0
11187
Газета Спецслужбы Интернет-версия

12.04.2019 00:01:00

Неизвестные герои

Еще раз о советских разведчиках в Швейцарии

Николай Шварев

Об авторе: Николай Александрович Шварев – полковник в отставке, ветеран боевых действий.

Тэги: красная тройка, шандор радо, анулов, дюбендорфер, ресслер, цру, агент


красная тройка, шандор радо, анулов, дюбендорфер, ресслер, цру, агент Фото сайта wikipedia.org

В одной из предыдущих публикаций автору уже доводилось описывать деятельность советской резидентуры под руководством Шандора Радо («Красная тройка» Шандора Радо», «НВО» от 26.10.18). Однако тогда размер статьи не позволил рассказать подробно обо всех разведчиках, имевших отношение к созданию данной резидентуры и работавших с ней. Эти герои были только упомянуты. Им и посвящен настоящий материал.

РЯДОВОЙ, БОЛЬШЕВИК, РАЗВЕДЧИК

В первую очередь упомянем руководителя одной из резидентур советской разведки, действовавшей в Швейцарии, Леонида Абрамовича Анулова (настоящая фамилия – Московиш), псевдоним Коля.

Родился будущий разведчик в 1897 году под Кишиневом. Рядовой царской армии, участник большевистского подполья, а с 1919 года – профессиональный разведчик, он принимал участие в подготовке германского «Октября», воевал на КВЖД и в Испании, работал резидентом в Китае, Франции и Испании, а затем – в Швейцарии.

С 1937 года в качестве нелегального резидента он находился во Франции, откуда руководил агентурной сетью в Швейцарии. В числе приобретенных им агентов был швейцарский журналист Отто Пюбнер, взявший себе оригинальный псевдоним Пакбо (от «ПАртийная Канцелярия Бормана»), подчеркивающий, что его информация исходит как бы из самых верхов нацистской верхушки.

Пакбо завел широкие связи в правительственных, журналистских и дипломатических кругах Швейцарии, имевших выход на Германию. Через них он получал сведения об этой стране, в частности, о военно-политических мероприятиях ее правительства.

ЮНАЯ ПОДПОЛЬЩИЦА

Значительную роль в судьбе резидентуры Шандора Радо сыграла известная разведчица Рашель Дюбендорфер (по другим данным – Дюбендорф), урожденная Геппнер, оперативный псевдоним Сиси.

Она родилась в Варшаве в 1900 году, и часть детства провела в Данциге. В юности Рашель стала членом Компартии и уже в 1920 году начала подпольную деятельность. Тогда же она вышла замуж за некоего Каспарна, но вскоре развелась с ним и уехала в Германию. Там устроилась работать машинисткой-стенографисткой в аппарате Центрального комитета Коммунистической партии Германии (ЦК КПГ). И примерно в то же время стала агентом советской военной разведки.

После прихода Гитлера к власти Рашель эмигрировала в Швейцарию. Ее целью было получить швейцарское гражданство и обосноваться в этой стране. Там она встретила Генриха (по другим данным – Курта) Дюбендорфера (по другим данным – Дюбендорфа), швейцарского механика и коммуниста. Они поженились, но брак был фиктивным, и муж вскоре исчез из ее жизни. Но зато теперь она была полноправной швейцарской гражданкой. Превосходно зная немецкий и французский языки, Рашель поступила на работу в Международное бюро труда (МБТ) при Лиге Наций. Впрочем, как разведчицу эта организации ее мало интересовала. Главной задачей Рашель стало получение информации о Германии и ее военных приготовлениях.

Возлюбленным Рашель, фактически ее мужем и ближайшим сотрудником в 1934 году стал Пауль Бехтер, немец-эмигрант, социал-демократ, бывший министр финансов земли Саксония. Бежать из Германии его заставила ненависть к нацизму, борьбе с которым он посвятил свою жизнь. Его положение в Швейцарии оказалось нелегким, так как статус эмигранта не давал никаких прав, более того, он всегда находился под угрозой депортации.

