться

Андрей Мартынов

Дипломатические просчеты и военные поражения

0
3179
Снарядный голод и его преодоление

Снарядный голод и его преодоление

Андрей Мартынов

Государственный и частный сектор на фронте

0
4080
Чей Герат?..

Чей Герат?..

Алекс Громов

Борьба Британии и России за влияние в Центральной Азии

0
3144

Другие новости