0
5778
Газета Спецслужбы Интернет-версия

09.06.2022 20:31:00

Наш человек в Ватикане

Как советский разведчик стал коста-риканским послом

Эмиль Дабагян

Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: спецслужбы, ссср, разведка, ватикан, посол, Григулевич


21-15-1480.jpg
Григулевич за свою жизнь сменил множество
масок, легенд и амплуа. Фото из книги: Нил
Никандров. Иосиф Григулевич.
(ЖЗЛ) — М., 2005
Эта легендарная личность заслуживает целой энциклопедии.

Жизнь Иосифа Григулевича несколько десятилетий была связана с засекреченными ведомствами – Коминтерном, МОПР, Иностранным отделом НКВД. Он работал под 30 именами.

Приоритетное внимание я хочу уделить впечатляющему эпизоду его деятельности на посту чрезвычайного и полномочного посла одной из латиноамериканских стран в Ватикане. Поскольку эта область близка мне по роду профессии.

Но сначала несколько слов об этом необычном человеке.

Иосиф Григулевич провел бурную, чрезвычайно насыщенную жизнь, прошел, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Окончил свой путь в 1988 году членом-корреспондентом АН СССР. Между прочим, первым латиноамериканистом, удостоенным столь высокого звания. Известен Иосиф Григулевич и как исследователь религий и культов.

ПОЛИГЛОТ, КОММУНИСТ И БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ

Иосиф Ромуальдович Григулевич родился 5 мая 1913 года в семье караимов на Северном Кавказе (по другим данным – в литовском Вильно, нынешнем Вильнюсе).

Начальное образование получил в Литве, позднее вместе с матерью переехал в Польшу. Там и проявились его великолепные способности во многих дисциплинах, особенно в изучении иностранных языков. Вскоре среди них оказался и испанский, которым он овладел в совершенстве.

В десятилетнем возрасте мальчик начал знакомиться с шедеврами мировой классики. Он учился в гимназии с великолепной библиотекой. Еще подростком вступил в Польскую коммунистическую партию.

В юношеском возрасте Иосиф Григулевич совершил поездку в Аргентину, где обосновался его отец, ставший владельцем солидной аптеки. В ходе пребывания там знакомился со страной, в частности, с портом Буэнос-Айреса, огромным перевалочным пунктом гигантского количества всевозможных товаров. Удалось и освоить тамошний специфический сленг – познать душу народа, так сказать, с изнанки.

Затем по рекомендации старших товарищей Григулевич побывал в Монтевидео в качестве представителя Коминтерна. В 1934 году вновь уехал в Аргентину. Здесь включился в работу Международной организации помощи революционеров (МОПР).

По доносу осведомителя полиции Иосифа Григулевича и группу его соратников арестовали. На следующий день всех освободили, но оставаться в Аргентине ему было опасно. Руководство Компартии в начале сентября 1936 года направило его в Испанию, где шла гражданская война.

Иосиф Григулевич работал личным переводчиком у резидента советской разведки Александра Орлова (он же Лев Никольский, он же Лейба Фельдбин, он же Игорь Берг). Когда тот сбежал и опубликовал книгу «Тайная история сталинских преступлений», его помощника вызвали в Москву. Тогда Григулевич чудом избежал репрессий. По одной из версий его спасло то, что у него с вождем было одно имя.

Так он вступил на стезю разведчика – с огромным багажом бесценных знаний. Они сослужили ему неоценимую службу, позволяя легко осваиваться в непривычной обстановке и всюду чувствовать себя как дома.

ВО МНОГИХ ОБЛИЧЬЯХ

Его лики и личины были чрезвычайно разнообразны, но он был един во всех ипостасях, сохраняя верность коммунистическим идеалам. Это позволяло нести нелегкую, полную опасностей, непредсказуемую службу. Где бы Григулевич ни находился, он ощущал себя в своей тарелке. Не просто слепо выполнял инструкции центра, но и выдвигал встречные инициативы. Они, как правило, имели позитивный отклик.