Еще одним сотрудником Рашель стал Мариус – Александр Абрамсон, уроженец Прибалтики, с 1920 года работавший в пресс-центре МБТ и имевший потому легальную возможность интересоваться всеми событиями международной жизни. Сейф в своем кабинете он превратил в тайник, где Рашель держала оперативные материалы и даже детали радиопередатчика. Тайник был вполне надежным, так как МБТ пользовалось дипломатической неприкосновенностью.

Ценным агентом Рашель Дюбендорфер был Жан-Пьер Вижье (Бранд). Сын дипломата и сам дипломат, он работал в посольстве Франции в Швейцарии. С ним познакомилась дочь Рашель Тамара, которая завербовала его, а впоследствии стала его женой. Вижье был источником важной политической информации, одновременно являясь связным между Дюбендорфер и французскими антифашистами. После начала Второй мировой войны он вступил во французскую армию, оставив вместо себя в качестве связного французского студента Лашанеля.

Рашель Дюбендорфер была арестована и осуждена за шпионаж, причем в ее деле были документы о том, что в Швейцарии она призналась, что является английской разведчицей. В феврале 1956 года она была освобождена и вернулась в ГДР, а 13 лет спустя, в октябре 1969 года, ее наградили орденом Красного Знамени. Умерла Рашель в 1973 году.

ШТЕРН И ПОЛЯКОВА

Нельзя не упомянуть еще двух человек, имевших отношение к работе группы Радо. Это Манфред Штерн и Мария Полякова.

Штерн, уроженец Буковины, во время службы в годы Первой мировой войны в австрийской армии попал в плен. В Сибири стал большевиком, участником Гражданской войны. Затем вся его жизнь была связана с военной разведкой. В Германии он участвовал в «мартовском путче», затем был резидентом в Китае, Маньчжурии, США, а также главным военным советником китайской Компартии. С 1986 года воевал в Испании, под именем «генерала Клебера» командовал 11-й интербригадой. Затем работал в аппарате Коминтерна и занимался оказанием помощи республиканской Испании.

Его боевой помощницей была Мария Полякова (Вера) – незаурядная женщина. Находясь на легальной работе в представительстве СССР в Швейцарии, она курировала создание «Красной тройки» и сама занималась активной разведработой. Достаточно сказать, что она вывезла из Швейцарии автоматическую авиационную пушку «Эрликон» и восемь снарядов к ней.

Уезжая на родину, она передала Анулову свои полномочия по связи с Шандором Радо, но продолжала курировать деятельность группы. В годы войны она также занималась вербовкой агентов из числа немецких военнопленных для засылки их в тыл врага. В 1941 году на случай захвата немцами Москвы планировалось оставить Веру там нелегальным резидентом ГРУ.

Мария Полякова работала в разведке до ухода на пенсию. Умерла она в 1995 году.

ЦЕННЫЙ АГЕНТ

Особое место в деятельности разведгруппы Шандора Радо занимает Рудольф Ресслер – один из самых лучших агентов Второй мировой. На него вышла Рашель Дюбендорфер, установившая в феврале 1942 года контакт с сотрудником МБТ Христианом Шнейдером (Тейлор). В числе его знакомых и оказался Ресслер, о котором Аллен Даллес как-то сказал: «Если бы у меня была пара таких агентов, я бы мог ни о чем не беспокоиться».

Ресслер был, как и многие другие, беженцем из Германии. В Швейцарии он открыл небольшое издательство и книжную лавку. Впоследствии выяснилось, что, попав в затруднительное положение, он согласился сотрудничать со швейцарской контрразведкой, поставляя ей некоторую информацию об эмигрантах и немецкой агентуре в их среде. В то же время он сотрудничал и с английской разведкой. В данном случае это сотрудничество объяснялось его желанием помочь союзникам в борьбе против нацистской Германии.