За время работы в спецслужбах ему приходилось побывать в самых различных передрягах. Так было, например, при неудачном покушении на Льва Троцкого в Мексике.

Именно Иосиф Григулевич осуществил подготовку нападения на дом «демона революции» в предместье мексиканской столицы Койакане в ночь на 24 мая 1940 года. Предвартельно познакомился с телохранителем – американцем Робертом Ханком. Дал ему условный знак, чтобы тот открыл ворота. Ворвавшаяся группа террористов изрешетила автоматными очередями спальню. Однако Троцкий остался жив. Нападавшие скрылись на автомашинах, прихватили с собой охранника и за городом убили его. Приходилось не брезговать и такими методами.

Во втором покушении на Троцкого наш герой непосредственно не участвовал, но именно он завербовал исполнителя – Рамона Меркадера. Позднее за участие в операции под кодовым названием «Утка» Григулевич секретным указом был награжден орденом Красной Звезды. И таких наград у него было несколько. Его даже приняли в ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа.

Во время Второй мировой войны Григулевич был назначен резидентом в Южной Америке и работал во многих латиноамериканских странах. После войны работал в Италии и Югославии под коста-риканским дипломатическим прикрытием. Несколько раз бывал в Белграде, где встречался и устанавливал доверительные отношения с высокопоставленными деятелями – тогда Иосиф Сталин и Иосип Броз Тито как раз поссорились. Информация, собираемая разведчиком, передавалась по тайным каналам в Москву.

Позднее Григулевичу поручили следить за нацистами, осевшими в Латинской Америке. И это поручение он блестяще выполнил. С его подачи многих нацистских преступников удалось выявить и отдать под суд.

Доводилось Иосифу Григулевичу заниматься и бизнесом – в частности, экспортно-импортными операциями. Его многогранной деятельности поистине не было предела.

В МАНТИИ ПОСЛА

По моему разумению, звездным часом Григулевича стала деятельность в ранге чрезвычайного посла небольшой латиноамериканской страны в Ватикане. С конца 1940-х годов на несколько лет растянулась почти детективная история.

Агент Макс – таков был оперативный псевдоним Григулевича – имел официальные документы на имя Теодоро Б. Кастро, уроженца города Арахуэла. Еще проживая в Мехико, Теодоро Кастро завязал контакты с проживавшими в Мексике эмигрантами из Коста-Рики.

Они воспринимали его как человека, отличавшегося широкой эрудицией, образованностью, демократически настроенного. Эти люди не скрывали, что готовили вооруженный переворот – впрочем, на сугубо демократической основе. Просили составить для них программу.

Григулевич откликнулся на просьбу. После прихода новой власти костариканцы вновь обратились к нему с предложением занять правительственный пост по его желанию. Он отказался.

Однако Москва решила использовать его связи с новым коста-риканским правительством. Тогда Григулевич вошел в доверие к будущему президенту страны Хосе Фигересу, которому написал предвыборный манифест под лозунгом «Против империализма и коммунизма», прошедший на партийном съезде на ура. И вскоре Теодоро Кастро стал коста-риканским послом при папе римском Пии XII.

Министр иностранных дел Коста-Рики Хорхе Мерино включил Теодоро Кастро в состав делегации на сессию Генеральной Ассамблеи ООН 1951 года, проходившую в Париже. На ней с гневными нападками на латиноамериканские страны обрушился советский представитель Андрей Вышинский. Он обвинил их в подчинении американскому империализму и американской военщине, участии в разжигании холодной войны. Угрожал, что латиноамериканцы могут быть сметены советской мощью.

Хорхе Мерино поручил своему представителю написать ответную речь. Блестящая отповедь советскому представителю, составленная советским разведчиком, вызвала сенсацию в дипломатических кругах, повысила авторитет Коста-Рики на международной арене.