На очередной встрече с Сиси Шнайдер сообщил ей:

– Ресслер имеет возможность снабжать нас материалами о Восточном фронте и по другим проблемам, относящимся к Германии.

– Откуда у этого лавочника могут быть такие сведения? – поинтересовалась Сиси.

– Я спрашивал его об этом, но он категорически отказывается отвечать что-либо по этому поводу. Он утверждает, что сведения совершенно достоверные, но от кого и как поступают к нему, не говорит, По его словам, то, что он нам передает, будет вполне достаточно, а тех антифашистов, которые поставляют эту информацию, он не хочет ставить под удар.

– Почему он решил работать на советскую разведку?

– Он говорит, что цель его жизни – разгром нацистов и освобождение Германии, борьба России лучше всего способствует ее достижению. А кроме того, ему досадно, что ценные сведения, столь необходимые Красной армии, остаются неиспользованными.

– Хорошо, – согласилась Сиси, – я думаю, он нам пригодится.

О разговоре Сиси сообщила Радо, и тот сразу попросил познакомить его с Ресслером.

– Я не могу этого сделать, – возразила Сиси, – с незнакомым человеком он не станет разговаривать и прекратит всякий контакт с нами навсегда.

И все же она переговорила с Ресслером и передала Радо его слова:

– Вам нужна моя информация или мой труп?

Больше Радо не настаивал на встрече с ним, но доложил в Москву о предложении Ресслера, которому он дал псевдоним Люци (также Люси). Центр сообщил, что не следует отказываться от его помощи, но нужно соблюдать осторожность. Вскоре анализ полученных сведений показал, что Люци действительно располагает уникальными возможностями и источники его информации находятся в самых верхах германской армии. Однако осталось тайной, кем же были эти люди. Не исключено, что они участвовали в заговоре против Гитлера и погибли после неудачной попытки покушения на него 20 июня 1944 года. Имена своих друзей Ресслер унес с собой в могилу.

Историки ЦРУ считают, что Ресслер имел в Германии четырех важнейших агентов – Вертера, Тедди, Анну и Ольгу, и предполагают, что это были высокопоставленные офицеры Вермахта и Люфтваффе.

Информация, поступающая от Ресслера, была особенно ценной в 1943 году:

8.4.43. Директору. Молния. От Вертера. Берлин. 3 апреля.

Разногласия между верховным главнокомандованием (ОКВ) и командованием сухопутных сил (ОКХ) улажены за счет предварительного решения: отложить наступление на Курск до начала мая. Принятие этого решения облегчалось тем, что Бок, Клюге и Кюхлер смогли доказать растущую концентрацию войск во всем северном секторе фронта (это была блестящая дезинформации советской стороны. – Н.Ш.) и обратили внимание на опасность, которая может возникнуть в случае преждевременного израсходования резервов.

Манштейн же заявил, что он не сможет удержать южный сектор фронта, если Красная армия будет продолжать владеть таким прекрасным районом сосредоточения, как Курский.

Как главное командование, так и Генштаб сухопутных войск не думают, во всяком случае, о наступательных операциях с широкими целями, в том числе ни на юге России, ни на Кавказе».

Эта телеграмма во многом способствовала определению стратегии советского командования на 1943 год.

Рудольф Ресслер умер в 1958 году, унеся с собой много неразгаданных тайн, в том числе и имена своих тайных информаторов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Истоки и причины "русского закона" в Грузии

Истоки и причины "русского закона" в Грузии

Арчил Сихарулидзе

"Иностранные агенты" продолжают волновать общественность республики

0
1515
За казахскими миллиардерами закрепили участки в зоне затопления...

За казахскими миллиардерами закрепили участки в зоне затопления...

Светлана Гамова

В Молдавии гагаузы вступились за русский язык

0
1985
Грузию напугали политическим самоубийством

Грузию напугали политическим самоубийством

Артур Аваков

Предвыборная гонка в республике выходит из-под контроля

0
2332
Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Алексей Казаков

Секретный эксперимент состоялся в 1986 году

0
5079

Другие новости