В Коста-Рике высоко оценили это выступление. А папа римский пригласил Григулевича на аудиенцию, наградил орденом «Мальтийский крест» и распорядился подготовить документы о возведении в рыцарское достоинство. Латиноамериканские послы избрали его дуайеном. Одновременно он был послом Коста-Рики в Италии и Югославии.

На этом эпопея не закончилась. Центр дал команду срочно вернуться в Москву. Из Рима ушла телеграмма, в которой господин посол сообщал, что в связи с тяжелой сердечной болезнью супруги вынужден срочно выехать на лечение в Швейцарию. Через несколько дней он с женой и дочкой оказались в Вене, где находилась советская военная администрация. Оттуда уже лежал прямой путь на родину.

Неожиданное исчезновение высокопоставленного дипломата вызвало настоящий переполох в Риме и Коста-Рике. Посыпались запросы в полицейские службы Швейцарии. Но все было бесполезно. След беглеца простыл. Он как в воду канул.

НЕ ТОЛЬКО РАЗВЕДЧИК

Блестяще, без единого прокола, завершив зарубежную миссию, Иосиф Ромуальдович с очаровательной супругой-мексиканкой Лаурой Араухо и маленькой дочкой Надеждой вернулся на родину. Ему предоставили небольшую двухкомнатную квартиру на севере города. Позднее он переехал в просторные апартаменты на Кутузовском проспекте.

Иосиф Григулевич ушел из разведки на пенсию и стал работать в Комитете по связям за границей. Он был убежден, что в короткие сроки в рамках Академии наук откроется учреждение по изучению Южной Америки, и предполагал его возглавить. Но всемогущая инстанция решила иначе.

И Григулевич направил свои стопы в уже существовавший Институт этнографии имени Миклухо-Маклая. Стал руководителем сектора и главным редактором журнала «Общественные науки и современность». В короткие сроки защитил сначала кандидатскую, а в 1965 году и докторскую диссертацию. Она была посвящена теме «Культурная революция на Кубе». Позднее был избран членом-корреспондентом Академии наук.

Иосиф Григулевич – автор огромного количества статей по истории и историографии в отечественной и зарубежной печати. Участвовал в публикации концептуального труда в журнале «Вопросы истории» в 1956 году. Он именовался «Об освободительной войне испанских колоний в Америке (1810–1826)» и вызвал сенсацию в кругах специалистов. Ведь авторы замахнулись на самого Карла Маркса – вроде бы незыблемую икону.

Параллельно в серии научно-популярной литературы один за другим, как из рога изобилия, выходили объемные работы о выдающихся деятелях Латинской Америки. Назовем лишь некоторые: «Боливар», «Панчо Вилья», «Миранда», «Хуарес». Позднее появился фундаментальный труд «Эрнесто Че Гевара и революционный процесс в Латинской Америке».

Иосиф Ромуальдович Григулевич трудился на научном поприще не менее самозабвенно, чем на разведывательном. Его с распростертыми объятиями неоднократно принимали на Кубе, ласково называли «Григула».

Он ушел из жизни после тяжелой болезни 2 июля 1988 года, разменяв 75 лет. Никогда не забуду эту уникальную личность, неизменно придававшую заряд оптимизма, позволявший преодолевать трудности. Благодаря его содействию и настойчивости вышла моя первая научная публикация в солидном издании. Но это уже другая история.

Портрет легендарного разведчика красуется на видном месте в музее Службы внешней разведки в Ясеневе на западе Москвы. Немногие посетители музея могут удостовериться в этом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
1490
В смирненькие уже не гожусь

В смирненькие уже не гожусь

Вячеслав Огрызко

Исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

0
1427
Война в секторе Газа мобилизовала джихадистов на Западе

Война в секторе Газа мобилизовала джихадистов на Западе

Игорь Субботин

США и Нидерланды опасаются всплеска террористических атак

0
1970
Машина израильской демократии перестает работать

Машина израильской демократии перестает работать

Геннадий Петров

Принцип "коней на переправе не меняют" оказался важнее работы над ошибками

0
1859

Другие новости